Иван Алексеевич Бунин, рассказ Кавказ

Содержание

Слайд 2

Иван Алексеевич БУНИН (1870-1953)


почетный академик Российской Академии Наук, был дважды

Иван Алексеевич БУНИН (1870-1953) почетный академик Российской Академии Наук, был дважды награждён
награждён Пушкинской премией, в 1933 году стал первым из русских писателей лауреатом Нобелевской премии.

Слайд 3

Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы

Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы ХХ
ХХ века. Он по праву является мастером прозы, потому что прекрасный язык, образность, точность, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – это лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику

Слайд 5

Нет, не пейзаж влечет меня,  Не кpаски я стpемлюсь подметить,  А то, что в

Нет, не пейзаж влечет меня, Не кpаски я стpемлюсь подметить, А то,
этих кpасках светит,-  Любовь и pадость бытия." 

ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Слайд 6

Мастерство Бунина-прозаика в рассказе «Кавказ»

Бунин   дошел.. до того предела в области прозы, когда

Мастерство Бунина-прозаика в рассказе «Кавказ» Бунин дошел.. до того предела в области
проза сливается в одно органическое неразделимое целое с поэзией, когда нельзя уже отличить поэзию от прозы  и  каждое слово ложится на душу, как раскаленная печать.
К. Паустовский

Слайд 7

Тема любви - одна из постоянных тем в искусстве и одна из

Тема любви - одна из постоянных тем в искусстве и одна из
главных в творчестве И.А. Бунина.

«Темные аллеи»
(1938)

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.
И.А. Бунин

Слайд 9

Книга рассказов "Темные аллеи" собиралась восемь лет, с 1937 по 1945 год.

Книга рассказов "Темные аллеи" собиралась восемь лет, с 1937 по 1945 год.
 Бунин работал над книгой запоем. Эта работа спасала его душу и сознание от хаоса и ужаса мира. В этом царстве ненависти он собственноручно воздвигал храм любви. 

Книга рассказов "Темные аллеи" собиралась восемь лет, с 1937 по 1945 год.  
Бунин работал над книгой запоем.
Эта работа спасала его душу и сознание от хаоса и ужаса мира.
В этом царстве ненависти он собственноручно воздвигал
храм любви. 

Слайд 10

Рассказ этот впервые был опубликован в конце 1937 года, в парижской эмигрантской

Рассказ этот впервые был опубликован в конце 1937 года, в парижской эмигрантской
газете «Последние новости». В сущности, именно он и открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за рассказом с тем же самым названием — «Тёмные аллеи».

Слайд 11

Бунин считал книгу "Темные аллеи" "самой совершенной по мастерству".

Парижский кабинет Бунина

«Кавказ»

Бунин считал книгу "Темные аллеи" "самой совершенной по мастерству". Парижский кабинет Бунина «Кавказ»

Слайд 12

Кавказ

Кавказ

Слайд 13

Рассказ

- небольшое по объёму произведение, 
  - малое количество действующих лиц, 
  - одна сюжетная линия,
- одна главная проблема.

HOBEЛЛA - рассказ с необыденным

Рассказ - небольшое по объёму произведение, - малое количество действующих лиц, -
и строгим сюжетом, с ясной композицией

Слайд 14

Герои

Сколько?
Кто?
Какие?

Герои Сколько? Кто? Какие?

Слайд 15

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить
и все же она у тебя остается. /Л.Н. Толстой/
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. /И.С. Тургенев/ Любовь, любовь - гласит преданье - Союз души с душой родной - Их соединенье, сочетанье, И роковое их слиянье. И... поединок роковой... И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец...
Ф.И.Тютчев «Предопределение»

Слайд 16

«… мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших

«… мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших
на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте»

Слайд 17

«В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми

«В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми
вершинами сияла предвечная белизна снежных гор…»
«Кавказ»

Пейзаж Бунина так точен, богат, так географически разнообразен и вместе с тем так полон лирической силы, что говорить о нем вскользь нет возможности.
К. Паустовский

Слайд 18

«Ночи были теплые и непроглядные, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым

«Ночи были теплые и непроглядные, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым
светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки.»
«Кавказ»

Он писал эту книгу в тяжелейшее время фашистской оккупации, фактически на грани гибели, и , быть может, оттого очарование любви в ней так смертельно, так остро.

Слайд 19

СЛОВА, КРАСКИ, ЗВУКИ… (стиль Бунина)

метафоры

сравнения

эпитеты

Бунин- « лучший стилист современности»
М. Горький

антитеза

Оксюморон

олицетворение

СЛОВА, КРАСКИ, ЗВУКИ… (стиль Бунина) метафоры сравнения эпитеты Бунин- « лучший стилист

Слайд 20

ОКСЮМОРОН 
(греч. — «острая глупость») — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. 

Л.Н. Толстой «Живой труп»
И.С. Тургенев «Живые мощи»
Ф.М. Достоевский «Честный

ОКСЮМОРОН (греч. — «острая глупость») — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание
вор»
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
В. Вишневский «Оптимистическая трагедия»
Е. Шварц «Обыкновенное чудо»
Д. Галковский «Бесконечный тупик»
Л. Мартынов «Богатый нищий»
Л. Гурченко «Моё взрослое детство»

Бо́льшая половина
Живой труп
Сухая вода
Старый Новый год
Оглушительная тишина
Правдивая ложь
Наглая скромность
Воспитанный хам
Ловкий растяпа
Безмолвный крик
Заклятый друг
Публичная тайна

Слайд 21

Счастье?

Любовь, красота, счастье… да полно — счастье ли?.. Счастье. «На закате часто

Счастье? Любовь, красота, счастье… да полно — счастье ли?.. Счастье. «На закате
громоздились за морем удивительные облака; они пылали так великолепно, что она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: ещё две, три недели — и опять Москва»… «Она радостно плакала, глядя на них»…
Счастье — пусть и тревожное, непрочное, временное, пусть даже и «неправильное», пусть даже и краденое. Счастье…
Валентин Антонов

Слайд 22

Финал

Бесстрастный, в стиле газетного репортажа, финал. Безжалостный — словно напоминание о

Финал Бесстрастный, в стиле газетного репортажа, финал. Безжалостный — словно напоминание о
цене счастья. Счастья пусть и тревожного, непрочного, временного и даже «неправильного» — но всё равно ведь прекрасного.
Валентин Антонов

Слайд 23

Бунин о любви

счастье одного может привести к трагедии другого
любовь – это необыкновенная

Бунин о любви счастье одного может привести к трагедии другого любовь –
сила
любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль

Слайд 24

 1) Смогут ли теперь герои рассказа быть счастливы? (Спрогнозировать будущее героев в

1) Смогут ли теперь герои рассказа быть счастливы? (Спрогнозировать будущее героев в
сложившихся обстоятельствах.
Модель ответа: «Я думаю, что после того, что случилось в жизни героев, они…»).
2) Что я понял(а), прочитав рассказ Бунина «Кавказ»? (Сделать вывод о приобретенном жизненном опыте.
Модели ответа: «Главное, что я понял(а), - это…»,
«Рассказ Бунина помог мне понять (осознать), что…»,
«Я пришел(а) к выводу, что…»).

Творческая работа

Слайд 25

Домашнее задание

Прочитать рассказ
А.И.Куприна «Куст сирени»

Домашнее задание Прочитать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»