Александр Сергеевич Грибоедов 1794 -1829

Содержание

Слайд 2

Цели урока:

Знакомство с литературным м музыкальным творчеством А.С.Грибоедова;
Знакомство с историей создания комедии

Цели урока: Знакомство с литературным м музыкальным творчеством А.С.Грибоедова; Знакомство с историей
«Горе от ума»;
Формирование представления и традиционном и новаторском в произведении;
Формирование представления о жанровой специфике пьесы;
Анализ конфликта пьесы , выявление его особенностей;
Выявление композиционных особенностей комедии;

Слайд 3

История создания пьесы:

7 ноября 1820 – письмо о замысле комедии;
1823 – работа

История создания пьесы: 7 ноября 1820 – письмо о замысле комедии; 1823
над текстом произведения;
1829 – появление на сцене отдельных эпизодов;
1831 – поставлена целиком, но с заметными и искажающими сюжет цензурными сокращениями;
1833 – напечатана с сокращениями;
1862 – напечатана полностью без сокращений;

Слайд 4

История создания пьесы:

Более 40 лет строился Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге

42 года ждала

История создания пьесы: Более 40 лет строился Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге 42
печати комедия «Горе от ума»

Слайд 5

«Истинно прекрасное и величественное создается не мгновениями и годами –
а десятками

«Истинно прекрасное и величественное создается не мгновениями и годами – а десятками
и сотнями лет…»
Я. Полонский

Слайд 6


Традиции и новаторство в пьесе:

Черты классицистической комедии:
Единство времени и места (одни

Традиции и новаторство в пьесе: Черты классицистической комедии: Единство времени и места
сутки, дом Фамусовых);
«Говорящие фамилии» (Скалозуб, Фамусов, Молчалин);
Традиционные амплуа («благородный отец», «коварный соблазнитель»;
Монологи резонеров - носителей авторской идеи в пьесе (Чацкий);

Слайд 7


Традиции и новаторство в пьесе:

Черты романтического произведения:
Очевидная исключительность героя;
Одиночество героя и

Традиции и новаторство в пьесе: Черты романтического произведения: Очевидная исключительность героя; Одиночество
агрессивное неприятие его окружающими;
Высокого стиля патетическая речь;
Идеальные представления героя о жизни и близких людях;

Слайд 8


Традиции и новаторство в пьесе:

Черты реалистического произведения:
Нарушение чистоты жанра и его

Традиции и новаторство в пьесе: Черты реалистического произведения: Нарушение чистоты жанра и
сюжетно-композиционных канонов;
Заметная типизация характеров и обстоятельств;
Нарушение принципа единства действия (нет переходов и заставок);
Наличие нескольких сюжетных линий (любовной и социальной), подменяющих одна другую;
Неоднозначность изображения характеров;

Слайд 9


Жанровое своеобразие пьесы:

Социально-политическая комедия;
Семейно-бытовая комедия;
Сатирическая комедия;
Философская комедия;
Трагикомедия;
«Общественная комедия» (Н.В.Гоголь);

Жанровое своеобразие пьесы: Социально-политическая комедия; Семейно-бытовая комедия; Сатирическая комедия; Философская комедия; Трагикомедия; «Общественная комедия» (Н.В.Гоголь);

Слайд 10


Жанровое своеобразие пьесы

Элементы драмы:
Сложный серьезный конфликт;
Напряженная борьба добра и зла;
Вынужденное

Жанровое своеобразие пьесы Элементы драмы: Сложный серьезный конфликт; Напряженная борьба добра и
бегство Чацкого носит трагический характер;
Бегство Чацкого – это не поражение, а его победа, вызов обществу;

Слайд 11


Конфликты комедии

Любовный:
(София не любит Чацкого, ее сердце отдано Молчалину) при очевидном

Конфликты комедии Любовный: (София не любит Чацкого, ее сердце отдано Молчалину) при
нравственном преимуществе Чацкого)

Социальный:
(Чацкий прогнозируемо не находит поддержки у Фамусова и остается «один в поле воин»)

Слайд 12

Конфликты комедии

Экспозиция –
расстановка действующих лиц – 1 действие, 1-3явл.
Завязка – появление

Конфликты комедии Экспозиция – расстановка действующих лиц – 1 действие, 1-3явл. Завязка
Чацкого – действие 1, явл. 7
Кульминация – монолог Чацкого – действие 3, явл. 22
Развязка – прозрение героя – действие 4, явл. 13
Для социального конфликта – открытый финал