Слайд 2ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ. ЭПИГРАММА
Что пользы, — говорит расчетливый Свиньин,—
Мне кланяться развалинам бесплодным
Пальмиры,
![ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ. ЭПИГРАММА Что пользы, — говорит расчетливый Свиньин,— Мне кланяться](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-1.jpg)
Трои иль Афин?
Пусть дорожит Парнаса гражданин
Воспоминаньем благородным;
Я не поэт, а дворянин,
И лучше в Грузино пойду путем доходным:
Там, кланяясь, могу я выкланяться в чин.
Слайд 3ИЗ ПИСЬМА А.С. ПУШКИНА
К П.А. ВЯЗЕМСКОМУ
1825, 10 авг.
Что твой Байрон? перешли мне
![ИЗ ПИСЬМА А.С. ПУШКИНА К П.А. ВЯЗЕМСКОМУ 1825, 10 авг. Что твой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-2.jpg)
его прежде печати; да нет ли стихов покойного поэта Вяземского, хоть эпиграмм? Знаешь ли его лучшую эпиграмму: Что нужды? говорит расчетливый etc. Виноват! я самовластно сделал в ней перемены, перемешав стихи следующим образом: 1, 2, 3–7, 8–4, 5, 6. — Не напечатать ли, сказав: Нет, я в прихожую пойду путем доходным, если цензура не пропустит осьмого стиха, так и без него обойдемся; главная прелесть: Я не поэт, а дворянин! и еще прелестнее после посвящения «Войнаровского», на которое мой Дельвиг уморительно сердится.
Слайд 4ЭПИГРАММА ПЕТРА ВЯЗЕМСКОГО В РЕДАКЦИИ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
Что пользы, — говорит расчетливый Свиньин,
![ЭПИГРАММА ПЕТРА ВЯЗЕМСКОГО В РЕДАКЦИИ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА Что пользы, — говорит расчетливый](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-3.jpg)
—
Мне кланяться развалинам бесплодным
Пальмиры, Трои иль Афин?
И лучше в Грузино пойду путем доходным:
Там, кланяясь, могу я выкланяться в чин.
Пусть дорожит Парнаса гражданин
Воспоминаньем благородным;
Я не поэт, а дворянин.
Слайд 5
КОМПОЗИЦИЯ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
КОМПОЗИЦИЯ - (от лат. compositio - составление, соединение, сложение) -
![КОМПОЗИЦИЯ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ КОМПОЗИЦИЯ - (от лат. compositio - составление, соединение, сложение)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-4.jpg)
построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В самом общем виде выделяют линейную (например, роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история"), инверсионную (например, рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание"), кольцевую (например, рассказ В. Набокова "Круг") и т. д.
Слайд 6КОМПОЗИЦИЯ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio - сочинение, составление, примирение; англ. composition) —
![КОМПОЗИЦИЯ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio - сочинение, составление, примирение; англ.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-5.jpg)
в древнем праве возмещение причиненного вреда, обычно денежное возмещение родственникам убитого или потерпевшему за нанесенные ему телесные повреждения. Такое вознаграждение (в натуре или деньгах) уплачивалось виновным (обидчиком) и его родственниками. Размер вознаграждения обычно устанавливался по взаимному соглашению, позднее регулировался обычаями. Система К. как пережиток первобытнообщинного строя сохранялась на ранних ступенях развития рабовладельческого и феодального обществ. Постепенно система К. была заменена различными видами наказаний.
Слайд 7КОМПОЗИЦИЯ В ИСКУССТВЕ
«С самого начала уже одно слово "Композиция" звучало для меня
![КОМПОЗИЦИЯ В ИСКУССТВЕ «С самого начала уже одно слово "Композиция" звучало для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-6.jpg)
как молитва. Оно наполняло душу благоговением. И до сих пор я испытываю боль, когда вижу, как легкомысленно зачастую с ним обращаются…»
Василий Кандинский
Слайд 8ГЕНРИХ ВЁЛЬФЛИН:
Композиция — это «...расчлененное целое, в котором каждая часть достаточно выразительна
![ГЕНРИХ ВЁЛЬФЛИН: Композиция — это «...расчлененное целое, в котором каждая часть достаточно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-7.jpg)
и может быть воспринята сама по себе, хотя в то же время ясно видна ее связь с целым, ее включенность в целостную форму»
Слайд 9ЕВГЕНИЙ КИБРИК:
«Ничто в композиции не должно повторяться. Ни величины, ни пятна, ни
![ЕВГЕНИЙ КИБРИК: «Ничто в композиции не должно повторяться. Ни величины, ни пятна,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-8.jpg)
интервалы — "паузы", ни типы, ни жесты... Целое просто и нерасторжимо, детали бесконечно многообразны»
Слайд 10ВЛАДИМИР ФАВОРСКИЙ:
«...цельность предполагает сложность; только сложное цельно. И не простую сложность. Сложность
![ВЛАДИМИР ФАВОРСКИЙ: «...цельность предполагает сложность; только сложное цельно. И не простую сложность.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-9.jpg)
такую, которая предполагает синтез противоположностей».
Слайд 11ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ
Принцип соразмерности и пропорциональности
Принцип единства и гармонии
![ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ Принцип соразмерности и пропорциональности Принцип единства и гармонии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-10.jpg)
Слайд 12КОМПОЗИЦИЯДЛЯ РЕДАКТОРА:
КОМПОЗИЦИЯ - построение литературного произведения, схема развертывания его содержания, реализация общего
![КОМПОЗИЦИЯДЛЯ РЕДАКТОРА: КОМПОЗИЦИЯ - построение литературного произведения, схема развертывания его содержания, реализация](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-11.jpg)
плана, фиксирующего последовательность частей текста, их взаимосвязь. В качестве синонима термина композиция может быть использован термин архитектоника.
Слайд 13ФУНКЦИИ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ И МЕДИАТЕКСТЕ
Основная функция композиции - достижение логического
![ФУНКЦИИ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ И МЕДИАТЕКСТЕ Основная функция композиции - достижение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-12.jpg)
единства идеи и темы произведения. В произведениях художественной литературы композицию определяет сюжет, в текстах СМИ, базой которых является факт, информационный повод, основой построения служит типовая схема, композиционный стереотип. При анализе композиции на первый план выходят понятия связности и целостности текста.
Слайд 14РЕДАКТОРСКАЯ ОЦЕНКА ПРИЕМОВ КОМПОЗИЦИИ НОВОСТИ
Схемы построения информационных сообщений фиксируют смысловые отношения между
![РЕДАКТОРСКАЯ ОЦЕНКА ПРИЕМОВ КОМПОЗИЦИИ НОВОСТИ Схемы построения информационных сообщений фиксируют смысловые отношения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-13.jpg)
их частями и последовательность этих частей по так называемому принципу перевернутой пирамиды. В основе построения –выделение главного новостного факта. Распределение информации происходит в порядке убывания ее важности: в хедлайне (ведущей строке) кратко излагается главная (или единственная) новостная информация, лид раскрывает содержание новости, может быть выделен как заголовок, корпус содержит, осталыной текст, проявляет связь фактов, изложенных в хедлайне и лиде. Бэкграунд представляет сведения справочного характера, не сообщающие новых фактов, но поясняющие новость. Графические приемы выделения хедлайна и лида помогают читателю ориентироваться в содержании сообщения. Последовательность ответов на шесть «классических вопросов»: кто? что? когда? где? как? и почему? - определяется автором.
Слайд 15РЕДАКТОРСКАЯ ОЦЕНКА ПРИЕМОВ КОМПОЗИЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕДИАТЕКСТОВ
Для аналитических жанров, предполагающих проведение исследования, анализ
![РЕДАКТОРСКАЯ ОЦЕНКА ПРИЕМОВ КОМПОЗИЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕДИАТЕКСТОВ Для аналитических жанров, предполагающих проведение исследования,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-14.jpg)
фактов, их интерпретацию, характерны строгие логические построения.
Слайд 16РЕДАКТОРСКАЯ ОЦЕНКА ПРИЕМОВ КОМПОЗИЦИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ МЕДИАТЕКСТОВ
Для композиции жанров публицистических и художественно-публицистических -
![РЕДАКТОРСКАЯ ОЦЕНКА ПРИЕМОВ КОМПОЗИЦИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ МЕДИАТЕКСТОВ Для композиции жанров публицистических и художественно-публицистических](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-15.jpg)
приемы образные, близкие приемам художественной литературы.
Слайд 17СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕДИАТЕКСТА
![СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕДИАТЕКСТА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-16.jpg)
Слайд 19СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАГОЛОВКА
Заголовки информационных публикаций должны быть предметны и однозначны, заголовки аналитических
![СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАГОЛОВКА Заголовки информационных публикаций должны быть предметны и однозначны, заголовки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-18.jpg)
и художественно-публицистических материалов могут использовать ассоциативные связи, выразителями которых служат слова и словосочетания, обладающие для читателя запасом определенных смыслов.
Слайд 20КОНСТРУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА
новостных сообщений закреплена стандартом (см.выше).
в аналитических и художественно-публицистических
![КОНСТРУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА новостных сообщений закреплена стандартом (см.выше). в аналитических и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-19.jpg)
текстах в заголовок может быть вынесена фраза, опорная для смысла, использованы различные риторические приемы.
Слайд 21КОНТАКТНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАГОЛОВКА
служит привлечению внимания к публикации, пробуждению к ней доверия. Осуществление
![КОНТАКТНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАГОЛОВКА служит привлечению внимания к публикации, пробуждению к ней доверия.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-20.jpg)
контактной функции опирается на знание психологии читателя, апеллирует к его памяти. Заголовок может быть доверительным по тону, использовать эффект неожиданности и другие приемы, помогающие заинтересовать адресата, но не должен входить в противоречие с информационной функцией. Сенсационные заголовки не только искажают факты, но и нарушают зачастую этические нормы. Информативность, точность смысла и формы заголовка - средство установить контакт с читателем, заинтересовать его, побудить к прочтению публикации. Нарочито «красивые» неточные фразы этой задачи не выполняют.
Слайд 22ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ КОМПОЗИЦИИ :
• отход от темы;
• неудачно выбранный принцип расположения частей;
•
![ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ КОМПОЗИЦИИ : • отход от темы; • неудачно выбранный принцип](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-21.jpg)
неоправданное нарушение последовательности изложения;
• несоразмерность частей;
• неудачные композиционные приемы;
• непрочность связей между частями;
• нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, начало, концовка).
Слайд 23АВТОРСКИЙ ПЛАН ТЕКСТА
- фиксирует тему, требования жанра, принцип смысловой группировки материала,
- обеспечивает
![АВТОРСКИЙ ПЛАН ТЕКСТА - фиксирует тему, требования жанра, принцип смысловой группировки материала,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-22.jpg)
целостность текстовой конструкции
Слайд 24РАБОТА РЕДАКТОРА НАД ПЛАНОМ ТЕКСТА
В своей практике редактор встречается с планами трёх
![РАБОТА РЕДАКТОРА НАД ПЛАНОМ ТЕКСТА В своей практике редактор встречается с планами](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/878301/slide-23.jpg)
видов:
авторским планом будущего текста,
планом уже написанного текста
планом редакторских изменений, включающим рекомендации по уточнению и переработке текста.