История развития психопатологии в зарубежный странах

Содержание

Слайд 2

Появление психопатологии как специальной отрасли знаний обусловливается двумя обстоятельствами в истории психологии:

Появление психопатологии как специальной отрасли знаний обусловливается двумя обстоятельствами в истории психологии:

осознанием, прежде всего клиницистами-психиатрами, необходимости заполнения теоретического вакуума, образовавшегося между достаточно оче­видными феноменами грубых психических расстройств и систе­мой представлений, существующей в «традиционной» психологии того времени
2) внедрением в общепсихологическую практи­ку экспериментального подхода, сменившего собой подход философско-умозрительный. Обе эти тенденции возникли почти параллельно в конце XIX — начале XX в.

Слайд 3

Психопатология в древности

В Древней Греции и Древнем Риме отношение к психически больным

Психопатология в древности В Древней Греции и Древнем Риме отношение к психически
и слабоумным было гуманным. Оно еще не было омрачено предрассудками и суевериями. Психопатология находилась на правильном пути, и можно было бы ожидать ее успешного развития.
В III в. до н. э. в результате распада Римской империи античная наука и культура приходят в упадок. Наступает период господства средневековой схоластики с религиозным фанатизмом. Схоластика, игнорируя опыт и практику, призывала к смирению и покорности, отвергала взгляды, противоречащие учению церкви, подводила под все гипотезы теологические догмы. С этого периода отношение к психически больным и слабоумным в Западной Европе резко изменилось. Во взглядах на сущность психических расстройств превалировали мистика, суеверие. Психически больных подвергали массовым истязаниям и убийствам, распинали на крестах, сжигали на кострах, бросали па растерзание диким животным во время увеселительных зрелищ.

Слайд 4

Особенно жестоким отношение к психически больным и слабоумным было в период средневековья,

Особенно жестоким отношение к психически больным и слабоумным было в период средневековья,
когда большое влияние приобрели церковь, инквизиция. Психическое расстройство рассматривали как проявление «злой воли», как результат добровольной сделки порочной души человека с «нечистой силой». Богословы утверждали, что психическая аномалия — это наказание за греховную жизнь, вселение в человека «нечистой силы», а различные особенности психических заболеваний — проявление свойств «нечистой силы» (дьявола, демона).
От гибели психически больных не спасали ни пол, ни возраст, ни общественное положение. Их подвергали пыткам для того, чтобы вынудить признание в сношениях с «нечистой силой», сжигали на кострах,якобы с целью очищения их души. Даже отцы и матери доносили инквизии на своих малолетних детей, будто бы вступивших в связь с дьяволом, и дети гибли на кострах.
По словам отечественного психиатра Ф. А. Наумова, «костры с несчастными душевнобольными, жертвами невежества и суеверия пылали по всей Западной Европе до половины XVIII века»

Слайд 5

В начале XVIII в. благодаря развитию естественных наук и медицины стали появляться

В начале XVIII в. благодаря развитию естественных наук и медицины стали появляться
более правильные представления о психических расстройствах. Научная мысль продвигалась вперед, освобождая психопатологию от мистики. О психозе и слабоумии начали говорить как о болезни, требующей лечения.
Важную роль в переломе во взглядах на природу психических расстройств, в отношении к психически больным сыграли прогрессивные идеи эпохи Великой французской революции. Она провозгласила свободу, равенство, братство и утвердила высокие принципы гуманизма.
В этой революции важную роль сыграли врачи. Самым знаменитым в этом отношении был выдающийся врач Филипп Пинель, имя которого вошло в историю мировой психиатрии. Пинель прославился своим гуманным отношением к психически больным: он первым во Франции снял цепи с психически больных, превратил «сумасшедшие дома» в психиатрические лечебные учреждения, реорганизовал полутюремные убежища для психически больных в лечебные учреждения. Его примеру последовали вскоре и в других странах.

Слайд 6

В Германии в тот же период отношение к психически больным и слабоумным

В Германии в тот же период отношение к психически больным и слабоумным
было совсем иным, чем но Франции. В социально- экономическом и научном развитии Германия того времени отставала от Франции, что, несомненно, сказывалось и на понимании сущности психических расстройств, и на отношении общества к психически больным. Экономической отсталости Германии соответствовала политическая: страна была раздроблена на множество самостоятельных княжеств. Немецкая буржуазия была слаба и труслива. Она, конечно, мечтала о завоеваниях, которых добилась французская буржуазия, но в то же время боялась лозунга французской революции — «Свобода, равенство, братство, забота об обездоленном». Немецкая буржуазия мирилась с феодальными порядками, была несвободна от средневековых суеверий. Это нашло свое отражение в философии дуализма Канта и идеализма Гегеля.
Если во главе французской психиатрии стоял Ф. Пинель, психиатр-гуманист, издавший в 1801 г. «Медико-философский трактат о душевных болезнях», то олицетворением немецкой психопатологии был в то же время Аутенрит, получивший известность как изобретатель различных мер стеснения психически больных и насилия над ними. Цепи он заменил смирительными рубашками, ставшими на долгие годы символом режима так называемых «желтых домов».
Смена общественных формаций, победа капиталистического строя, более прогрессивного по сравнению с феодальным, приводят к тому, что в конце XVIII — начале XIX в. издаются первые труды по психопатологии. В Италии, Франции, Англии, Германии, Америке появляются выдающиеся психиатры — Ф. Пинель, Ж- Эскироль, Д. Конолли, В. Маньян, В. Киаруджи, Б. Раш, Б. Мо- рель, Р. Крафт-Эбинг, В. Гризингер, П. Кабанис и др. Публикуются работы с описанием острых и хронических психических расстройств у детей, где авторы пытаются изложить свое мнение на их этиологию и лечение.
В это же время была опубликована методика психологического обследования интеллектуального уровня А. Бине (метрическая шкала умственных способностей), которая однако не оправдала возложенных на нее надежд в области диагностики психических расстройств.

Слайд 7

В конце XIX и начале XX в. капиталистические отношения перерастают в свою

В конце XIX и начале XX в. капиталистические отношения перерастают в свою
высшую стадию — империализм. Дальнейшее обострение классовой борьбы, господство империалистической идеологии, желание империализма подкрепить научными доводами свое стремление к мировому господству приводят к возникновению различных реакционных теорий — агностицизму, утверждению о непознаваемости мира, о биологическом неравенстве между «высшими» и «низшими» расами. Многие прогрессивные ученые империалистических стран подвергаются преследованию за свободу мысли, материалистические убеждения, борьбу за мир.

Слайд 8

Наиболее распространенными в психопатологии являются следующие идеалистические направления, ориентирующиеся на философию агностицизма:

Феноменологическое

Наиболее распространенными в психопатологии являются следующие идеалистические направления, ориентирующиеся на философию агностицизма:
направление. Представители этого направления, наиболее ярким выразителем которого является К. Ясперс, считают, что психика в норме и патологии непознаваема. Основная задача психопатологии должна состоять не в изучении психических расстройств и выяснении механизма их возникновения с целью предупреждения и лечения, а лишь в описании феноменов психических болезней, описании того, как аномальный переживает то или иное патологическое состояние, т. е. в «в чувствовании» этого состояния.
Психоморфологическое направление, представителем которого является немецкий психиатр К- Клейст, опирается на грубоме­ханистические позиции и все сложные проявления психики в норме и патологии пытается связать со строго локализованными, анато­мически и топографически ограниченными пунктами мозга. Игно­рируя рефлекторный принцип И. П. Павлова, придерживаясь идеа­листической точки зрения о спонтанности психической деятельно­сти, представители этого направления утверждают, что в коре большого мозга существуют даже такие унаследованные психичес­кие центры, как «религиозное чувство», «мировоззрение», «общест­венное Я», «любовь к детям» и др.
Фрейдизм является наиболее реакционным направлением, осо­бенно модной доктриной в США. Нелепость и фантастичность фрейдизма, родоначальником которого является австрийский пси­хиатр 3. Фрейд, состоит в том, что, согласно этому учению, созна­ние и поступки человека обусловливаются не функциями коры большого мозга и средовыми факторами, а инстинктами, неосоз­нанными влечениями, среди которых главную роль играет половое влечение. В 1893 г. 3. Фрейд издал книгу «О истерии», где впер­вые развил свои идеи психоанализа. Вскоре появилось немало дру­гих его работ, в которых он сформулировал свою точку зрения на роль сексуальных переживаний в психической жизни человека. 3. Фрейд, являясь сторонником реакционного идеализма Ф. Ниц­ше и А. Шопенгауэра, занимался изучением проблем не только психопатологии, но и психологии, философии и биологии.
Конституциональное направление, выразителем которого яв­ляется немецкий психиатр Э. Кречмер, утверждает, что особенно­сти характера, психики в норме и патологии обусловлены особен­ностями строения тела, соматической конституцией как совокуп­ностью унаследованных свойств. Полагая, что определенному типу телосложения соответствует определенный характер психи­ческого склада личности, Э. Кречмер разделил всех людей по те­лосложению на астеников и пикников, а по психическим особен­ностям — на шизоидов и циклоидов. Шизоиды по телосложению астеники, а циклоиды — пикники. Шизоиды — замкнутые, скрупу­лезно переживающие все в себе, а циклоиды — общительные, лег­ко вступающие в контакт. И. П. Павлов, критикуя кречмеровское учение о конституции и темпераменте, подчеркнул, что делать вы­воды о психических особенностях личности на основании ее консти­туции нельзя.

Слайд 9

Наличие в психопатологии буржуазных стран множества различных антинаучных, идеалистических направлений вовсе не

Наличие в психопатологии буржуазных стран множества различных антинаучных, идеалистических направлений вовсе не
свидетельствует о том, что ученые этих стран не занимаются важными исследованиями по конкретным вопросам психопатологии, отражающими материалистические позиции учения о психике в норме и патологии. Таких исследований проводится немало. Но общая направленность современной психопатологии в капиталистических странах характеризуется агностицизмом и эклектикой. Среди ученых капиталистических стран есть как убежденные сторонники упомянутых выше антинаучных идеалистических направлений, в том числе религиозного, так и представители материалистического мировоззрения, от которых в условиях империалистической реакции требуется большое мужество, поскольку такие убеждения порицаются официальной идеологией.
Психическая заболеваемость в капиталистических странах, особенно в тех из них, где наиболее выражены империалистические противоречия, с каждым годом возрастает.
Имя файла: История-развития-психопатологии-в-зарубежный-странах.pptx
Количество просмотров: 19
Количество скачиваний: 0