Слайд 2Различия учениковучебного процесса
Школа:
В обычном классе из 30-ти учеников в среднем:
- 22
чел. достаточно успешно усваивают программу;
- 2 – 3 чел. испытывают трудности, не связанные с особенностями восприятия;
- 4 – 6 чел. являются «переводчиками». У них преобладает один из трех каналов восприятия, поэтому они вынуждены «переводить» то, что сообщает учитель на уроке, на свой «язык». Для этого они иногда затрачивают значительные усилия.
Слайд 3Нейрологические каналы восприятия информации
Пример:
- Ученик А легко выполняет практическую часть лабораторной
работы, но он теряется, когда читает об этом в учебнике.
- Ученик В затрудняется в лабораторном эксперименте, в то время как чтение учебника дает ему полную картину эксперимента.
- Ученик С прекрасно работает, когда на уроке используется фонетический подход (устное объяснение учителя, аудио-средства).
Слайд 4Нейрологические каналы восприятия
Зрительный канал
Слайд 8Определение ведущего канала
Пользуясь приведенными выше таблицами, определите ведущий канал учеников:
1. А. гораздо
чаще отвлекается, чем его соседи. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Когда А. читает текст, он приговаривает, пришептывает про себя. Он часто садится в классе на последнюю парту, если ему предстоит серьезная работа, так ка он легко отвлекается даже на шепот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он расскажет лучше, чем напишет.
Слайд 9Определение ведущего канала
Пользуясь приведенными выше таблицами, определите ведущий канал учеников:
2. Когда учитель
читает инструкции, Б. смотрит в книгу и водит пальцем по строчкам. Он не может выучить правила и сдать экзамены по требованиям безопасности. Он охотно принимает участие в спортивных соревнованиях. Б. постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой. При разговоре он старается дотронуться до собеседника. Он постоянно стремится, чтобы поменять позу или включить движение, если находится долго в статичном положении.
Слайд 10Определение ведущего канала
Пользуясь приведенными выше таблицами, определите ведущий канал учеников:
3. С. Всегда
смотрит вверх, когда учитель что-то говорит, будто видит то, что рассказывает собеседник. Когда учитель читает учебник, С. Всегда читает сама, не полагаясь на его чтение. Ее рабочее место всегда самое аккуратное. Каждая часть пронумерована и отделена. Она придает большое значение своему внешнему виду и порядку. В рабочих документах она всегда отмечает важную информацию. С. всегда недовольна, когда слышит сложные слова в рассказе учителя.
Слайд 11Ситуация З-вход-М-выход
Потренируйтесь в определении ведущего канала:
1. Выберите предметы, которые легко определяются как
зрительно, так и мышечно.
2. Положите 7 предметов и закройте их ширмой.
3. Попросите собеседника запомнить предметы и покажите их в течении 15 сек.
4. Перемешайте предметы за ширмой и попросите собеседника сложить их в первоначальном порядке. Вы, таким образом, имитируете ситуацию Зрительный вход - Мышечный выход.
5. Понаблюдайте поведенческие индикаторы, которые использует собеседник.
6. Повторите шаг 3, имитируя Звуковой вход - Звуковой выход.
7. То же, ….Зрительный вход – Звуковой выход (смотрит, затем говорит).
8. То же, …. Звуковой вход - мышечных выход (слушает, затем складывает).
9. То же, …. Мышечный вход – Звуковой выход (он ощупывает, затем рассказывает).
10. Мышечный вход – Мышечный выход (он ощупывает, не глядя, затем раскладывает).
Слайд 12Подбор адекватных способов
Представьте, что вы работаете с тремя учениками, у которых преобладают:
А) зрительный канал; Б) слуховой канал; В) мышечный канал. Попробуйте представить информацию адекватно.
А) Используйте слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с характерной для их стиля скоростью. Убедитесь, что Ваше тело неподвижно. Выделяйте цветом различные пункты или аспекты содержания.
Б) Используйте вариации голоса (громкость, паузы, высоту) и предикаты. Отражайте телом ритм метронома (особенно головой) со скоростью, характерной для этого стиля.
В) Используйте жесты, предикаты, прикосновения, типичную скорость. Помните, что они обучаются посредством мышечной памяти. Проведите их через содержание снова и снова. Чем больше преувеличение, тем это лучше для их запоминания. Позвольте им играть роль различных частей из Вашей информации.
Слайд 13Позитивные и негативные предложения
1. Только негативное предложение: ОЧЕНЬ МНОГО ОШИБОК. Комментарий: затрачивается
много энергии, посыл запоминается, как неприятный.
2. Позитив перед негативом: Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫ ХОРОШО ЗНАЛИ ТЕМУ. ОЧЕНЬ МНОГО ОШИБОК. Комментарий: запоминается последнее (начинайте выполнять с последней команды).
3. Позитив после негатива: ОЧЕНЬ МНОГО ОШИБОК. Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ХОРОШО ЗНАЛИ ТЕМУ. Комментарий: использовать только тогда, когда класс сделал ошибки не специально. Говорить надо спокойным тоном. Это действенно и ведет к желательному результату.
4. Только позитив: МНЕ НУЖЕН ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Комментарий: использовать только, когда у класса есть ответственность.
5. От позитива к еще большему позитиву: МЫ ВЫПОЛНЯЕМ ПЛАН. ХОРОШО. ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ЭТО ЕЩЕ ЛУЧШЕ. РАЗОБЬЕМ НА ЭТАПЫ, ОПРЕДЕЛИМ ОТВЕТСТВЕННЫХ. Комментарий: Это называется присоединение и ведение.
6. Позитив-негатив-позитив: МНЕ НУЖНА ТИШИНА. ОЧЕНЬ МНОГО РАЗГОВОРОВ. ПОДНИМИТЕ ГЛАЗА И СЛУШАЙТЕ. Комментарий: противопоставление негативу позитива. Это позволяет повысить энергетический уровень и мотивировать желаемое поведение.
Слайд 15Антитеза
Антитеза — это оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены
прямо противоположные явления, понятия, мысли.
Легко подружиться, тяжело разлучиться.
Умный научит, дурак наскучит.
Ученье — свет, а не ученье — тьма.
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Тише едешь, дальше будешь.
Слайд 16Гипербола
Гипербола - чрезмерное преувеличение каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью
создания яркого и впечатляющего образа
РЕКИ КРОВИ;
ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ;
ГОРЫ ТРУПОВ;
СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ;
НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ;
СТО РАЗ ГОВОРИЛА;
ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ ЖДУ;
ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА;
ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ;
ДОМ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ;
ПОСТОЯННО ОПАЗДЫВАЕТ;
МИЛЛИОН ИЗВИНЕНИЙ
Слайд 17Градация
Градация - это такое расположение слов и выражений, что происходит нарастание смысловой
значимости предшествующего слова или нисхождение смысла выражения.
В. Маяковский: «Взорвали, взрыли, смыли, смели».
«Не думай бежать!
Это я вызвал. Найду.
Догоню. Доконаю. Замучу!»
«Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкин:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовой дворянкой;
Не хочу быть столбовой дворянкой,
А хочу быть вольной царицей;
Не хочу быть вольной царицей,
А хочу быть владычицей морскою.