Слайд 2Операции отношения
Мы уже говорили про арифметические операции и математические функции. Сегодня

поговорим об операциях отношения.
Самое простое, что умеет делать компьютер, – это сравнивать между собой числа и значения числовых выражений. Для этого и предназначены операции отношения.
> больше
>= больше либо равно
< меньше
<= меньше либо равно
== равно
!= не равно
Слайд 3Операции отношения
Каких-то пояснений здесь, видимо, не требуется. Обратите только особое внимание на

операцию сравнения (равно). Поскольку один знак равно = используется для оператора присваивания, то для операции сравнения используется два знака равенства ==. Будьте внимательны и не забывайте об этом. Это частая ошибка, которую совершают начинающие программисты.
Теперь рассмотрим пример. Давайте напишем программу и запустим её.
Слайд 4Операции отношения
task main(){
int a=10,b=5,c=2;
char ch='a';
nxtDisplayTextLine(0,"%d",b>c);
nxtDisplayTextLine(1,"%d",a==b*c);
nxtDisplayTextLine(2,"%d",a!=b*c);
nxtDisplayTextLine(3,"%d",a nxtDisplayTextLine(4,"%d",b>=c+3);

nxtDisplayTextLine(5,"%d",-1<=b);
nxtDisplayTextLine(6,"%d",ch=='a');
nxtDisplayTextLine(7,"%d",ch!='a');
}
В результате выполнения программы мы видим нули и единицы.
Единица – это истина, нуль – ложь!
Вообще, любое число, кроме нуля, интерпретируется как истина.
Слайд 5Логические операции
Кроме операций отношения есть ещё и логические операции. Они используются для

того, чтобы из простых условий создавать сложные. Но, на самом деле ничего сложного нет. Сейчас разберёмся.
Логических операций всего три штуки:
! - логическое НЕ.
&& - логическое И.
|| - логическое ИЛИ.
Разберёмся как они работают.
Слайд 6Логические операции
Оператор логическое НЕ
Записывается: ! (условие)
отрицает выражение, к которому

он был применён. Если условие было истиной, оно становится ложью, а если было ложью, то становится истиной. Вот пример:
task main(){
int a=10,b=5,c=2;
nxtDisplayTextLine(0,"%d",1&&1);
nxtDisplayTextLine(1,"%d", 1&&1);
nxtDisplayTextLine(2,"%d",a!=b*c);
nxtDisplayTextLine(3,"%d",!(a!=b*c));
}
Напишите программу, запустите её. Подумайте над результатом работы программы.
Слайд 7Логические операции
Оператор логическое И
Записывается: (условие1) && (условие2)
Возвращает истину, если оба условия

истинны. Во всех остальных случаях возвращает ложь. Вот пример:
task main(){
int a=10,b=5,c=2;
nxtDisplayTextLine(0,"%d",(b>c)&&(a==b*c));
nxtDisplayTextLine(1,"%d", (bnxtDisplayTextLine(2,"%d", (b>c)&&(a!=b*c));
nxtDisplayTextLine(3,"%d", (bnxtDisplayTextLine(4,"%d", !(b>c)&&(a==b*c));
nxtDisplayTextLine(5,"%d", !(bnxtDisplayTextLine(6,"%d", !((b>c)&&(a==b*c)));
}
Напишите программу, запустите её. Подумайте над результатом работы программы.
Слайд 8Логические операции
Оператор логическое ИЛИ
Записывается: (условие1) || (условие2)
Возвращает истину, если хотя бы

одно из условий истина или оба условия сразу истинны. Иначе возвращает ложь. Пример:
task main(){
int a=10,b=5,c=2;
nxtDisplayTextLine(0,"%d",(b>c)||(a==b*c));
nxtDisplayTextLine(1,"%d", (bnxtDisplayTextLine(2,"%d", (b>c) ||(a!=b*c));
nxtDisplayTextLine(3,"%d", (bnxtDisplayTextLine(4,"%d", !(b>c) ||(a==b*c));
nxtDisplayTextLine(5,"%d", !(bnxtDisplayTextLine(6,"%d", !((b>c) ||(a==b*c)));
}
Напишите программу, запустите её. Подумайте над результатом работы программы.
Слайд 9Приоритет логических операций
Для логических операций тоже есть определённая очерёдность выполнения.
1. Операции

в скобках
2. Логическая операция НЕ
3. Логическая операция И
4. Логическая операция ИЛИ
Включим логические операции в общий список приоритетов операций, который мы составляли для арифметических операций и математических функций.
1. Операции в скобках
2. вычисляются функции (например, sqrt(), cos() и др.)
3. Логическая операция НЕ
4. умножение, деление, остаток от деления (слева направо)
5. сложение, вычитание
6. Логическая операция И
7. Логическая операция ИЛИ
8. выполняется присваивание
Слайд 10Задача 1.
Отметьте все логические выражения, значения которых истина:
1. 2<33
2. 8%2

!= 4
3. 8 > 3
4. 1 == 1
5. -1
6. 1
7. 0
Слайд 11Задача 2.
Отметьте все логические выражения, значения которых ложь.
1. 0
2. 10

!= 10
3. 8%2 == 0
4. 2 > 3
5. 1 == 0
6. 2< 3
7. 1
Слайд 12Задача 3.
Отметьте все логические выражения, значения которых истина:
1. 0 && 0
2.

1 && 0
3. 1 && 1
4. 0 || 1
5. 1 || 0
6. 0 || 0
7. 1 || 1
8. 0 && 1
Слайд 13Задача 4.
Отметьте все логические выражения, значения которых ложь:
1. 0 && 0
2.

0 && 1
3. 0 || 0
4. 1 && 0
Слайд 14Задача 5.
Дано следующее логическое отношение: !(a&&b)||(!a&&b). Выберите вариант(ы), в котором(ых) значения переменных

a и b такие, что значение данного логического выражения истина.
1. a = 1, b = 1
2. a = 0, b = -2
3. a = 1, b = 0
4. a = 0, b = 0
5. a = 0, b = 1
Слайд 15Задача 6.
Задана следующая таблица истинности:
| a | b | c |

X |
| 1 | 0 | 0 | 1 |
| 0 | 0 | 0 | 0 |
| 1 | 1 | 1 | 0 |
Выберите логическое выражение, которое удовлетворяет данной таблице истинности.
1. X = a && !b && !c
2. X = a || !b || !c
3. X = a && b && c
4. X = !a && !b && !c
Слайд 16Задача 7.
Напишите программу сравнивающие два целых числа. А именно, для заданных двух

целых чисел x, y программа выдаёт:
1 -- если x=y
0 -- если x≠y
Слайд 17Задача 8*
На координатной плоскости OXY задана точка A(x,y). Необходимо указать квадрант, в

котором она расположена. Номера квадрантов:
I – x>0, y>0;
II – x<0, y>0;
III – x<0, y<0;
IV – x>0, y<0;
Для двух вещественных чисел x и y, которые не равны нулю, написать программу, которая вычисляет одно целое число – номер квадранта.
Замечание. Для решения этой задачи достаточно тех знаний, которые были изучены на этом уроке.
Подсказка. Выражение (x>0)*14 при x>0 даёт значение 14, при x≤0 -- значение 0.
Слайд 18Ответы к задачам
1, 2, 3, 4, 5, 6
1, 2, 4, 5
3, 4,

5, 7
1, 2, 3, 4
2, 3, 4, 5
1
7. task main(){
int x=3, y=2;// x=4, y=4
nxtDisplayTextLine(1,”%d”,x==y);
}
8. task main(){
int n;
float x=4, y=-9;
n=((x>0)&&(y>0))+2*((x<0)&&(y>0))+3*((x<0)&&(y<0))+4*((x>0)&&(y<0));
nxtDisplayTextLine(1,”%d”,n);
}