Культура XVI-XVII века

Содержание

Слайд 2



КУЛЬТУРА - это специфика
человеческой деятельности, это то, что характеризует

КУЛЬТУРА - это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. ( де Бенуа.)

человека как вид.
( де Бенуа.)

Слайд 3

С образованием единого государства заметные сдвиги происходят и в культурной жизни России.

С образованием единого государства заметные сдвиги происходят и в культурной жизни России.
Местные культурные традиции постепенно частично уходят в прошлое , уступают место общерусским.

Слайд 4

Развитие русской культуры

Развитие русской культуры XVI-XVII века было обусловлено противоречивостью исторического

Развитие русской культуры Развитие русской культуры XVI-XVII века было обусловлено противоречивостью исторического
процесса этого периода, который ,как отмечал Л.В.Черепнин , шел не по прямой, а по кривой или ломаной линии:XVII век был переломным этапом в истории России, когда решалась ее дальнейшая судьба.

Слайд 5


Поступательное движение было прервано событиями опричнины, установлением крепостного права, Ливонской войной,

Поступательное движение было прервано событиями опричнины, установлением крепостного права, Ливонской войной, потрясениями
потрясениями иностранной интервенции и Смуты. После преодоления их последствий развитие возобновилось, зарождались явления, совокупность которых позволяет говорить о XVII веке как о новом периоде русской истории, что особенно отчетливо выявиться во второй его половине.

Слайд 6

Образование и книгопечатание

Важным условием и показателем развития культуры является распространение грамотности и

Образование и книгопечатание Важным условием и показателем развития культуры является распространение грамотности
просвещения. Этот процесс стимулировался ростом городов и количества городского населения, а также усложнением и расширением бюрократического аппарата и активизацией международных связей. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия среди купечества грамотных было от 75% до 96%, среди посадских людей — 23%-52%. Овладение грамотой для посадского человека давало возможность поступления на государственную службу и выхода из тягла.

Слайд 7

Иван Федоров и напечатанная им книга «Апостол»

Иван Федоров и напечатанная им книга «Апостол»

Слайд 8


Появление книгопечатания было неизбежно. Первые печатные издания в России относят

Появление книгопечатания было неизбежно. Первые печатные издания в России относят к 1553
к 1553 г., но поскольку они были анонимными и не датировались, началом книгопечатания считают 1563 г., когда по распоряжению Ивана Грозного недалеко от Кремля был построен Печатный Двор. В 1564 году Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили первую книгу «Апостол», в 1565 г. — сборник ежедневных молитв «Часослов», а в 1574 г. был напечатан первый русский букварь.

Слайд 10


Растущее стремление к грамоте вызвало большой спрос на печатные и

Растущее стремление к грамоте вызвало большой спрос на печатные и рукописные пособия.
рукописные пособия. Самыми большими тиражами издавалась с 1634 г. «Азбука» Василия Бурцова-Протопопова. В 1648 г., впервые в России, вышла «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. С 1682 г. распространялось «Считание удобное для купующих или продающих» — таблица умножения. Существовали также и рукописные прописи, азбуковники и пособия по арифметике.

Слайд 11


В Москве печатное дело продолжало развертываться. Характерная черта его развития в

В Москве печатное дело продолжало развертываться. Характерная черта его развития в XVI
XVI веке – непрерывность. Но более широкое развитие печатное дело приобретает в первой половине XVII века.

Слайд 12

Архитектура

В начале XVI. завершилось строительство ансамбля Московского Кремля, большую роль в создании

Архитектура В начале XVI. завершилось строительство ансамбля Московского Кремля, большую роль в
которого сыграли итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фьораванти, Марк Фрязин и Алевиз Новый.

Слайд 13

Московский Кремль

Зубчатые стены, башни, увенчанные рубиновыми звездами, Спасская башня, на которой установлены

Московский Кремль Зубчатые стены, башни, увенчанные рубиновыми звездами, Спасская башня, на которой
кремлевские куранты,- все то Московский Кремль. Вместе с лежащей рядом Красной площадью. Кремль – сердце нашей Родины.

Слайд 14

Кремль как символ объединения русских земель

Расположенная на удобных торговых путях Москва богатела,

Кремль как символ объединения русских земель Расположенная на удобных торговых путях Москва
Московское княжество становилось все больше и могущественнее. Начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство. И кремль сыграл немало важную роль в объединении всех земель. У него было уже не только оборонное значение, но и политическое: Кремль воплощал силу Москвы-столицы освободившегося от монголо-татарского ига единого Русского государства.

Слайд 15


В русской архитектуре появился шатровый стиль, основанный на национальных традициях русского

В русской архитектуре появился шатровый стиль, основанный на национальных традициях русского зодчества,
зодчества, ярким примером этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения сына Василия III, Ивана.

Слайд 16


В XVII в. происходило постепенное сближение культового и гражданского каменного зодчества.

В XVII в. происходило постепенное сближение культового и гражданского каменного зодчества. Церкви
Церкви становились похожи на светские хоромы

Слайд 17


В 40-70 гг. зародился новый стиль московское, или нарышкинское барокко: симметрия,

В 40-70 гг. зародился новый стиль московское, или нарышкинское барокко: симметрия, многоярусность,
многоярусность, резьба по белому камню, сочетание белого и красного цветов (церковь Покрова в Филях — усадебный храм Л.К.Нарышкина).

Слайд 18

Живопись

Изобразительное искусство XVI в. имело две характерные черты: усиление светских мотивов

Живопись Изобразительное искусство XVI в. имело две характерные черты: усиление светских мотивов
и стирание границ местных школ. Основой общерусской национальной школы стала московская школа. Крупнейшим представителем московской школы живописи начала XVI вв. был Дионисий (около 1440 — после 1503 гг.). Он написал иконы и переписал несколько фресок для Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Его творчеству свойственны пышная декоративность, яркий колорит и утонченный рисунок.

Слайд 19

Свадьба в Кане

Дионисий. Фреска. Около 1502. Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Свадьба в Кане Дионисий. Фреска. Около 1502. Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Слайд 20

Фрески Дионисия

Фрески Дионисия

Слайд 21


В конце XVII в. появились первые парсуны (портреты), написанные маслом

В конце XVII в. появились первые парсуны (портреты), написанные маслом на холсте.
на холсте. Меняется манера письма: если раньше техника была иконописной (изображения царя Федора Ивановича и князя М.В.Скопина-Шуйского), то теперь более пристальное внимание уделяется человеку, реалистичности мира, естественным пропорциям тела (портреты царей Алексея Михайловича В и Федора Алексеевича, дяди Петра I — Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова).

Слайд 22

Портрет царя Алексея Михайловича в большом наряде

Портрет царя Алексея Михайловича в большом наряде

Слайд 23

Прикладное искусство

Рост количества городов и городского населения, развитие ремесла в XVI

Прикладное искусство Рост количества городов и городского населения, развитие ремесла в XVI
в. способствовали достижению высокого уровня русского декоративно прикладного искусства. Центром прикладного творчества этого периода была Москва, где в царских и митрополичьих мастерских собирались лучшие ремесленники страны. Поразительно разнообразие ремесел того времени: резьба по дереву, художественное шитье (серебром и золотом с драгоценными камнями), медное литье, серебряное дело, чеканка, эмаль, литье колоколов и т. д.

Слайд 24

Художественное шитье золотом

Художественное шитье золотом

Слайд 25

Резьба по дереву

Резьба по дереву

Слайд 26


Главным центром расцвета прикладного искусства В XVII веке являлись мастерские Московского

Главным центром расцвета прикладного искусства В XVII веке являлись мастерские Московского Кремля
Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие). В них работали собранные со всей Руси талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярославские серебряники, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи.

Слайд 27

Общественно-политеческая мысль

С образованием централизованного Российского государства связано развитие общественно-политической мысли. Вопросы о

Общественно-политеческая мысль С образованием централизованного Российского государства связано развитие общественно-политической мысли. Вопросы
политическом строе, характере управления, самодержавной власти, роли церкви в государстве, правах и обязанностях различных сословий, а также о международном положении новой России требовали широкого обсуждения и идеологического обоснования. Традиционные литературные жанры этого периода проникнуты публицистическим содержанием, но появляются и собственно публицистические произведения в виде посланий и писем.

Слайд 28


«Сказание о князьях Владимирских» и «Сказание о Владимире Мономахе» стали значительными

«Сказание о князьях Владимирских» и «Сказание о Владимире Мономахе» стали значительными вехами
вехами в разработке официальной идеологии великокняжеской власти. В этих произведениях обосновывается право русских правителей на царский титул и самодержавное правление.

Братьям Курицыным принадлежит авторство интересных примеров русской еретической мысли — «Лаодикийского послания» и «Мерила праведного», в которых содержится критика официального богословия и провозглашаются основы рационального мировоззрения.

Слайд 29


Впервые в это время появляется сочинение, посвященное положению крестьян в России

Впервые в это время появляется сочинение, посвященное положению крестьян в России —
— «Благохотящим царем правительница и землемерие» протопопа Ермолая-Еразма.

В сочинении князя А. И. Курбского «История о великом князе Московском» и в его переписке с царем Иваном Грозным поднимались вопросы о природе царской власти и ее взаимоотношениях с подданными.

Имя файла: Культура-XVI-XVII-века.pptx
Количество просмотров: 36
Количество скачиваний: 0