Слайд 2ЭПИДЕМИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
И БОРЬБА С НИМИ
Выполнила: студентка 21 группы
2 подгруппы Ильина Софья
Руководитель: Степанян Г.Г.
Слайд 3В эпоху Средневековья происходило формирование европейской цивилизации. В это время начинается череда
научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Большую роль играла церковь, чья религиозная философия имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура, в том числе и медицина.
Слайд 4Основными лечебными средствами стали молитвы, пост, покаяние. Природа заболеваний уже не связывалась
с естественными причинами, считаясь наказанием за грехи. В то же время положительной стороной христианства являлось милосердие, требовавшее терпеливого отношения к больным и калекам. Медицинская помощь в первых больницах сводилась к изоляции и уходу. Методы лечения заразных и душевнобольных представляли собой своеобразную психотерапию: внушение надежды на спасение, уверения в поддержке небесных сил, дополненные доброжелательностью персонала.
Слайд 5Болезнями средневековья были: туберкулёз, малярия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни,
абсцессы, гангрены, язвы, опухоли, шанкры, экзема, рожистое воспаление - все выставляется напоказ в миниатюрах и благочестивых текстах. Обычными спутниками всех войн были дизентерия, тиф и холера, от которых вплоть до середины XIX века гибло значительно больше солдат, чем от сражений. Средние века характеризуются новым явлением - эпидемиями.
Слайд 6Какова же причина высокой заболеваемости в эпоху Средневековья? Одна из главных -
недоедание и некачественная пища, а в особенности хлеб, который в то время употребляли в очень больших количествах (обычные крестьяне съедали до килограмма хлеба в день, монахи могли употребить и два кило. Выпекали его из ржаной муки в виде плоских, жестких лепешек, в тесте не использовали такие продукты как дрожжи, яйца или молоко). В свою очередь, спорынья и другие злаки вызывали «горячку», которая появилась в Европе в конце Х века. Как писал хронист Сигеберт Жамблузский, 1090 год «был годом эпидемии, особенно в Западной Лотарингии. Многие гнили заживо под действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожженные члены становились черными, как уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на еще более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами, от которых исходило зловоние».
Слайд 7Вторая причина - несоблюдение гигиены. А точнее ее отсутствие, ведь моющих средств,
как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало. Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник - дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.
И если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах. Сама церковь призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно гордились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.
Слайд 8Среди обычного населения все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук
и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, - писали медики в ХVI веке, - поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 - 3 раза в год. Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой. Средневековые «чистюли» часто меняли белье - считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду - у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.
Слайд 10Болезнь появилась в Европе в конце Х века. В Средние века основу
питания бедняков составлял хлеб, который выпекался раз в несколько месяцев. Поэтому всегда был черствым, покрытым плесенью и непригодным для еды. Эпидемию горячки вызывала спорынья - вид грибка на злаковых культурах. Хроники описывают повторяющиеся эпидемии «огненной чумы» 1090, 1109, 1235 годов «Многие гнили заживо под действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожженные члены становились черными, как уголь».
Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на еще более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами, от которых исходило зловоние».
Слайд 11Горячечная болезнь лежала в основе появления особого культа, который привел к основанию
нового монашеского ордена госпитальеров Святого Антония. Возникло убеждение, что мощи этого Святого могут излечить больного. И «священный огонь» был назван «антоновым». Горячку объявили небесной карой свыше. Снедаемых жаром больных пытались лечить крестными ходами, проповедями в церквах, молитвами, обращёнными к святым целителям.
Слайд 13Одной из самых распространенных болезней, упоминаемых в хрониках Средневековья, был туберкулез, возникающий
в условиях голода и скученности людей. Для лечения больных туберкулезом использовали различные средства, имеющие зачастую очень сложный состав. Так, например, во времена Галена применяли териак, состоящий из 60 веществ (различные эссенции, тонизирующие средства, мочегонные, опий, мясо змеи, легкие лисицы и т. д.).
Слайд 14Тяжким бременем были кожные болезни: экзема (огонь Святого Лаврентия), язвы, чесотка, проказа,
рожистые воспаления (огонь св. Сильвиана). Золотуха была настолько характерна для средневековья, что даром ее исцеления традиционно наделялись короли - божественные наместники на земле. Повсеместно наблюдались различные физические уродства: глазные бельма, горбы, выпученные из-за базедовой болезни глаза. Церковь объявила не прекращающиеся болезни людей наказанием за грехи и проповедовала аскетизм и жертвенность. Поэтому в сюжетах средневековой иконописи часто изображались две жалостные фигуры: Иов, покрытый язвами, (особо почитаемый в Венеции) и бедный Лазарь, сидящий у дверей дома злого богача со своей собакой, которая лижет его струпья. Эти образы смиренных мучеников, «наказанных» болезнью и нищетой церковники расценивали как указание свыше пути обретения духовного мира.
Слайд 15Полуголодное существование людей и ужас перед карой небесной приводило к нервным и
психическим расстройствам, галлюцинациям, блужданию разума. Чаще всего встречались эпилептики, лунатики и буйные безумцы.
Слайд 17В христианском средневековье эпилепсию считали «демонической болезнью», поэтому лечение выражалось в молитвах,
соблюдении постов, жертвоприношениях, паломничестве к святым местам и процедуре изгнания злых духов. Многочисленных святых умоляли о помощи и просили их заступиться перед богом. Самым же важным целителем являлся святой Валентин. Возможно это имя святого связано с созвучием слова «падать вниз» (fall net hin) - Валентин.
Слайд 18При лечении эпилепсии широко применялась «лекарственная терапия» растениями. Самыми главными снадобьями от
«падучей» болезни были: трава валерьяны, пиона, полыни, дурмана, белены, омелы, красавки.
Слайд 20Эпидемией назывались «мор»(loimos), дословно «чума», но под этим словом понималась не только
чума, но и тиф(в основном сыпной), оспу, дизентирию. Нередко бывали смешанные эпидемии.
Чума, которую называли «великим мором» или «черной смертью», уносила миллионы жизней. Спасения от нее не было, она опустошала Европу, сея ужас в сердцах живых.
Слайд 21Первая - «чума Юстиниана», возникла в VI веке в эпоху расцвета культуры
Восточно-Римской империи, во время царствования императора Юстиниана, самого погибшего от этой болезни. Чума пришла из Египта и опустошила почти все страны Средиземноморья. В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. За период с 532 по 580 годы погибло более половины населения Восточной Римской империи - почти 100 миллионов человек.
Слайд 22Вторая и самая зловещая в истории Западной Европ - «черная смерть» середины
XIV в. Она открыла период эпидемий, не оставлявших Европу в покое на протяжении пяти столетий. Грязь, нищета, отсутствие элементарных гигиенических навыков и скученность населения создавали условия беспрепятственного распространения заболевания.
«Черная смерть» 1346-1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России.
Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения.
Слайд 23Третья - пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло
более 6 млн человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара.
Слайд 24Какие же симптомы «черной смерти»? Болезнь начиналась с невыносимой головной боли, которая
сменялась лихорадочным жаром. Затем появлялись так называемые бубоны. Они вздувались чаще всего под мышками и в паху, увеличиваясь до размеров апельсина. Невыносимые страдания несчастного чаще всего заканчивались мучительной смертью. В поисках спасения от смерти люди укрывались в церквях, где в неустанных молитвах и постах просили исцеления. Причины быстрого распространения чумы часто искали в грешной природе человека. В периоды обострения эпидемии улицы города наполнялись толпами кающихся грешников. Люди взывали к Богу и умерщвляли плоть, хлеща себя кнутами до полного телесного изнеможения.
Были и те, кто предпочитал провести возможные последние дни как можно пышнее и разгульнее, не видя спасения в усердном служении Богу.
Слайд 25Во время средневековых эпидемий чумы населению оказывали помощь специальные «чумные врачи». Появление
их в городах означало приход «черной смерти». Они следили за соблюдением строгой изоляции районов, пораженных эпидемией. Одежда выглядела зловеще: длинный и широкий плащ и специальная маска, закрывавший лицо. Считалось, что маска с клювом, придававшая врачам вид древнеегипетского божества, предохраняет врача от вдыхания зараженного воздуха. «Клюв» маски наполнялся сильно пахнущими лекарственными травами, которые упрощали дыхание при постоянном чумном смраде. Врач помещал в ноздри и уши ладан на специальной губке и для профилактики постоянно жевал чеснок. Чтобы не задохнуться от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия.
Слайд 26Природа болезни оставалась неизвестной, но уже тогда медики понимали, что для прекращения
распространения болезни необходимо разобщение больных и здоровых. Так был придуман карантин. Слово "карантин" происходит от итальянского "quaranta" - сорок. В Венеции в 1343 году для приезжающих были построены специальные дома, в которых они содержались сорок дней, ни при каких обстоятельствах не выходя на улицу. Морскому транспорту, прибывавшему из опасных мест, также предписывалось стоять на рейде сорок дней. Карантин стал одним из первых барьеров на пути инфекции.
Слайд 27В период Позднего Средневековья с чумой боролся великий Нострадамус. Он предлагал больным
употреблять родниковую воду, как можно больше находиться на свежем воздухе и использовать лекарства, которые он изготавливал сам на основе целебных трав, но собственную семью не смог спасти. Жена и двое его сыновей умерли.
Слайд 28Не обошла «черная смерть» стороной и Россию. На протяжении XIII-XIV столетий она
посещала Киев, Москву, Смоленск, Чернигов. В Смоленске из всех жителей города осталось в живых пять человек, которые выбрались из города, закрыли городские ворота и ушли. В XIV веке в Пскове и Новгороде чума уничтожила две трети населения, а в Глухове и Белозерске вымерли все жители.
Слайд 29Существует несколько версий возникновения и распространения заболевания. По одной из них, чума
пришла с Востока, и татары принесли ее в Крым. Во время осады генуэзской крепости Кафы (сейчас это Феодосия) ордынский хан Джанибек нес ужасные потери от болезни, косившей его воинов. Хан принял решение снять осаду, но напоследок с помощью катапульты через крепостную стену перебросили еще не остывший труп воина, умершего от чумы. В городе началась эпидемия, и жители спешно покинули крепость и отправились домой. Потом болезнь дошла до Европы. Однако с этой теорией не позволяет согласиться только один факт - переносчиками чумы не являются ни трупы, ни исходящий от них запах. Но, так или иначе, хроники свидетельствуют, что в 1346 г. в Крыму погибло около 85 000 человек. 1 ноября 1347 г. первая вспышка чумы была отмечена в Марселе, а уже через три месяца смертоносная зараза распространилась по всему югу Франции. К началу 1348 г. эпидемия расползлась по Испании. Она стала причиной смерти королевы Арагона и короля Кастилии.
Слайд 30Ученые полагают, что быстрое распространение чумы могло произойти из-за низкого уровня иммунитета
людей, подорванного другими, не менее опасными болезнями - туберкулезом, оспой, холерой и т. д. Оставляло желать лучшего и питание большинства населения.
Еще одной причиной быстрого распространения заразы могла быть большая скученность населения, особенно в крупных городах.
Слайд 31Реальный возбудитель чумы был обнаружен лишь в 1894, во время третьей пандемии,
когда бактериолог Александр Йерсен выделил бактерию Yersinia Pestis, чумную палочку.
Переносчиками бактерий чумы стали блохи, живущие на черных крысах. Сами крысы обладают иммунитетом к возбудителю заболевания. В условиях антисанитарии средневековых городов, скученности населения и обилия крыс, люди заражались от укусов блох, и болезнь быстро разрасталась в эпидемию.
Слайд 32Современные версии возникновения чумы
Слайд 33В официальном печатном органе Национальной академии наук США опубликовано исследование, согласно которому
в распространении бубонной чумы в средневековой Европы виновны не крысы, а похожие на крыс песчанки (мелкие грызуны).
Ученые обратили внимание на то, что вспышки чумы в Европе по времени связаны с периодами теплой и влажной погоды в Центральной Азии, благоприятной для увеличения популяция этих зверьков и живущих на них блох.
По мнению ученых, песчанки и переносили чумную палочку на домашних животных и торговцев, путешествовавших по Великому шёлковому пути.
Слайд 34Однако Лауреат Нобелевской премии по биохимии Дж. Ледерберг отметил, что чудовищная смертность
во время эпидемии чумы Средневековья не характерна ни для одной эпидемии, которые были позднее. Свидетельства в летописях указывают, что начало эпидемии «черной смерти» проходило незаметно. Люди спохватывались лишь когда обнаруживали множество внезапно умерших больных. При этом тела заболевших быстро чернели и казались «обугленными». Например, в Авиньоне в январе 1348 года, чуму обнаружили, только когда все монахи местного монастыря скончались в одну ночь. Есть упоминания о том, что в Багдаде смерть людей наступала через несколько часов после начала болезни. Открытие источника заражения - чумной палочки в 19 веке, объясняет, что при бубонной чуме инкубационный период длится 3 - 6 суток, при легочной - 1 - 2 дня. Чумная палочка не способна убить человека с такой скоростью. Эти сравнения навели Ледерберга на интересную мысль, что «черная смерть» Средневековья - вовсе не чума.
Слайд 35Версия о извержении вулканов - виновников «черной смерти»
Слайд 36Средневековые летописцы практически всегда однозначно указывают на источник «морового поветрия». По их
мнению, «черную смерть» приносили отравленные ветра. Не были редкостью такие записи: «на востоке, рядом с Большой Индией, огонь и вонючий дым спалили все города», «между Китаем и Персией пошел сильный дождь из огня, падавший хлопьями, подобно снегу, и сжигавший горы и долины со всеми жителями». Именно там родилось «черное облако», убивавшее всех «в течение половины дня», и именно оттуда приходила принесенная «нечистым порывом ветра с юга смерть».
Масштабное извержение вулкана Этны в 1333 году практически совпало с началом «черного поветрия» на юге Европы, которое потом распространилось дальше на север. Массовость и скорость наступления смерти от действия ядовитых облаков вулканической пыли и газов совпадают с хрониками летописцев. На мысль о том, что «черную смерть» принесли вулканические газы, наводят и многочисленные рисунки средневековых художников. На многих из них изображены погибшие люди, лошади, собаки и даже птицы.
Слайд 38Использованные сайты:
1)http://1400.рф/historicalinfo/issues/medievalilnese
2)https://detnadzor.ru/problems/srednevekovye-bolezni-i..
3)https://mport.ua/mix/772364-zhutkaja-medicina-kak-lec..
4)https://vk.com/topic-81281516_32278751
5)http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970431399.html
6)https://vk.com/doc4036239_418822829?hash=321ad9bdca4d5566ed&dl=3ffa105b18e018f711