Слайд 2 Медицина как важнейшая сфера общечеловеческой культуры
1). Историческая связь медицины и философии
В
медицине, как и в любой науке, есть уровни: теоретический и эмпирический, есть правила работы на этих уровнях, закономерности развития системы знания, отношения между различными уровнями познания и т.д. Философия в данном случае способствует развитию культуры мышления человека, которая осуществляет познавательную деятельность.
Более того, она развивает мировоззренческие взгляды врача и эвристический потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. Как показывает практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем.
Слайд 3
Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление
медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта и других мыслителей.
Слайд 4 Медицина нуждается в укреплении связей с философией как живительной средой духовного обитания
и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Классик немецкой философии Л.Фейербах назвал медицину «колыбелью материалистической философии».
Слайд 5 Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков
абстрактного мышления в лечебном деле, и продолжается поныне.
Слайд 6 В практическом медицинском познании бытия жизни предметное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось
еще задолго до того, как сложился философско-научный стиль мышления первых врачевателей. Эмпирическое медицинское познание длительное время существовало как явление, подчиненное религиозно-мифологическому мировоззрению, тесно переплетаясь с мистикой и суевериями. Поэтому приобретенные в древности научно-эмпирические сведения, изначально не связывались между собой в органическую целостность. Они не были философски осмысленными, теоретически обоснованными, то есть их нельзя было назвать теоретическими или общими медицинскими положениями.
Слайд 7 Научно-медицинское познание исторически зарождалось вместе с философскими учениями древних греков. Начиная с
пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом. В конце концов естественным образом сформировалась диалектическая взаимосвязь между философским осмыслением природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим мышлением, стремящимся объяснить порой парадоксальные явления в человеческой жизнедеятельности.
Слайд 8 Всё это не могло не сказаться на формировании нового специфического предметно-понятийного мышления
медиков. Это явление вполне объяснимо, поскольку философские системы и научная медицина никак не смогли бы развиваться совместно и одновременно быть самостоятельными, если бы они сугубо по-своему не отражали и не выражали бы всеобщий интерес, касающийся сохранения и укрепления здоровья людей.
Слайд 9 Своеобразие медицины как науки
Сегодня можно говорить о том, что медицина –
это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, да и к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине наблюдается с давних времен.
Слайд 10 Медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных
и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни.
Философия активно помогает медикам смотреть иначе на многие известные им вещи, видеть невидимое, то есть понимать внутренний смысл предметов и явлений. Последнее сближает медицину с философией.
Слайд 11 Система медицинских знаний
Анализ системы медицинских знаний направлен прежде всего на философское
осмысление медиков и их деятельности по сохранению и укреплению здоровья людей, продления их жизни, устранение эпидемий. Поэтому существует системный принцип здравоохранения.
Слайд 12 Большинство философов, занимающихся общечеловеческой проблематикой, все чаще задает вопрос о том, является
ли медицина только искусством лечения или это вид научного мировоззрения людей.
Слайд 13 Мудрецы древних цивилизаций наработали и скопили огромное количество научного биологического материала. Его
осмысление несло в себе вначале религиозно-философские оценки. Но главное состоит в том, что сам факт свидетельствует о стремлении философствующих медиков осмыслить и обосновать сущность человека, принципы его существования, а отсюда средства и методы его лечения.
Слайд 14 Учение Гиппократа не ограничивалось тем, что медицине в нем придавался статус теоретической
науки. Великое достижение мыслителя состояло в определении им морально-этического облика личности врача как высшего мерила морального и гражданского долженствования. Ведь врач-философ равен богу.
Слайд 15 Гиппократ очертил контуры предметных интересов медицины и философии, где «правильное и неправильное
имеет свой предел». Он возражал тем врачам и философам, которые считали, что, прежде чем формировать практическую медицину, нужно установить, что представляет собой природа человека вообще. «Я полагаю,- заявлял мыслитель,- что ясное познание природы заимствуется не ни откуда-либо, а только из медицинского искусства.»
Слайд 16 Философская методология в медицинском познании
Философская методология в медицинском познании исполняет
важную роль в процессе исследовательской работы и имеет исключительно практическое значение. Ведь она изучает не знание и истину как таковая, а приёмы их получения. Философская методология медицины призвана выполнять несколько функций: эвристическую, координирующую и интегрирующую. Она стимулирует процесс медицинских знаний, провозглашая основой любого исследования диалектический метод познания.
Слайд 17 Философское исследование медицинского познания, его механизмов и процессов в той мере, в
какой они являются элементами практической медицины и реализуются её средствами и методами, выступает как способ самосознания медицины. Речь идёт о методологическом исследовании самой медицины. Методология сегодня включает в себя определенным образом философски переосмысленные и научно уточненные результаты анализа медицинских данных о многих массовых заболеваниях: СПИДе, туберкулёзе, гриппе и других.
Слайд 18Философское значение медицинского познания
Значение этого вида познания конкретных фактов в жизнедеятельности
людей, влияющих на их физическое и психическое здоровье, поистине велико. Любые позитивные моменты управления общественным здравоохранением, эффективные средства и методы лечения людей должны тщательно изучаться и философски осмысливаться всеми медиками с целью активного и полноценного развития медицинской теории. В самом общем виде задача медицинского познания состоит в выявлении закономерных процессов, происходящих в организме, причин возникновения патологических состояний, а также в научном поиске наиболее эффективных способов и средств их предупреждения и устранения.
Слайд 19 Философско-этические проблемы медицины
Современный культурный и научно-технический прогресс, сверх динамичное развитие медицинской
науки и практики, биотехнологии в мировом здравоохранении – все это поставило перед философской мыслью новые морально-этические вопросы. В этой связи представляется важным философское осмысление нравственных оснований вступления ученых и врачей на нетрадиционные участки медицинской науки и практики
Слайд 20 В девятнадцатом веке врач и писатель В.В.Вересаев писал «…Как это ни печально,
но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики… Необходима этика в широком философском смысле… Узкие вопросы врачебной практики, прежде всего должны решаться именно с философской точки зрения, и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую этику».
Слайд 21 Философские и этические проблемы в медицине имеют глубокие логические и исторические корни.
Они определяются прежде всего теми вечными проблемами, которые составляют сущность мировоззрения медиков – их отношение к жизни, здоровью, смерти. В философско-моральном плане проблема, например, страдания человека занимала мысли философов и медиков практически на протяжении всей истории развития культуры. Так, Аристотель называл страдания важнейшим фактором испытания мужества индивида. Впоследствии многие философы (Ф.Бэкон, И.Кант и др.) учили людей искусству избавления от страданий.