Стандартная библиотека STL

Содержание

Слайд 2

Темы лекции

Темы лекции

Слайд 3

Библиотека стандартных шаблонов (STL) (англ. Standard Template Library) — набор согласованных обобщённых алгоритмов, контейнеров, средств доступа к их

Библиотека стандартных шаблонов (STL) (англ. Standard Template Library) — набор согласованных обобщённых
содержимому и различных вспомогательных функций в C++.
Библиотека стандартных шаблонов до включения в стандарт  C++.  была сторонней разработкой, вначале — фирмы HP, а затем SGI. Стандарт языка не называет её «STL», так как эта библиотека стала неотъемлемой частью языка, однако многие люди до сих пор используют это название, чтобы отличать её от остальной части стандартной библиотеки (потоки ввода-вывода (iostream), подраздел Си и др.).
Проект под названием STLPort, основанный на SGI STL, осуществляет постоянное обновление STL, iostream и строковых классов. Некоторые другие проекты также занимаются разработкой частных применений стандартной библиотеки для различных конструкторских задач. Каждый производитель компиляторов C++ обязательно поставляет какую-либо реализацию этой библиотеки, так как она является очень важной частью стандарта и широко используется.
Архитектура STL была разработана Александром Степановым и Менг Ли.

Слайд 4

Состав STL:

контейнеры,
итераторы,
алгоритмы,
аллокаторы,
адаптеры.
Контейнер – хранилище, единицами хранения (элементами) являются другие объекты + набор

Состав STL: контейнеры, итераторы, алгоритмы, аллокаторы, адаптеры. Контейнер – хранилище, единицами хранения
методов, предназначенных для манипулирования элементами контейнера. В контейнере может быть только один тип данных.

Слайд 5

Состав STL:
Последовательный контейнер представляет множество объектов одного типа в строго линейной последовательности.

Состав STL: Последовательный контейнер представляет множество объектов одного типа в строго линейной
Ассоциативный контейнер обеспечивает быструю выборку данных, соответствующих указанному ключу. Для реализации ассоциативных контейнеров используются двоичные деревья.

КОНТЕЙНЕРЫ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ

АССОЦИАТИВНЫЕ

VECTOR

DEQUE

LIST

SET

MAP

MULTI-SET

MULTI-MAP

Слайд 8

Шаблоны

STL основывается на понятии шаблона.
Предположим, что для некоторого числа
х

Шаблоны STL основывается на понятии шаблона. Предположим, что для некоторого числа х
> 0 нужно часто вычислять значение выражения:
2 * х + (х * х + 1) / (2 * х),
где х может быть типа double или int. Например, если х имеет тип double и равен 5.0, тогда значение выражения составляет 12.6, но если х имеет тип int и равен 5, то значение выражения будет 12.

Слайд 9

Шаблонные функции

Вместо того чтобы писать две функции:
double f(double x)

Шаблонные функции Вместо того чтобы писать две функции: double f(double x) {
{ double x2 = 2 * х;
return x2 + (х * х + 1)/х2;
}
и
int f(int x)
{ int x2 = 2 * х;
return х2 + (х * х + 1)/х2;
}
нам достаточно создать один шаблон:

Слайд 10

Шаблонные функции

// ftempl.срр: Шаблонная функция.
#include
using namespace std;
 template
T

Шаблонные функции // ftempl.срр: Шаблонная функция. #include using namespace std; template T
f (T x)
{ T x2 = 2 * x;
return x2 + (x * x + 1)/x2;
}
int main()
{ cout << f(5.0) << endl << f(5) << endl;
return 0;
}
Программа выведет: 12.6 12
В этом шаблоне Т – тип, задаваемый аргументом при вызове f.

Слайд 11

Шаблонные структуры

Пусть нам нужна структура Pair, чтобы хранить пары значений. Иногда

Шаблонные структуры Пусть нам нужна структура Pair, чтобы хранить пары значений. Иногда
оба значения принадлежат к типу double, иногда к типу int. Тогда вместо двух новых структур:

struct PairDouble
{
void showQ();
double x, y;
};
void PairDouble::showQ()
{
cout << x/y << endl;
}

struct Pairlnt
{
void showQ();
int x, y;
};
void PairInt::showQ()
{
cout << x/y << endl;
}

Слайд 12

Шаблонные структуры

Вместо этого напишем одну шаблонную структуру:
// cltempl.срр:
#include
template
struct

Шаблонные структуры Вместо этого напишем одну шаблонную структуру: // cltempl.срр: #include template
Pair
{
void showQ();
T x, y;
};

Слайд 13

Шаблонные структуры

template < typename T>
void Pair::showQ()
{
cout << x/y <<

Шаблонные структуры template void Pair ::showQ() { cout } int main() {
endl;
}
int main()
{
Pair a(37.0, 5.0);
Pair u(37, 5);
a.showQ();
u.showQ();
return 0; }

Слайд 14

Замечания

Как пользователи STL мы можем не беспокоиться об определениях, так как

Замечания Как пользователи STL мы можем не беспокоиться об определениях, так как
шаблонные функции, структуры и классы STL доступны в виде файлов заголовков, которые можно использовать, не вдаваясь в подробности их программирования.
Единственный аспект применения шаблонов, который мы увидим в наших программах, это обозначение фактического типа с помощью конструкции наподобие Pair.
Процесс создания конкретной версии шаблонной функции называется инстанцированием шаблона или созданием экземпляра.

Слайд 16

Идея итераторов:

Итератор – аналог указателя. Получив итератор какого-то элемента контейнера при

Идея итераторов: Итератор – аналог указателя. Получив итератор какого-то элемента контейнера при
помощи операторов инкремента ++ и -- можно перейти к следующему и предыдущему элементу контейнера
Итераторы можно назвать посредниками между алгоритмами и контейнерами, потому что многие алгоритмы используют итераторы для того, чтобы перебрать элементы в контейнере.
Разыменованный итератор – это данные элемента контейнера, их можно получить или изменить.
Для каждого класса контейнеров определяется свой класс итераторов, однако интерфейсы итераторов разных контейнеров полностью совпадают.

Слайд 17

Итераторы
Какие функции должен выполнять итератор?
Возможность разыменования того объекта, на который указывает итератор.
Возможность

Итераторы Какие функции должен выполнять итератор? Возможность разыменования того объекта, на который
изменить объект, на который указывает итератор.
Возможность сравнения итераторов (==), например, определить, дошли ли до конечного элемента контейнера.
Итераторы, обладающие такими свойствами называются базовыми (Trivial Iterator) и практического применения такие итераторы не имеют. К итераторам добавляются новые свойства и получаем новые виды контейнеров.

Слайд 18

Типы Итераторы

Input Iterator – получаем доступ только для чтения данных (необходим

Типы Итераторы Input Iterator – получаем доступ только для чтения данных (необходим
инкремент).
Output Iterator – нужно уметь записывать данные в контейнер.
Forward Iterator – чтение и запись данных (перемещение в одном направлении).
Bidirectional Iterator – перемещение не только в прямом, но и в обратном направлениях.
Random Access Iterator – произвольный доступ к любому элементу контейнера таким образом, что время доступа к любому элементу не зависит от размера контейнера.

Слайд 19

Иерархия итераторов

Random Access Iterator
Bidirectional Iterator
Forward Iterator
Input Iterator Output Iterator

Иерархия итераторов Random Access Iterator Bidirectional Iterator Forward Iterator Input Iterator Output

Trivial Iterator
Все итераторы, которые находятся выше, включают в себя функциональность операторов, находящихся ниже.

Слайд 20

Итераторы обеспечивают доступ к элементам контейнера. С помощью итераторов очень удобно перебирать

Итераторы обеспечивают доступ к элементам контейнера. С помощью итераторов очень удобно перебирать
элементы. Итератор описывается типом iterator. Но для каждого контейнера конкретный тип итератора будет отличаться.
Для получения итераторов контейнеры в C++ обладают такими функциями, как begin() и end().
Функция begin() возвращает итератор, который указывает на первый элемент контейнера (при наличии в контейнере элементов).
Функция end() возвращает итератор, который указывает на следующую позицию после последнего элемента, то есть по сути на конец контейнера.
Если контейнер пуст, то итераторы, возвращаемые обоими методами begin и end совпадают.
Если итератор begin не равен итератору end, то между ними есть как минимум один элемент.
Обе этих функции возвращают итератор для конкретного типа контейнера

Слайд 21

Операции с итераторами
С итераторами можно проводить следующие операции:
*iter: получение элемента, на который

Операции с итераторами С итераторами можно проводить следующие операции: *iter: получение элемента,
указывает итератор
++iter: перемещение итератора вперед для обращения к следующему элементу
--iter: перемещение итератора назад для обращения к предыдущему элементу. Итераторы контейнера forward_list не поддерживают операцию декремента.
iter1 == iter2: два итератора равны, если они указывают на один и тот же элемент
iter1 != iter2: два итератора не равны, если они указывают на разные элементы

Слайд 23

Алгоритмы

Алгориты делятся на несколько категорий:
немодифицирующие алгоритмы (не изменяющие порядок следования элементов

Алгоритмы Алгориты делятся на несколько категорий: немодифицирующие алгоритмы (не изменяющие порядок следования
в контейнере) – count, count_if, find, find_if и др.;
модифицирующие алгоритмы (изменяющие порядок следования элементов в контейнере) - copy, replace, reverse, swap (обмен местами двух элементов) и др.;
алгоритмы сортировки и поиска (упорядочивание, поиск, слияние и т.д.) – merge, sort, stable_sort (сохраняет порядок для одинаковых элементов), partial_sort (частичная сортировка), max_element и др.;
алгоритмы работы с множествами – accumulate, includes set_intersection set_difference и др.
Численные алгоритмы (подключаем заголовочный файл)

Слайд 24

Аллокаторы

Аллокаторы предназначены для выделения и освобождения памяти, – низкоуровневый интерфейс. Если

Аллокаторы Аллокаторы предназначены для выделения и освобождения памяти, – низкоуровневый интерфейс. Если
контейнер выделяет память при помощи аллокатора, то при удалении контейнера можно не заботиться об освобождении памяти, всё делается автоматически.
Адаптеры – это классы, которые упрощают интерфейс для доступа к объектам другого класса.
Одним из недостатков STL является не очень удобная работа с итераторами, т.е. после добавления или удаления элемента в/из контейнера итератор может стать недействительным.

Слайд 26

Синтаксис вызова обобщенного алгоритма find
where = find(first, last, value);
Параметры:
• first

Синтаксис вызова обобщенного алгоритма find where = find(first, last, value); Параметры: •
- итератор, указывающий на позицию начала поиска;
• last - итератор, указывающий на позицию завершения поиска.
• value - искомое значение.
Возвращаемое значение:
итератор where, указывающий на позицию, в которой был обнаружен элемент со значением value. Возвращается 1-й по порядку элемент. Если ни одного элемента со значением value не найдено, find возвращает итератор, который указывает на значение "за концом" контейнера (last).

Алгоритм find.

Пример обобщенного алгоритма

Обобщенный алгоритм find используется для поиска заданного значения в контейнере. Может использоваться с любыми контейнерами STL.

Слайд 27

#include
#include
#include
#include // Алгоритм find
using namespace std;

#include #include #include #include // Алгоритм find using namespace std; int main()

int main()
{
cout << "Демонстрация работы обобщенного алгоритма "
<< "find с массивом." << endl;
char s[] = "C++ is a better C";
int len = strlen(s);
// Вызываем find - ищем первое вхождение символа 'е':
const char* where = find(&s[0], &s[len], 'e');
assert (*where == 'e' && *(where+1) == 't');
cout << " ======= Ok!" << endl;
return 0;
}

Слайд 28

Понятие итератора является ключевым в STL. Алгоритмы STL написаны с применением итераторов

Понятие итератора является ключевым в STL. Алгоритмы STL написаны с применением итераторов
в качестве параметров, а контейнеры STL предоставляют итераторы, которые затем могут "включаться" в алгоритмы.

Слайд 30

Vector (Вектор) .

Vector (Вектор) .

Слайд 31

Vector — это замена стандартному динамическому массиву, память для которого выделяется вручную,

Vector — это замена стандартному динамическому массиву, память для которого выделяется вручную,
с помощью оператора new.
Разработчики языка рекомендуют в использовать именно vector вместо ручного выделения памяти для массива. Это позволяет избежать утечек памяти и облегчает работу программисту.
Пример:

#include
#include
using namespace std;
void main()
{
// Вектор из 10 элементов типа int
vector v1(10);
// Вектор из элементов типа float
// С неопределенным размером
vector v2;
// Вектор, состоящий из 10 элементов типа int
// По умолчанию все элементы заполняются нулями
vector v3(10, 0);
}

Слайд 32

Методы Vector:
push_back() — добавить последний элемент
pop_back() — удалить последний элемент
clear() — удалить

Методы Vector: push_back() — добавить последний элемент pop_back() — удалить последний элемент
все элементы вектора
empty() — проверить вектор на пустоту
size() — возврат размера

std::vector v = { 1,2,3,4 };
std::vector::iterator iter = v.begin(); // получаем итератор

Слайд 33

#include
#include
#include
#include // Алгоритм find
using

#include #include #include #include // Алгоритм find using namespace std; int main()
namespace std;
<Функция make (создание контейнера символов) >
int main()
{
cout << "Работа алгоритма find с вектором." << endl;
vector vectorl =
make< vector >("C++ is a better C");
vector::iterator where =
find(vectorl.begin(), vectorl.end(), 'e');
assert (*where == 'e' && *(where + 1) == 't');
cout << " ===== Ok!" << endl;
return 0;
}

Ниже - пример работы алгоритма find с вектором.

Слайд 35

Контейнер list представляет двухсвязный список. Для его использования необходимо подключить заголовочный файл list:
Создание списка:

#include

std::list

Контейнер list представляет двухсвязный список. Для его использования необходимо подключить заголовочный файл
list1; // пустой список
std::list list2(5); // список list2 состоит из 5 чисел, каждый элемент имеет значение по умолчанию
std::list list3(5, 2); // список list3 состоит из 5 чисел, каждое число равно 2
std::list list4{ 1, 2, 4, 5 }; // список list4 состоит из чисел 1, 2, 4, 5
std::list list5 = { 1, 2, 3, 5 }; // список list5 состоит из чисел 1, 2, 4, 5
std::list list6(list4); // список list6 - копия списка list4
std::list list7 = list4; // список list7 - копия списка list4

Слайд 36

Получение элементов
В отличие от других контейнеров для типа list не определена операция

Получение элементов В отличие от других контейнеров для типа list не определена
обращения по индексу или функция at(), которая выполняет похожую задачу.
Тем не менее для контейнера list можно использовать функции front() и back(), которые возвращают соответственно первый и последний элементы.
Чтобы обратиться к элементам, которые находятся в середине (после первого и до последнего элементов), придется выполнять перебор элементов с помощью циклов или итераторов:

Слайд 37


#include
#include
int main()
{
std::list numbers = { 1, 2, 3, 4,

#include #include int main() { std::list numbers = { 1, 2, 3,
5 };
int first = numbers.front(); // 1
int last = numbers.back(); // 5
// перебор в цикле
for (int n : numbers)
std::cout << n << "\t";
std::cout << std::endl;
// перебор с помощью итераторов
for (auto iter = numbers.begin(); iter != numbers.end(); iter++)
{
std::cout << *iter << "\t";
}
std::cout << std::endl;
return 0;
}

Слайд 38

Размер списка
Для получения размера списка можно использовать функцию size():
Функция empty() позволяет узнать, пуст ли список.

Размер списка Для получения размера списка можно использовать функцию size(): Функция empty()
Если он пуст, то функция возвращает значение true, иначе возвращается значение false:
С помощью функции resize() можно изменить размер списка. Эта функция имеет две формы:
resize(n): оставляет в списке n первых элементов. Если список содержит больше элементов, то он усекается до первых n элементов. Если размер списка меньше n, то добавляются недостающие элементы и инициализируются значением по умолчанию
resize(n, value): также оставляет в списке n первых элементов. Если размер списка меньше n, то добавляются недостающие элементы со значением value

std::list numbers = { 1, 2, 3, 4, 5 };
int size = numbers.size(); // 5

std::list numbers = { 1, 2, 3, 4, 5 };
if (numbers.empty())
std::cout << "The list is empty" << std::endl;
else
std::cout << "The list is not empty" << std::endl;

Слайд 39


std::list numbers = { 1, 2, 3, 4, 5, 6 };
numbers.resize(4); //

std::list numbers = { 1, 2, 3, 4, 5, 6 }; numbers.resize(4);
оставляем первые четыре элемента - numbers = {1, 2, 3, 4}
numbers.resize(6, 8); // numbers = {1, 2, 3, 4, 8, 8}

Слайд 40

Изменение элементов списка
Функция assign() позволяет заменить все элементы списка определенным набором. Она имеет следующие

Изменение элементов списка Функция assign() позволяет заменить все элементы списка определенным набором.
формы:
assign(il): заменяет содержимое контейнера элементами из списка инициализации il
assign(n, value): заменяет содержимое контейнера n элементами, которые имеют значение value
assign(begin, end): заменяет содержимое контейнера элементами из диапазона, на начало и конец которого указывают итераторы begin и end

std::list numbers = { 1, 2, 3, 4, 5 };
numbers.assign({ 21, 22, 23, 24, 25 }); // numbers = { 21, 22, 23, 24, 25 }
numbers.assign(4, 3); // numbers = {3, 3, 3, 3}
std::list values = { 6, 7, 8, 9, 10, 11 };
auto start = ++values.begin(); // итератор указывает на второй элемент из values
auto end = values.end();
numbers.assign(start, end); // numbers = { 7, 8, 9, 10, 11 }

Слайд 41

Функция swap() обменивает значениями два списка:

std::list list1 = { 1, 2, 3, 4, 5

Функция swap() обменивает значениями два списка: std::list list1 = { 1, 2,
};
std::list list2 = { 6, 7, 8, 9};
list1.swap(list2);
// list1 = { 6, 7, 8, 9};
// list2 = { 1, 2, 3, 4, 5 };

Слайд 42

Добавление элементов
Для добавления элементов в контейнер list применяется ряд функций.
push_back(val): добавляет значение

Добавление элементов Для добавления элементов в контейнер list применяется ряд функций. push_back(val):
val в конец списка
push_front(val): добавляет значение val в начало списка
emplace_back(val): добавляет значение val в конец списка
emplace_front(val): добавляет значение val в начало списка
emplace(pos, val): вставляет элемент val на позицию, на которую указывает итератор pos. Возвращает итератор на добавленный элемент
insert(pos, val): вставляет элемент val на позицию, на которую указывает итератор pos, аналогично функции emplace. Возвращает итератор на добавленный элемент
insert(pos, n, val): вставляет n элементов val начиная с позиции, на которую указывает итератор pos. Возвращает итератор на первый добавленный элемент. Если n = 0, то возвращается итератор pos.
insert(pos, begin, end): вставляет начиная с позиции, на которую указывает итератор pos, элементы из другого контейнера из диапазона между итераторами begin и end. Возвращает итератор на первый добавленный элемент. Если между итераторами begin и end нет элементов, то возвращается итератор pos.
insert(pos, values): вставляет список значений values начиная с позиции, на которую указывает итератор pos. Возвращает итератор на первый добавленный элемент. Если values не содержит элементов, то возвращается итератор pos.

Слайд 43

Функции push_back(), push_front(), emplace_back() и emplace_front():
Добавление в середину списка с помощью функции emplace():

std::list

Функции push_back(), push_front(), emplace_back() и emplace_front(): Добавление в середину списка с помощью
numbers = { 1, 2, 3, 4, 5 };
numbers.push_back(23); // { 1, 2, 3, 4, 5, 23 }
numbers.push_front(15); // { 15, 1, 2, 3, 4, 5, 23 }
numbers.emplace_back(24); // { 15, 1, 2, 3, 4, 5, 23, 24 }
numbers.emplace_front(14); // { 14, 15, 1, 2, 3, 4, 5, 23, 24 }

std::list numbers = { 1, 2, 3, 4, 5 };
auto iter = ++numbers.cbegin(); // итератор указывает на второй элемент
numbers.emplace(iter, 8); // добавляем после первого элемента numbers = { 1, 8, 2, 3, 4, 5};

Слайд 44

Добавление в середину списка с помощью функции insert():

std::list numbers1 = { 1, 2,

Добавление в середину списка с помощью функции insert(): std::list numbers1 = {
3, 4, 5 };
auto iter1 = numbers1.cbegin(); // итератор указывает на первый элемент
numbers1.insert(iter1, 0); // добавляем начало списка
//numbers1 = { 0, 1, 2, 3, 4, 5};
std::list numbers2 = { 1, 2, 3, 4, 5 };
auto iter2 = numbers2.cbegin(); // итератор указывает на первый элемент
numbers2.insert(++iter2, 3, 4); // добавляем после первого элемента три четверки
//numbers2 = { 1, 4, 4, 4, 2, 3, 4, 5};
std::list values = { 10, 20, 30, 40, 50 };
std::list numbers3 = { 1, 2, 3, 4, 5 };
auto iter3 = numbers3.cbegin(); // итератор указывает на первый элемент
// добавляем в начало все элементы из values
numbers3.insert(iter3, values.begin(), values.end());
//numbers3 = { 10, 20, 30, 40, 50, 1, 2, 3, 4, 5};
std::list numbers4 = { 1, 2, 3, 4, 5 };
auto iter4 = numbers4.cend(); // итератор указывает на позицию за последним элементом
// добавляем в конец список из трех элементов
numbers4.insert(iter4, { 21, 22, 23 });
//numbers4 = { 1, 2, 3, 4, 5, 21, 22, 23};

Слайд 45

Удаление элементов
Для удаления элементов из контейнера list могут применяться следующие функции:
clear(p): удаляет

Удаление элементов Для удаления элементов из контейнера list могут применяться следующие функции:
все элементы
pop_back(): удаляет последний элемент
pop_front(): удаляет первый элемент
erase(p): удаляет элемент, на который указывает итератор p. Возвращает итератор на элемент, следующий после удаленного, или на конец контейнера, если удален последний элемент
erase(begin, end): удаляет элементы из диапазона, на начало и конец которого указывают итераторы begin и end. Возвращает итератор на элемент, следующий после последнего удаленного, или на конец контейнера, если удален последний элемент

std::list numbers = { 1, 2, 3, 4, 5 };
numbers.pop_front(); // numbers = { 2, 3, 4, 5 }
numbers.pop_back(); // numbers = { 2, 3, 4 }
numbers.clear(); // numbers ={}
numbers = { 1, 2, 3, 4, 5 };
auto iter = numbers.cbegin(); // указатель на первый элемент
numbers.erase(iter); // удаляем первый элемент
// numbers = { 2, 4, 5, 6 }
numbers = { 1, 2, 3, 4, 5 };
auto begin = numbers.begin(); // указатель на первый элемент
auto end = numbers.end(); // указатель на последний элемент
numbers.erase(++begin, --end); // удаляем со второго элемента до последнего
//numbers = {1, 5}

Слайд 46

#include
#include
#include
#include
using namespace std;
<Функция

#include #include #include #include using namespace std; int main() { cout list
make (создание контейнера символов)>
int main()
{
cout << "Работа алгоритма find со списком." << endl;
list listl = make>("C++ is a better C");
list::iterator where =
find(listl.begin(), listl.end(), 'e');
list::iterator next = where;
++next;
assert(*where == 'e' && *next == 't');
cout << " ===== Ok!" << endl;
return 0;
}

Обобщенный алгоритм find и связанный список. Отличие от примера с вектором - для списка list не определена операция +, но определена ++.

Слайд 47

#include
#include
#include
#include
using namespace std;
<Функция make

#include #include #include #include using namespace std; int main() { cout deque
(создание контейнера символов)>
int main()
{
cout << "Работа алгоритма find с деком." << endl;
deque dequel =
make>("C++ is a better C");
deque::iterator where =
find(dequel.begin(), dequel.end(), 'e');
assert(*where == 'e' && *(where + 1) == 't');
cout << " ===== Ok!" << endl;
return 0;
}

Использование алгоритма find с деком.

Слайд 49

Что такое map
Это ассоциативный контейнер, который работает по принципу — [ключ — значение].

Что такое map Это ассоциативный контейнер, который работает по принципу — [ключ
Он схож по своему применению с вектором и массивом, но есть некоторые различия:
1. Ключом может быть все что угодна. От обычной переменной до класса
2. При добавлении нового элемента контейнер будет отсортирован по возрастанию.

Слайд 50

Как создать map
Сперва понадобится подключить соответствующую библиотеку:
Чтобы создать map нужно воспользоваться данной конструкцией:

Как создать map Сперва понадобится подключить соответствующую библиотеку: Чтобы создать map нужно
этот тип данных будет относиться к значению ключа.
— этот тип данных соответственно относится к значению.
Также имеется возможность добавить значения при инициализации (С++ 11 и выше):

#include

map < , > <имя>;

map mp; // пример

map book = {{"Hi", "Привет"},
{"Student", "Студент"},
{"!", "!"}};
cout << book["Hi"];

Слайд 51

Множества и словари

map (multimap) – ассоциативный контейнер, который отсортированные список пар

Множества и словари map (multimap) – ассоциативный контейнер, который отсортированные список пар
в соответствии с уникальным (неуникальным) ключом. Сортировка производится согласно функции Compare. Операции поиска, удаления и включения имеют логарифмическую сложность.
std::multimap
template<
    class Key,     class T,     class Compare =std::less, class Allocator = std::allocator >
> class multimap;

Слайд 52

Итераторы для map .

Итераторы для map .

Слайд 53

Итераторы для map
Использование итераторов одна из главных тем, если вам понадобится оперировать с этим контейнером.

Итераторы для map Использование итераторов одна из главных тем, если вам понадобится
Создание итератора, как обычно происходит так:
С помощью его можно использовать две операции (it — итератор):
Чтобы обратится к ключу нужно сделать так: it->first.
Чтобы обратится к значению ячейки нужно сделать так: it->second.
Нельзя обращением к ключу (...->first) изменять его значение, а вот изменять таким образом значение ячейки (...->second) легко.
Нельзя использовать никакие арифметические операции над итератором.
Чтобы не писать циклы для увеличения итератора на большие значения, можно воспользоваться функцией advance():
Она сдвигает указанный итератор вниз или вверх на указанное количество ячеек. В нашем случае он сначала увеличит на 7, а потом уменьшит на 5, в итоге получится сдвиг на две вверх.

map <тип данных> :: iterator <имя>;

advance(it, 7);
advance(it, -5);

Слайд 54

#include
#include
using namespace std;
int main() {
setlocale(0, "");
map

#include #include using namespace std; int main() { setlocale(0, ""); map mp;
mp;
cout << "Введите количество элементов: "; int n; cin >> n;
for (int i = 0; i < n; i++) {
cout << i << ") "; int a; cin >> a;
mp[a] = i; // добавляем новые элементы
}
map :: iterator it = mp.begin();
cout << "А вот все отсортированно: " << endl;
for (int i = 0; it != mp.end(); it++, i++) { // выводим их
cout << i << ") Ключ " << it->first << ", значение " << it->second << endl;
}
system("pause");
return 0;
}

Слайд 55

Методы map
insert
Это функция вставки нового элемента.
num_1 — ключ.
num_2 — значение.

Методы map insert Это функция вставки нового элемента. num_1 — ключ. num_2
Мы можем сделать то же самое вот так:
count
Возвращает количество элементов с данным ключом. В нашем случае будет возвращать — 1 или 0.
Эта функция больше подходит для multimap, у которого таких значений может быть много.
Нужно помнить, что для строк нужно добавлять кавычки — count("Good")

mp.insert(make_pair(num_1, num_2));

mp[num_1] = num_2;

mp[0] = 0;
mp.count(0); // 1
mp.count(3); // 0

Слайд 56

find
У этой функции основная цель узнать, есть ли определенный ключ в контейнере.
-

find У этой функции основная цель узнать, есть ли определенный ключ в
Если он есть, то передать итератор на его местоположение.
- Если его нет, то передать итератор на конец контейнера.

#include
#include // подключили библиотеку
using namespace std;
int main() {
setlocale(0, "");
map book;
book["book"] = "книга";
map :: iterator it, it_2;
it = book.find("book");
cout << it->second << endl;
it_2 = book.find("books");
if (it_2 == book.end()) {
cout << "Ключа со значением 'books' нет";
}
system("pause");
return 0;
}num_1, num_2));

Слайд 57

erase
Иногда приходится удалять элементы. Для этого у нас есть функция — erase().
Давайте

erase Иногда приходится удалять элементы. Для этого у нас есть функция —
посмотрим как она работает на примере:

map passport;
passport["maxim"] = "Denisov"; // добавляем
passport["andrey"] = "Puzerevsky"; // новые
passport["dima"] = "Tilyupo"; // значения
cout << "Size: " << passport.size() << endl;
map :: iterator full_name; // создали итератор на passport
full_name = passport.find("andrey"); // находим ячейку
passport.erase(full_name); // удаляем
cout << "Size: " << passport.size();

Слайд 58

Множества и словари

set (multiset) – ассоциативный контейнер, который содержит элементы, отсортированные в

Множества и словари set (multiset) – ассоциативный контейнер, который содержит элементы, отсортированные
соответствии с уникальным (неуникальным) ключом. Сортировка производится с использованием функции Compare. Операции поиска, удаления и включения имеют логарифмическую сложность.
std::set
template<
    class Key,     class Compare = std::less ,     class Allocator = std::allocftor
> class set;

Слайд 60

Обобщенный алгоритм merge.

Алгоритм merge используется для объединения двух отсортированных последовательностей в единую

Обобщенный алгоритм merge. Алгоритм merge используется для объединения двух отсортированных последовательностей в
(отсортированную) последовательность.

Параметры
• first1 и last1 - итераторы начала и конца первой входной последовательности элементов некоторого типа Т.
• first2 и last2 - итераторы начала и конца второй входной последовательности элементов того же типа Т.
• result - итератор начала последовательности, в которой будет сохранен результат слияния входных последовательностей.
Результат
Предполагается, что две входные последовательности упорядочены в возрастающем порядке в соответствии с оператором < для типа Т. Результат работы алгоритма будет содержать все элементы входных последовательностей, причем они также будут отсортированы в порядке возрастания.

Синтаксис вызова
merge(first1, last1, first2, last2, result);

Слайд 61

#include <...>
using namespace std;
int main()
{
cout << "merge

#include using namespace std; int main() { cout char s[] = "aeiou";
с массивом, списком и деком" << endl;
char s[] = "aeiou";
int len = strlen(s);
list list1 = make>("bcdfghjklmnpqrstvwxyz");
// Инициализация deque1 26 символами х
deque deque1(26, 'x');
// слияние s и list1, размещение результата в deque1
merge(&s[0],&s[len],list1.begin(),list1.end(),
deque1.begin());
assert(deque1 ==
make>("abcdefghijklmnopqrstuvwxyz"));
cout << " ===== Ok!" << endl;
return 0;
}

Интерфейс шаблона функции merge достаточно гибок. Входная и выходная последовательности могут находиться в контейнерах разного типа.

Слайд 62

#include <...>
using namespace std;
int main()
{
cout << "Объединение

#include using namespace std; int main() { cout char s[] = "acegikm";
частей массива и дека"
<< " с размещением результата в списке" << endl;
char s[] = "acegikm";
deque deque1 =
make>("bdfhjlnopqrstuvwxyz");
// Инициализация списка 26 символами х:
list list1(26, 'x');
// Слияние первых 5 символов массива s с первыми
// 10 символами из deque1, с размещением результата
// в списке list1:
merge(&s[0], &s[5], deque1.begin(), deque1.begin()+10,
list1.begin());
assert(list1 ==
make>("abcdefghijlnopqxxxxxxxxxxx"));
cout << " ===== Ok!" << endl;
return 0;
}

Алгоритм merge может использоваться для объединения отдельных частей последовательностей.

Слайд 64

Алгоритмы стандартной библиотеки

Немодифицирующие операции над последовательностями:
all_of
any_of
none_of // Проверяют, является ли предикат верным

Алгоритмы стандартной библиотеки Немодифицирующие операции над последовательностями: all_of any_of none_of // Проверяют,
(true) для всех (all_of), хотя бы одного из (any_of) или ни одного (none_of) из элементов в диапазоне
for_each // Применяет функцию к диапазону элементов
count
count_if // Возвращает количество элементов, удовлетворяющих определенным критериям
find
find_if
find_if_not // Находят первый элемент, удовлетворяющий определенным критериям
find_end // Ищет последнее вхождение подпоследовательности элементов в диапазон
find_first_of // Ищет в множестве элементов первое вхождение любого элемента другого множества

Слайд 65

adjacent_find // Ищет в диапазоне два одинаковых смежных элемента
mismatch // Находит

adjacent_find // Ищет в диапазоне два одинаковых смежных элемента mismatch // Находит
первую позицию, в которой два диапазона отличаются
equal // Определяет, одинаковы ли два множества элементов
lexicographical_compare // Возвращает истину, если один диапазон
// лексикографически меньше, чем другой
is_permutation // определяет, является ли последовательность
// перестановкой другой последовательности
search // Ищет первое вхождение последовательности элементов в диапазон
search_n // Ищет в диапазоне первую последовательность n
// одинаковых элементов, каждый из которых равен
// заданному значению

Слайд 66

Модифицирующие операции над последовательностями:
copy
copy_if // Копирует ряд элементов
copy_n // Копирует ряд

Модифицирующие операции над последовательностями: copy copy_if // Копирует ряд элементов copy_n //
элементов в новое место
copy_backward // Копирует диапазон элементов в обратном порядке
move // перемещает диапазон элементов в новое место
move_backward // перемещает диапазон элементов в новое место в
// обратном порядке
fill // присваивает определенное значение набору элементов
fill_n // присваивает значение заданному числу элементов
transform // применяет функцию к различным элементам
generate // сохраняет результат функции в диапазоне
generate_n // сохраняет результат N раз примененной функции
remove
remove_if // удаляет элементы, удовлетворяющие определенным критериям
remove_copy
remove_copy_if // Копирует диапазон элементов опуская те, которые
// удовлетворяют определенным критериям

Слайд 67

replace
replace_if // заменяет все значения, удовлетворяющие определенным
// критериям с другим значением

replace replace_if // заменяет все значения, удовлетворяющие определенным // критериям с другим

swap // обмен значения двух объектов
swap_ranges // обмен элементов в двух диапазонах
iter_swap // обмен элементов, на которые указывают итераторы
reverse // изменяет порядок элементов в диапазоне на обратный
reverse_copy // создает копию диапазон, который меняется на
// противоположную
rotate // вращает (сдвигает) последовательность элементов
// циклически до заданного элемента
rotate_copy // копирует и сдвигает в элементы диапазона
random_shuffle // перемешивает элементы на заданном диапазоне
// случайным образом
unique // удаляет все последовательные эквивалентные элементы
// кроме первого
unique_copy // создает копию некоторого диапазона элементов,
// который не содержит последовательных дубликатов

Слайд 68

Операции разделения:
is_partitioned // определяет, разделен ли диапазон данным предикатом
partition // делит

Операции разделения: is_partitioned // определяет, разделен ли диапазон данным предикатом partition //
диапазон элементов на две группы
// т.е. образует два раздела в заданном диапазоне, размещая
// элементы, удовлетворяющие заданному условию, перед
// теми, которые этому условию не соответствуют.
partition_copy // копирует диапазон, разделяющий элементы на две группы
stable_partition // делит диапазон на две группы, сохраняя относительный
// порядок элементов
partition_point // находит точку разделения разделенного диапазона

Слайд 69

Операции, относящиеся к упорядочиванию:
is_sorted // проверяет, является ли диапазон отсортированным в

Операции, относящиеся к упорядочиванию: is_sorted // проверяет, является ли диапазон отсортированным в
порядке
// возрастания
is_sorted_until // находит первый несортированный элемент в диапазоне
sort // сортирует диапазон в порядке возрастания
partial_sort // сортирует первые N элементов в диапазоне
partial_sort_copy // копирует и частично сортирует диапазон элементов
stable_sort // сортирует диапазон элементов при сохранении порядка
// между равными элементами
nth_element // помещает n-й элемент в позицию, которую он занимал бы
// после сортировки всего диапазона

Слайд 70

Операции двоичного поиска (на отсортированных диапазонах) :
lower_bound // находит первый элемент

Операции двоичного поиска (на отсортированных диапазонах) : lower_bound // находит первый элемент
диапазона больший чем заданное
// число или равный ему
upper_bound // находит первый элемент диапазона больший, чем
// заданное число
binary_search // определяет, находится ли элемент в некотором диапазоне
equal_range // возвращает набор элементов для конкретного ключа

Слайд 71

Операции над множествами (на отсортированных диапазонах) :
merge // слияние двух отсортированных диапазонов

Операции над множествами (на отсортированных диапазонах) : merge // слияние двух отсортированных

inplace_merge // слияние двух отсортированных диапазонов на месте
includes // возвращает истину, если один набор является
// подмножеством другого
set_difference // вычисляет разницу между двумя наборами
set_intersection // вычисляет пересечение двух множеств
set_symmetric_difference // вычисляет симметрическая разность между
// двумя наборами
set_union // объединяет два множества

Слайд 72

Операции над пирамидой (кучей) :
is_heap // проверяет является ли данный диапазон

Операции над пирамидой (кучей) : is_heap // проверяет является ли данный диапазон
пирамидой
is_heap_until // находит наибольший поддиапазон, который является кучей
make_heap // создает пирамиду из ряда элементов
push_heap // добавляет элемент в пирамиду
pop_heap // удаляет наибольший элемент из пирамиды
sort_heap // Сортировка элементов пирамиды

Слайд 73

Этот заголовочный файл содержит набор алгоритмов для выполнения определенных операций над последовательностями

Этот заголовочный файл содержит набор алгоритмов для выполнения определенных операций над последовательностями
числовых значений.
Благодаря своей гибкости они также могут быть адаптированы для других видов последовательностей.

Некоторые алгоритмы (работа с числами)
находятся в :

iota // заполняет диапазон, последовательностью значений,
// начиная с заданного стартового значения
accumulate // суммирует диапазон элементов
inner_product // вычисляет скалярное произведение двух диапазонов
adjacent_difference // вычисляет разницу между соседними элементами в
// диапазоне
partial_sum // вычисляет частичную сумму ряда элементов

Слайд 74

Операции минимума/максимума:
max // Возвращает наибольший из двух аргументов
max_element // Возвращает

Операции минимума/максимума: max // Возвращает наибольший из двух аргументов max_element // Возвращает
наибольший элемент в диапазоне
min // Возвращает меньший из двух элементов
min_element // Возвращает наименьший элемент в диапазоне
minmax // Возвращает большее и меньшее из двух элементов
minmax_element // возвращает наименьший и наибольший элемент в диапазоне

Слайд 75

Алгоритмы из библиотеки C :

qsort // Сортирует диапазон элементов любого типа

Алгоритмы из библиотеки C : qsort // Сортирует диапазон элементов любого типа

bsearch // Ищет в массиве элемент любого типа

Слайд 77

Предикат. Функция-предикат и функтор

Предикат, это нечто функциональное, возвращающее тип bool. Есть две

Предикат. Функция-предикат и функтор Предикат, это нечто функциональное, возвращающее тип bool. Есть
возможности организации такой функции: собственно функция-предикат и функтор (объект-функция).
Однако, объекты-функции (функторы) гораздо предпочтительнее. Причина проста - объекты функций обеспечивают более эффективный код.
В книге Скотта Мейерса на этот случай приводится пример с функцией std::sort - использование объектов функций всегда работает быстрее, выигрыш в скорости может составлять от 50% до 160%.
Объясняется все тривиально - при использовании объекта функции компилятор способен встроить передаваемую функцию в тело алгоритма (inline), а при использовании обычной функции встраивания не производится.

Слайд 78

bool f (const int& x,const int& y){ return x// создаем

bool f (const int& x,const int& y){ return x // создаем синоним
синоним типа - указатель на функцию сравнения
typedef bool (*pf) (const int& ,const int& ) ;
struct pred{ // функтор
bool operator () (const int& x, const int& y){ return x>y; }
};

Слайд 79

Функтор

Есть большое множество вариантов их практического применения:
- Необходим вызов обычной функции или

Функтор Есть большое множество вариантов их практического применения: - Необходим вызов обычной
функции-члена класса.
- Алгоритм может требовать бинарную или унарную функцию.
- Требуется передача в функцию дополнительных параметров.
- Объект, которому принадлежит функция, может быть константным или неконстантным.
- Аргументы в функцию могут передаваться по значению, указателем или по ссылке.
- Функция может быть реализована в классе.
- Реализация может потребовать использования нескольких функций.

Слайд 80

any_of

template
bool any_of (InputIterator first, InputIterator last, UnaryPredicate

any_of template bool any_of (InputIterator first, InputIterator last, UnaryPredicate pred); Проверяет, соответствует
pred);
Проверяет, соответствует ли какой-либо элемент в диапазоне условию
Возвращает true, если предикат pred возвращает true для любого из элементов в диапазоне [ first,last ), и false в противном случае.
Если [first, last) это пустой диапазон, функция возвращает false.
Поведение этого шаблона функции эквивалентно:
template
bool any_of (InputIterator first, InputIterator last, UnaryPredicate pred) {
while ( first!=last ) {
if (pred (*first) ) return true;
++first;
}
return false;
}

Слайд 81

#include // std::cout
#include // std::any_of
#include // std::array
int main ()

#include // std::cout #include // std::any_of #include // std::array int main ()
{
std::array foo = {0,1,-1,3,-3,5,-5};
if ( std::any_of ( foo.begin(), foo.end(),
[ ](int i) {return i<0;}
)
)
std::cout << "There are negative elements in the range.\n";
return 0;
}

Output:
There are negative elements in the range.

Слайд 83

#include <...>
#include // Алгоритм accumulate
using namespace std;
int main()

#include #include // Алгоритм accumulate using namespace std; int main() { cout

{
cout << "Демонстрация функции accumulate." << endl;
int х[5] = {2, 3, 5, 7, 11};
// Инициализация вектора элементами от х[0] до х[4]:
vector v1(&х[0], &х[5]);
int sum = accumulate(v1.begin(), v1.end(), 0);
assert (sum == 28);
cout << " ===== Ok!" << endl;
return 0;
}

Алгоритм accumulate
При вызове accumulate(first, last, init), где first и last - итераторы, а init - некоторое значение, алгоритм accumulate добавляет к init значения в позициях от first до last (не включая значение в последней позиции) и возвращает получившуюся сумму.
Пример: программа расчета суммы элементов вектора.

Слайд 84

Рассмотрим, как функция accumulate использует итераторы.
template
T

Рассмотрим, как функция accumulate использует итераторы. template T accumulate(InputIterator first, Inputlterator last,
accumulate(InputIterator first, Inputlterator last, T init)
{
while(first != last)
{
init = init + *first;
++first;
}
return init;
}

Типы итераторов STL и поддерживаемые ими операции

Слайд 85

Функциональные объекты

Из определения шаблона accumulate в предыдущем примере видно, что для элементов

Функциональные объекты Из определения шаблона accumulate в предыдущем примере видно, что для
контейнера задан оператор + (в выражении init = init + *first). Однако абстрактное понятие накопления (accumulation) применимо не только к суммированию; можно так же накапливать, к примеру, произведение значений элементов. Потому в STL определена еще один шаблон для функции accumulate

template typename BinaryOperation>
T accumulate(InputIterator first, Inputlterator last,
T init, BinaryOperation binary_op)
{
while(first != last)
{
init = binary_op(init, *first);
++first;
}
return init;
}

Слайд 86

Пример. Использование accumulate для расчета произведения элементов

#include
#include
#include

Пример. Использование accumulate для расчета произведения элементов #include #include #include #include using

#include
using namespace std;
int mult(int x, int y) { return x*y; };
int main()
{
cout << "Расчет произведения элементов вектора" << endl;
int x[5] = {2, 3, 5, 7, 11};
// Инициализация вектора элементами от х[0] до х[4]:
vector v1(&x[0], &х[5]);
int product = accumulate(v1.begin(), v1.end(), 1, mult);
assert(product == 2310);
cout << " ===== Ok!" << endl;
return 0;
}

Слайд 87

Пример. Расчет произведения с применением функционального объекта

class multiply
{
public:

Пример. Расчет произведения с применением функционального объекта class multiply { public: int

int operator()(int x, int y) const { return x*y; }
};
int main()
{
cout << "Использование алгоритма accumulate и "
<< "функционального объекта multiply для "
<< " вычисления произведения." << endl;
int x[5] = {2, 3, 5, 7, 11};
// Инициализация вектора элементами от х[0] до х[4]:
vector v1(&x[0], &х[5]);
int p = accumulate(v1.begin(), v1.end(), 1, multiply());
assert(p == 2310);
cout << " ===== Ok!" << endl;
return 0;
}

Слайд 88

Пример использования словаря
Создаём структуру TicketInfo, который будет содержать все необходимые поля для

Пример использования словаря Создаём структуру TicketInfo, который будет содержать все необходимые поля
заявки, а также этот класс будет использоваться при описании словаря multimap.

Слайд 89

Описание класса

struct TicketInfo
{
long ticket_id; // идентификатор билета
long n_reis; // номер рейса
string

Описание класса struct TicketInfo { long ticket_id; // идентификатор билета long n_reis;
dest; // пункт назначения
string fio; // ФИО пассажира
string date; // дата вылета
};
#include
multimap m_Tickets;

Слайд 90

int add_ticket()

int add_ticket()
{ setlocale(LC_ALL,"Russian");
long reis_n, id_ticket;
char ch[30]; string str;
TicketInfo tickets;
multimap::iterator it;
bool yes(false),

int add_ticket() int add_ticket() { setlocale(LC_ALL,"Russian"); long reis_n, id_ticket; char ch[30]; string
no(false), item_not_found(false);
char user_respond[2], respond_no[ ] = "n", respond_yes[ ] = "y";
  while (strcmp(respond_no, user_respond) != 0)
{ system("cls");
cout << "Добавление заявки: (en words only)\n";
cout << "Введите номер заявки: ";
cin >> id_ticket;
it = m_Tickets.find(id_ticket);
if (it != m_Tickets.end()) и т.д.
Имя файла: Стандартная-библиотека-STL.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0