ДО_А.Н._Островский._Драма_Гроза_7

Содержание

Слайд 2

Путешествие по Волге

В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной
«Литературной экспедиции», организованной

Путешествие по Волге В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции»,
морским
министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжских
городах расширили представление драматурга о русской
действительности. Это положило начало работе над
драмой «Гроза».

Слайд 3

История создания драмы «Гроза»

Пьеса была написана быстро: начата
в июле, а окончена в

История создания драмы «Гроза» Пьеса была написана быстро: начата в июле, а
октябре 1859 года.
Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».

«Волга дала Островскому обильную пищу,
указала ему новые темы для драм и комедий
и вдохновила его…» (участник «Литературной
экспедиции» С.В.Максимов).

Слайд 6

Жанровое своеобразие пьесы

Драма:
1) жанр;
2) литературный род, принадлежащий одновременно театру

Жанровое своеобразие пьесы Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру
и литературе.
Особенность драмы:
конфликт, членение сюжета на
сценические эпизоды, сплошная
цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного
начала.

Слайд 8

Жанр пьесы

характер конфликта
чувство траги-
ческой вины и
гибель героя

героя с окружаю-
щим обществом

в душе

Жанр пьесы характер конфликта чувство траги- ческой вины и гибель героя героя
героя:
между долгом
и чувством

драма

трагедия

характер конфликта

Слайд 9

самоубийство в
состоянии аффекта

вызов рабству и
произволу

слабость
Катерины

сила
Катерины

драма перерастает
в трагедию

самоубийство в состоянии аффекта вызов рабству и произволу слабость Катерины сила Катерины драма перерастает в трагедию

Слайд 10

Основной конфликт

А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций
и как старозаветный уклад

Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как
начинает рушиться
под напором требований жизни».

Конфликт между «темным царством» и новым
человеком, живущим по законам совести.

Слайд 11

Конфликт Катерины и «тёмного царства»

Экспозиция

Завязка

Кульминация

Развязка

Рассказ о городе Калинове и его жителях.

Жизнь в

Конфликт Катерины и «тёмного царства» Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Рассказ о городе
доме Кабанихи.
Чувство к Борису.

Гроза в душе Катерины. Признание в страшном грехе.

Гибель Катерины.

Слайд 12

Конфликт между «тёмным царством» и «жертвами»

Экспозиция

Завязка

Кульминация

Развязка

Рассказ о городе Калинове и его жестоких

Конфликт между «тёмным царством» и «жертвами» Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Рассказ о
нравах.

Жизнь в доме Кабанихи. Ожидание чего-то худшего.

Гроза в городе Калинове. Публичное признание Катерины в измене.

Самоубийство Катерины.

Слайд 13

Кудряш,
Кулигин

Феклуша
(странница)

Кудряш, Кулигин Феклуша (странница)

Слайд 14

Система художественных образов

Литературные персонажи

«Темное царство»
Кабанова Марфа Игнатьевна
Дикой Савел Прокофьич
странница Феклуша
мещанин Шапкин
служанка

Система художественных образов Литературные персонажи «Темное царство» Кабанова Марфа Игнатьевна Дикой Савел
Глаща

Жертвы
«темного царства»

Катерина
Борис
Кулигин
Варвара
Кудряш
Тихон

Слайд 15

Значение имен в драме

Екатерина – разговорное Катерина,
в переводе с греческого: чистая,

Значение имен в драме Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого:
благородная.

Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского: госпожа.

Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:
борьба, от славянского: слова.

Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный
(у бога), гонитель христиан.

Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

Слайд 16

Кострома

Торжок

Кинешма

С Костромой город Калинов связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного

Кострома Торжок Кинешма С Костромой город Калинов связывает живописная местность, с Кинешмой
суда, запечатлённая на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщённый образ провинциальных городов России.

Прообраз города Калинова

Слайд 18

Город Калинов и его обитатели

Действие происходит в городе
Калинове, расположенном на
берегу Волги.

Город Калинов и его обитатели Действие происходит в городе Калинове, расположенном на
В центре города-
Базарная площадь, неподалеку
старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью
и жестокостью отличаются
хозяева города.

Расскажите о жителях Калинова.
Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Слайд 19

Быт и нравы «темного царства»

«Ничего святого, ничего чистого,
ничего правого в этом темном
мире:

Быт и нравы «темного царства» «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в
господствующее над ним
самодурство, дикое, безумное,
неправое, прогнало из него всякое
сознание чести и права…» (Н.Добролюбов)

1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика?
2. Докажите справедливость слов Н.Добролюбова.

Слайд 20

«Самодуры русской жизни»

Дикой Савел Прокофьич - типичный
представитель «темного царства».

Что означает слово «самодур»?
Каково

«Самодуры русской жизни» Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства». Что
ваше представление о Диком?
Что является причиной необузданного
произвола Дикого?
Как он относится к окружающим?
Уверен ли он в безграничности своей
власти?
6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить,
общаться Дикого. Приведите примеры.

Слайд 21

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик»,
«ругатель», «самодур», что значит дикий,

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой
крутой сердцем,
властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость,
невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть
к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

Сделаем вывод

Слайд 22

«Самодуры русской жизни»

Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».
1. Каково ваше

«Самодуры русской жизни» Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства». 1.
представление об этом
персонаже?
2. Как она относится к своим домашним?
Каково ее отношение к «новым порядкам»?
3. В чем сходство и различие характеров
Дикого и Кабанихи?
4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

Слайд 23

Сделаем вывод

Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,
прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал

Сделаем вывод Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно

Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств
к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и
порядков «темного царства».

Слайд 24

Молодые герои пьесы

Катерина

Борис

Тихон

Варвара

Кудряш

Дайте характеристику каждому литературному герою.

Молодые герои пьесы Катерина Борис Тихон Варвара Кудряш Дайте характеристику каждому литературному герою.

Слайд 25

Сделаем вывод

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный
укорами и приказаниями матери, думает

Сделаем вывод Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями
о том, как бы
вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает
Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен
бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее
ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала
из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми
путями борется за свое счастье.

Слайд 26

Борьба Катерины за счастье

Чем Катерина отличается от других
героев драмы «Гроза»?
2. Расскажите

Борьба Катерины за счастье Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?
историю ее жизни. Приведите
примеры из текста.
3. В чем трагизм ее положения?
4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

Слайд 27

Прокомментируйте иллюстрацию
к произведению.
Почему Катерина остается одна
со своим горем? Почему

Прокомментируйте иллюстрацию к произведению. Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему
Борис не взял ее с собой?
3. Почему она не вернулась к мужу?
Достойны ли Борис и Тихон ее любви?
Был ли у Катерины другой выход,
кроме смерти?

Борьба Катерины за счастье

Слайд 28

Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?
2. Какую роль играет сцена

Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе? 2. Какую роль играет
грозы
в пьесе?
3. Прочитайте выразительно монолог
Катерины в сцене покаяния. Какую
роль он играет в раскрытии идейного
содержания произведения?

Борьба Катерины за счастье

Слайд 29

Смысл названия драмы «Гроза»

Гроза – это стихийная сила природы,
страшная и до конца

Смысл названия драмы «Гроза» Гроза – это стихийная сила природы, страшная и
не изученная.

Гроза – это грозовое состояние
общества, гроза в душах людей.

Гроза – это угроза уходящему, но
еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это христианское поверье:
гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это зреющие
новые силы в борьбе со
старыми пережитками прошлого.

Слайд 30

Финал пьесы

Докажите, что развитие действия
неизбежно ведет к трагическому концу?
Могла ли Катерина

Финал пьесы Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу? Могла
найти счастье в семье? При каких условиях?
С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?
Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?
Имя файла: ДО_А.Н._Островский._Драма_Гроза_7.pptx
Количество просмотров: 54
Количество скачиваний: 0