Слайд 2«Голова профессора Доуэля» - фантастический приключенческий роман русского советского писателя-фантаста Александра Беляева,
одно из наиболее известных произведений писателя. Первый вариант в виде рассказа был опубликован в «Рабочей газете» в 1925 году.
Слайд 3Роман был впервые опубликован в том же году в журнале «Всемирный следопыт».
Беляев, который в периоды обострения заболевания бывал совершенно обездвижен, называл его историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».
Слайд 4Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом,
с жизнью души, духа.
Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии?
Слайд 5Попытке решить эти проблемы посвящены романы: "Голова профессора Доуэля", "Властелин мира", "Человек,
потерявший лицо", рассказ "Человек, который не спит", "Хойти-Тойти".
Слайд 6За всеми этими произведениями - страстное стремление писателя-инвалида бросить вызов физической ограниченности
безграничного человеческого духа, гимн ничем не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная свобода делает человека лучше, нравственнее, благороднее.
Слайд 7Франция. Париж. Профессор-хирург Керн втайне проводит успешные работы по оживлению человеческой головы.
Мари Лоран, поступившая ассистенткой в его частную клинику, случайно узнаёт, что успеху в исследованиях Керн обязан оживлённой им голове его бывшего руководителя и известного профессора Доуэля, умершего при подозрительных обстоятельствах. Керн скрывает факт существования оживлённой головы и вынуждает её работать на себя.
Слайд 8Под руководством головы Доуэля Керн проводит ряд успешных операций — оживляет другие
головы погибших людей, а также дает одной из них новое тело. Бывшая певица в баре Брике, получившая новое тело погибшей в железнодорожной катастрофе артистки Анжелики, сбегает от Керна, чтобы начать новую жизнь.
Слайд 9На Ривьере, в компании своих друзей — Жана и его жены Марты
— она сталкивается с художником Арманом Ларе, который неожиданно узнаёт тело своей пропавшей подруги Анжелики с головой другой женщины. Более того, Арман и его друг Артур Доуэль поражены, когда узнают от Брике, что в клинике Керна она видела живую голову отца Артура.
Слайд 10В это время Керн обнаруживает, что Мари Лоран общается с головой профессора
Доуэля и знает про совершённые им преступления. Опасаясь разоблачения, Керн помещает Мари в психиатрическую лечебницу доктора Равино. «Лечебница» эта предназначена для избавления от неугодных людей, которых Равино при помощи изуверских методов превращает в настоящих сумасшедших
Слайд 11Артур Доуэль и его друзья отправляются в Париж, где с помощью другого
художника, Шауба, устраивают вооружённый налёт на лечебницу и спасают Мари оттуда. В это время Керн, форсируя события, организует публичный показ своих работ по оживлению. Мари с друзьями приходит на показ и выступает с разоблачением. Несмотря на испорченный триумф, Керну все же удаётся вывернуться. Обыск в клинике Керна, организованный полицией, ничего не дает.
Слайд 12Пытаясь найти отца, Артур Доуэль требует в полиции повторного обыска. В результате
в обезображенной голове, в которой никто не мог узнать Доуэля, Мари Лоран находит умирающего профессора. Тот умирает на глазах сына, но успевает помочь окончательному разоблачению Керна. Не желая оказаться на скамье подсудимых, тот кончает жизнь самоубийством.