Два Пушкинских образа в музыке

Содержание

Слайд 2

«Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сестры-близнецы».

«Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сестры-близнецы».

Слайд 3

«Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в

«Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки».
бесконечную область музыки».

Слайд 4

Какое произведение А.С. Пушкина первым появилось на сцене оперного театра?

Какое произведение А.С. Пушкина первым появилось на сцене оперного театра?

Слайд 5

В 1842 г. впервые на сцене оперного театра была показана опера «Руслан

В 1842 г. впервые на сцене оперного театра была показана опера «Руслан и Людмила»
и Людмила»

Слайд 6

Выдающиеся русских композиторы XIX в.
соединили поэзию Пушкина и музыку

Выдающиеся русских композиторы XIX в. соединили поэзию Пушкина и музыку

Слайд 7

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 —1837) 
один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети

Александр Сергеевич Пушкин (1799 —1837) один из самых авторитетных литературных деятелей первой
XIX века.

Пётр Ильич Чайковский
(1840, 1893) 
русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.

На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама»

Слайд 8

В основу либретто легли отдельные главы пушкинского романа в стихах. И потому

В основу либретто легли отдельные главы пушкинского романа в стихах. И потому
в опере прослеживаются лишь основные сюжетные линии, посвящённые главным героям – Татьяне, Онегину, Ленскому и их ближайшему окружению.

С «Евгением Онегиным» в русскую музыку
входит новый тип оперы. Чайковский назвал её «лирическими сценами».

Слайд 9

Увертюра к опере «Евгений Онегин».
П.И.Чайковский

Какой персонаж представлен в увертюре?
Характеритика.

Увертюра к опере «Евгений Онегин». П.И.Чайковский Какой персонаж представлен в увертюре? Характеритика.

Слайд 10

В увертюре к опере звучит музыкальная характеристика Татьяны. Это центральный в опере

В увертюре к опере звучит музыкальная характеристика Татьяны. Это центральный в опере
образ.

«Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясён до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны. Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь и доволен этим», –
признавался композитор.

Слайд 11

Пушкин изображает Татьяну поэтичной, мечтательной натурой, с богатым внутренним миром, но очень

Пушкин изображает Татьяну поэтичной, мечтательной натурой, с богатым внутренним миром, но очень
одинокой – «она в семье своей родной казалась девочкой чужой».

Музыка грустная, неторопливая, есть остановки. Чайковский рисует робкую, задумчивую, печальную Татьяну

Слайд 12

Вторая картина оперы целиком посвящена Татьяне,
развитию её чувства.
Татьяна пишет письмо

Вторая картина оперы целиком посвящена Татьяне, развитию её чувства. Татьяна пишет письмо Онегину.
Онегину.

Слайд 13

Как в этом эпизоде показана Татьяна?
Как изменилась музыка?

Сцена письма из оперы

Как в этом эпизоде показана Татьяна? Как изменилась музыка? Сцена письма из
«Евгений Онегин».
П.И. Чайковский

Слайд 14

Музыка звучит быстрее, нет прежней плавности минорности. Это помогает передать волнение героини,

Музыка звучит быстрее, нет прежней плавности минорности. Это помогает передать волнение героини,
решившейся на признание в любви. Тревожность музыки передаёт тревогу самой героини, вверяющей свою судьбу, чувства, честь Онегину.

. Сцена письма состоит из
ряда контрастных эпизодов.
Настроение героини
всё время меняется

Слайд 15

В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра

В крови горит огонь желанья, Душа тобой уязвлена, Лобзай меня: твои лобзанья
и вина.
Склонись ко мне главою нежной,
И да почию безмятежный,
Пока дохнет веселый день
И двинется ночная тень.

Слайд 16

1804-1857 гг.

По выражению Владимира Васильевича Стасова,
«Глинка в русской музыке имеет такое же значение,

1804-1857 гг. По выражению Владимира Васильевича Стасова, «Глинка в русской музыке имеет
как Пушкин в русской поэзии. Оба – родоначальники нового русского творчества, оба глубоко национальные, оба создали новый русский язык – в поэзии и музыке»

1799 —1837 гг.

Слайд 17

Пушкин и Жуковский в гостях у Глинки. Артамонов

Пушкин и Жуковский в гостях у Глинки. Артамонов

Слайд 18

Один из его романсов Глинки, «В крови горит огонь желанья», родился буквально

Один из его романсов Глинки, «В крови горит огонь желанья», родился буквально
на ходу. Композитор проводил вечер у своих друзей ­ семьи Панаевых. Отец семейства по доброй традиции декламировал стихи, среди которых было и это произведение Пушкина. Глинка задумчиво расхаживал по комнате, слушая друга. Окружающие даже не заметили, как он уселся за рояль и стал что­то напевать. Неожиданно композитор крикнул: «Панаев, замолчи!» ­ и зазвучала музыка. Глинка увлекался и вокалом, у него был хороший голос, и он часто исполнял свои романсы к великому удовольствию друзей. Будучи в Италии, он изучал итальянскую школу пения ­ бельканто.

Слайд 19

Романс «В крови горит огонь желанья».
М.И. Глинка

Романс «В крови горит огонь желанья». М.И. Глинка

Слайд 20

Два пушкинских образа
в музыке

Два пушкинских образа в музыке
Имя файла: Два-Пушкинских-образа-в-музыке.pptx
Количество просмотров: 134
Количество скачиваний: 1