Слайд 2Виды информации в художественном тексте
![Виды информации в художественном тексте](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879886/slide-1.jpg)
Слайд 3Что такое фабула:
Фабула – это совокупность событий художественного произведения в их естественном
![Что такое фабула: Фабула – это совокупность событий художественного произведения в их естественном хронологическом порядке](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879886/slide-2.jpg)
хронологическом порядке
Слайд 4Чем фабула отличается от сюжета:
Б.В. Томашевский определяет фабулу как «совокупность событий в
![Чем фабула отличается от сюжета: Б.В. Томашевский определяет фабулу как «совокупность событий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879886/slide-3.jpg)
их взаимной внутренней связи», а сюжет - как «художественно построенное распределение событий в произведении» [2, с. 180-182].
Другими словами, фабула - это сами события. А сюжет – это изложение этих событий, повествование о них.
Фабула соотносится с событиями, которые изображены в художественном произведении, и которые можно пересказать. Сюжет соотносится с рассказом об этих событиях.
Слайд 5В художественном произведении можно выделить:
![В художественном произведении можно выделить:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879886/slide-4.jpg)
Слайд 6Типы последовательности событий могут быть разными
В мировой литературе известны тексты, в которых
![Типы последовательности событий могут быть разными В мировой литературе известны тексты, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879886/slide-5.jpg)
повествование подчиняется фабульной хронологии, когда в повествовании объединяются факты, которые происходят одновременно, но относятся к разным сюжетным линиям. Смысл такого приема в том, чтобы подчеркнуть одновременность событий, происходящих в разных местах, а также внутреннюю связь между фабульными линиями
В других текстах повествование не подчиняется фабульной хронологии, и события описываются не в своей хронологической последовательности. Смысл такого приема в том, чтобы отвести внимание читателя от самих событий, сосредоточив их, например, на психологических особенностях героев
Слайд 7Фабулу необходимо оформить в сюжет, и поэтому в произведении может быть:
ввод читателей
![Фабулу необходимо оформить в сюжет, и поэтому в произведении может быть: ввод](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879886/slide-6.jpg)
в ситуацию, пересказ событий, которые привели к исходному составу персонажей и отношений между ними или неожиданное начало, без всякого введения в ситуацию;
2) сообщение писателя о том, какой будет концовка произведения, намеки на дальнейшее развитие событий или, наоборот, создание атмосферы неопределенности, если писатель решил полностью скрыть фабулу от читателей;
3) резкие повороты событий или постепенный переход к новому повороту сюжета.
Слайд 8Повествование может отражать фабулу по разному
В одних текстах повествование отражает фабулу полностью.
![Повествование может отражать фабулу по разному В одних текстах повествование отражает фабулу](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879886/slide-7.jpg)
Повествование идет непрерывно.
В других текстах повествование отражает фабулу выборочно. Оно делится на отдельные сцены, похожие на монтажные сцены в кино (таких произведений большинство).
Но эта расчлененность бывает более или менее скрытой либо, наоборот, явной, подчеркнутой, в зависимости от стиля писателя.
Слайд 9Фабульное время дается:
1) датировкой момента действия, например – «в два часа
![Фабульное время дается: 1) датировкой момента действия, например – «в два часа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879886/slide-8.jpg)
дня 8 января 2009 года» или «зимою») или относительной («через два года» и т.д.),
2) указанием на временные промежутки, занимаемые событиями («их разговор продолжался час», «путешествие длилось месяц»),
3) созданием впечатления этой длительности: когда по косвенным указаниям читатели могут понять, сколько времени могли занять события. Следует отметить, что третьей формой писатели пользуется весьма свободно, втискивая долгие события в краткий пересказ, и растягивая короткие событий на несколько страниц или даже глав.
Слайд 10Как выражается фабульное время
Репрезентация фабульного художественного времени в литературном тексте основана на
![Как выражается фабульное время Репрезентация фабульного художественного времени в литературном тексте основана](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879886/slide-9.jpg)
глагольных формах, это глагольные формы со значением:
событийности,
действия,
движения,
изменения:
Например: двинулся, брели, кинулся, шел, свернули, подошли и т.д.
Слайд 11Фабульное время необходимо уточнять
Уточняют значения фабульного времени наречия и наречные группы, выполняющие
![Фабульное время необходимо уточнять Уточняют значения фабульного времени наречия и наречные группы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879886/slide-10.jpg)
роль интенсификаторов. Это могут быть наречия, показывающие степень внезапности действия, например: в ту ж минуту, быстро, мгновенно и т.д.:
Слайд 12Кроме фабульного времени, в произведении часто (но не всегда) присутствует историческое время
Историческое
![Кроме фабульного времени, в произведении часто (но не всегда) присутствует историческое время](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879886/slide-11.jpg)
время выражено лексикой, которая отражает исторический фон событий, определяющая тот или иной временной исторический отрезок, социальный контекст.
Историческое время в художественном тексте проявляется через существительные, которые описывают предметы быта, свойственные описываемому периоду, особенности поведения людей, реалии культурной и социальной жизни (наименования предметов одежды и т.п.)