Военное эхо музыки в актуальной культуре студентов XXI века

Содержание

Слайд 2

Концепция ядра и периферии Ю. М. Лотмана
Национальная культурная идентичность, формирующаяся в

Концепция ядра и периферии Ю. М. Лотмана Национальная культурная идентичность, формирующаяся в
историческом процессе, закрепляется в ядре культуры, обеспечивающем взаимопонимание представителей нации
Концепция актуальной культуры Л. Н. Когана и В. Т. Шапко
«В актуальной культуре особенно отчетливо выражена нормативность культуры. В ней есть ценности, обязательные для любого человека, человечества, данной национальной культуре, культуре различных социальных групп»1
1 Коган, Л. Н. Личность, культура, общество. Избранные труды 1988–1997 гг. – Екатеринбург : ГОУ УГТУ–УПИ, 2009.

Методологическая основа

Слайд 3

Сетевой подход1
исследование характера, тесноты и направления социальных связей (ребер социальной

Сетевой подход1 исследование характера, тесноты и направления социальных связей (ребер социальной сети)
сети) внутри студенческой общности (где в качестве вершин выступают не только личности, но и их различные по величине и характеру группы) и с ее внешним окружением и тем самым выявление особенностей движения ресурсного потенциала студенчества
1 Князева, Е. И. Сетевая теория в современной социологии // Социология. – 2006. – № 2. – С. 3–10.

Методологическая основа

Слайд 4

выдвигаемый авторами новый подход к пониманию студенческой общности – как цифровой

выдвигаемый авторами новый подход к пониманию студенческой общности – как цифровой общности
общности
Цифровая студенческая общность, как тип эмпирически фиксируемой социальной системы, формирующейся в результате трансформации традиционной общности под воздействием виртуализации и цифровизации окружающего социального пространства, представляет собой промежуточное положение между традиционной и виртуальной общностью.
Она сохраняет базовые признаки традиционной общности1 с трансформацией их содержания.
Основным действующим а́ктором выступает аватар реально существующего и однозначно идентифицируемого студента, взаимодействие которого основано на сочетании контактов как в реальном, так и в виртуальном социокультурном пространстве.
Цифровая общность сохраняет контуры географических границ, которые размываются за счет взаимодействия в виртуальном пространстве.
1 Зборовский, Г. Е. Теоретические основания изучения социальной общности // Социологические исследования. – 2010. – № 4. – С. 3–12.

Методологическая основа

Слайд 5

Увеличение на порядок выборки в ходе IV волны мониторинга,
N=13935, число ответивших –

Увеличение на порядок выборки в ходе IV волны мониторинга, N=13935, число ответивших
10127
Общее число валидных ответов о музыкальных произведениях о Великой Отечественной войне – 26609. Открытый вопрос
На вопросы о музыкальных произведениях ответили более ¾ респондентов. Число указавших, что не знают произведений о войне, оказалось менее 0,1 % (в абсолютных цифрах – 305 ответов)
Вариант ответа «Знаю много» встретился в 100 случаях

Эмпирические основания

Слайд 6

Ядро «Эха войны»

12 песен составляют 3/4 упоминаний в массиве ответов 2020 г.

Ядро «Эха войны» 12 песен составляют 3/4 упоминаний в массиве ответов 2020
– всего 14 449 раза.

Слайд 7

Ядро «Эха войны» – архетип «Катюша»

«Катюша» (М. В. Блантер, М. И. Исаковский, 1938). Клип.

Ядро «Эха войны» – архетип «Катюша» «Катюша» (М. В. Блантер, М. И.
URL:
https://www.youtube.com/watch?v=MfLSOEGxbtw&ab_channel=%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Многоаспектный символ, в котором нашли проявления ментальные установки народа:
глубинные национальные ролевые традиции взаимоотношений мужчины-воина и женщины-берегини
единства фронта и тыла в достижении объединяющей народ цели
осознания неизбежности победы добра над злом, Победы, поворота хода войны

Изображение: Яндекс. Рисунки.

Слайд 8

Ядро «Эха войны» – «Эх, дороги»…

Георгий Виноградов и Хор Александрова. Запись концерта

Ядро «Эха войны» – «Эх, дороги»… Георгий Виноградов и Хор Александрова. Запись
в Берлине в освобождённой от фашизма Германии 9 августа 1948 года:
URL: https://www.youtube.com/watch?v=tbYSO8tFiiw

М. М. Магомаев. Клип. Видеоряд – «Афганистан» : URL: https://my.mail.ru/mail/iekatierina-volkova-2014/video/_myvideo/2623.html)

Слайд 9

Ядро «Эха войны» – «Эх, дороги»…

Видео:
URL: https://www.youtube.com/watch?v=d1JFKJtPVlQ

Елена В., 2018 г. «Если

Ядро «Эха войны» – «Эх, дороги»… Видео: URL: https://www.youtube.com/watch?v=d1JFKJtPVlQ Елена В., 2018
бы он жил в сороковые и пел эти песни для воюющих солдат, то этот голос по силе эмоционального воздействия приравняли бы к голосу Левитана. И может быть это хотя бы немного приблизило День Победы»

«Эх, дороги».. Грузины поют фронтовую песню. … дождитесь третьего куплета (Бытовое застольное исполнение, 710 тыс. просмотров на ноябрь 2021 г.) https://www.facebook.com/dmitri.zolotukhin/videos/1115577481796486/
Леонид Т-в, 2019 г. «I just have no words.... it's just amazing! Спасибо, ребята! Мы, к сожалению, не споём так по-грузински. Я, когда слушал, только в 3 куплете, понял, откуда вы. Молодцы!»; Алексей Ст-к, 2019 г.: «Спасибо! За память наших дедов, говорю спасибо! Вместе свои жизни отдавали. И грузины и русские»; Иван Л-ов, 2018: «Поколение выросшие на таких песнях, может правильно понять сейчас происходящее»;

Слайд 10

Ядро «Эха войны» – «Эх, дороги»…

Панк-рок-обработка. 2011 г. Группа «Джем». URL: https://www.youtube.com/watch?v=bCAELIS-25Y

Дамир

Ядро «Эха войны» – «Эх, дороги»… Панк-рок-обработка. 2011 г. Группа «Джем». URL:
Нурутдинов, Данил Плужников, Елизавета Кабаева. 2016 г. Шоу «Голос Дети», третий сезон, 1 канал, Российское телевидение. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WMqiPf47mKQ

Слайд 11

Периферия «Эха войны»

Варианты ответов респондентов, получившие 4 % и менее в общем

Периферия «Эха войны» Варианты ответов респондентов, получившие 4 % и менее в
массиве.
На первых трех этапах мониторинга были упомянуты 25 произведений.
Четвертая волна исследования выявила не менее 80 уникальных названий песен, созданных в ходе Великой Отечественной войны и после нее
Не менее 13 произведений не об этой войне, в сознании сегодняшних студентов, ассоциирующихся с ней
В общем массиве ответов 2020 года доля периферии составляет около четверти

Слайд 12

Периферия «Эха войны» – первый контур

Периферия «Эха войны» – первый контур

Слайд 13

Периферия «Эха войны» – первый контур

«Песня о коногоне» 1939 года. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=RM38ch9LykY&feature=emb_logo

Рок-обработка

Периферия «Эха войны» – первый контур «Песня о коногоне» 1939 года. URL:
группы «Чиж & Co» URL: https://www.youtube.com/watch?v=DHyU9hHMRNg

Обработка Елены Ваенги, концерт «Песни военных лет». URL: (https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=lYqV8srdOPU&feature=emb_logo

Слайд 14

Периферия «Эха войны» – первый контур

Ярослава Дегтярева. «Кукушка». Шоу «Голос Дети», третий

Периферия «Эха войны» – первый контур Ярослава Дегтярева. «Кукушка». Шоу «Голос Дети»,
сезон, 1 канал, Российское телевидение. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Hr8GQwFBpU0

В. Цой. Кукушка. Концерт в Олимпийском, 1990 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=B1Nx3SU2izA&ab_channel=ANOTHERSTORYBAND

Слайд 15

Периферия «Эха войны» – второй контур

Возрастающая неоднородность в жанрах и формах указанных

Периферия «Эха войны» – второй контур Возрастающая неоднородность в жанрах и формах
респондентами произведений:
Песни военного времени, написанные после ее окончания.
Официальные, народные («дворовые»), песни из кинофильмов и др.
Конкретизированы песни В. Высоцкого (7 вариантов), группы Любэ (5 вариантов).
Произведения на национальных языках – якутском, башкирском, кыргызском, и иностранных языках (немецкий и английский).
Одинаковые названия произведений разных авторов.
Произведения сегодняшнего дня, отражающие отношение живущих ныне к событиям 75-летней давности и их значимости для них

Слайд 16

Периферия «Эха войны» – второй контур

Евгений Булочников исполняет гимн "Бессмертного полка", 2016

Периферия «Эха войны» – второй контур Евгений Булочников исполняет гимн "Бессмертного полка",
г. Телеканал Первый Тульский. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=73Mu1pOhLI8&feature=emb_logo.

Песня-летопись «Кино идёт. Воюет взвод». Е. И. Плотникова, стихи, музыка, 2009 Клип. 2015 г. URL: https://ok.ru/video/2192094990613

«Прадедушка» (музыка Александра Ермолова, слова Михаила Загота, исп. Группа «Непоседы»), 2019 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=q0YfPcdgwcM&ab_channel=AnnaNekrasova

Слайд 17

«Эхо войны» – архетип культуры

Четыре волны исследования позволили выделить ядро актуальной культуры

«Эхо войны» – архетип культуры Четыре волны исследования позволили выделить ядро актуальной
в восприятии Великой Отечественной войны студентами и зафиксировать формирование архетипа «Эха войны».
Архетипы как базисные элементы культуры формируют константные модели духовной жизни нации
Архетипы являются инструментом познания и идентификации
Архетипы аккумулируют опыт нации
Архетипы – своеобразные «резонаторы» чувств, позволяющие удовлетворить потребность в принадлежности, ярко выраженную у молодого поколения.
Архетип «Эха войны», отраженный в «Катюше», других произведениях музыкальной культуры, собрал воедино основополагающие качества российской культуры и ее народа: солидарность, сострадание, сочувствие, альтруизм, коллективизм, самопожертвование, нравственную ответственность, бескорыстие…