- Главная
- Педагогика
- Методика обучения подвижным и спортивным играм
Содержание
- 2. Методики подвижных игр Первый — наглядный, тезисно-графический (в виде схемы) — позволяет сразу и в целом
- 3. Задачи урока Задачи урока. Выбранная игра должна соответствовать задачам урока. Если в поставленных на урок задачах
- 4. Место игры в уроке Продумывая содержание урока и подбирая подвижную игру, следует предусмотреть место игры среди
- 5. Состав играющих Состав играющих. Подбирая игру, следует учитывать состав играющих (количество, пол, возраст, подготовленность), а также
- 6. Соответствие игры учебной программе Соответствие игры учебной программе. Подбирая игру, следует руководствоваться школьной программой по физической
- 7. 2-й этап. Подготовка к игре. Подготовка к игре до урока заключается в подготовке и разметке места
- 8. II часть. Проведение игры. Второй период (на уроке). II часть. Проведение игры. Второй период (на уроке).
- 9. Для распределения на команды используют несколько способов: а) играющие распределяются на команды учителем. Зная способности, уровень
- 10. Выбор актива До начала игры учитель разъясняет функции актива, а в ходе игры руководит действиями активистов.
- 11. Водящие, судьи. Водящие — это игроки, от инициативы и активности которых зависит успех в игре. Водящих
- 12. 2-й этап. Настройка на игру. Объяснение игры. Ознакомление с игрой и её изучение начинают с объяснения,
- 13. Объяснение игры должно быть логично изложенным, доступным, кратким, эмоциональным и образным. Такое объяснение развивает у играющих
- 14. Разучивание текстов. Сообщение правил игры Рифмованные тексты, которые надо произносить в ходе игры, разучиваются после объяснения.
- 15. 3-й этап. Показ игры .3-й этап. Когда объяснения для понимания игры недостаточно, необходимо показать игру: действия
- 16. Показ игры Показ отдельных фрагментов игры осуществляют играющие по указанию учителя. Например, в игре «Белые медведи»
- 17. Ход игры. Начало игры Это самый трудный и ответственный этап в проведении подвижной игры. Только педагогически
- 18. Руководство игрой Руководство игрой. Руководить игрой — значит вести её в нужном русле. Здесь проявляется мастерство
- 19. Можно использовать несколько способов а) не останавливая игры, по её ходу подсказывать, как надо выполнить то
- 20. Окончание игры. Заканчивать игру нужно организованно и своевременно. Необходимо стремиться к тому, чтобы к моменту окончания
- 21. Анализ действий играющих Анализ действий играющих. Делая анализ, учитель отмечает лучшие фрагменты игры, активность играющих, правильные
- 22. 7-й этап. Закрепление и совершенствование игры. 1. Разучивание вариантов игры. Для лучшего овладения игрой и её
- 23. 1-й этап. Корректировка методики, использованной при проведении игры. Корректировка методики проведённой игры предусматривает экспресс-анализ и собственно
- 24. Деятельность играющих подчинена правилам игры. Эти правила регламентируют поведение и отношение играющих. Правила облегчают выбор тактики
- 25. Условия проведения Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры. Дети
- 26. Практический материал. Подвижные игры для учащихся 1 – 2 классов: «Мы весёлые ребята», «Волк во рву»,
- 27. Практический материал. Подвижные игры для учащихся 3 – 4 классов: « День и ночь», «Вызов», «Караси
- 28. Интенсивность и продолжительность игр у подростков гораздо больше, чем у младших школьников. Поэтому в играх, требующих
- 29. Практический материал. Подвижные игры для учащихся 5 - 8 классов: «Борьба в квадратах», «Встречная эстафета с
- 30. Практический материал. Подвижные игры для учащихся 9 - 11 классов: «Круговая эстафета», «Преследователи»,«Перетягивание каната», «Лапта волейболистов»,
- 31. Игровой метод- это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на
- 32. Игра- это своеобразная деятельность, в которой используемые двигательные действия нельзя назвать упражнениями, так как они не
- 33. Игровой и соревновательный метод Применение игрового и соревновательного методов позволяет развивать двигательные качества в их взаимосвязи,
- 34. Соревновательный метод на этапе разучивания двигательного действия применяется в виде соревнования, объектом которого являются показатели качества
- 35. Подвижные игры на уроках физической культуры Соблюдай равновесие Основная цель — развитие координационных способностей, смелости и
- 36. Эстафета по табуреткам Основная цель — развитие ловкости, быстроты, равновесия и расчетливости, использование в качестве подводящего
- 37. Не бойся качающегося бревна Основная цель — развитие ловкости, быстроты и смелости, использование в качестве подводящего
- 38. Борьба на бревне Основная цель — развитие координационных способностей, упорства и тактического мышления, использование в качестве
- 39. Чехарда для мальчиков Основная цель — развитие ловкости, быстроты и сметливости, подготовка к опорным прыжкам через
- 40. Искусные перемахи Основная цель — развитие ловкости, расчетливости и внимания, Использование в качестве подводящего упражнения для
- 41. Подвижные игры Пятнашки в парах Основная цель — развитие ловкости, расчетливости и внимания, Использование в качестве
- 42. Подвижные игры Переправа по узким жердям Основная цель. Развитие ловкости, вестибулярного аппарата, внимания и расчетливости. Используется
- 43. Подвижные игры Встречи на скамейке Основная цель. Развитие устойчивости, ловкости и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного
- 44. Подвижные игры Бег под уклон Основная цель. Развитие быстроты в облегченных условиях и внимания. Используется в
- 45. Эстафета с препятствиями Основная цель. Развитие быстроты и ловкости. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных
- 46. Подвижные игры Прыжки на одной ноге Основная цель. Развитие силы, ловкости и прыгучести. Используется в качестве
- 47. Преследование мячом Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве подводящего упражнения к выполнению
- 48. Подвижные игры Десять ударов с передачей Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве
- 49. Полёт мяча Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и расчетливости. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных
- 51. Скачать презентацию
Слайд 2Методики подвижных игр
Первый — наглядный, тезисно-графический (в виде схемы) — позволяет сразу
Методики подвижных игр
Первый — наглядный, тезисно-графический (в виде схемы) — позволяет сразу
Второй — описательный, более подробный. О нем мы и расскажем.
I часть. Подготовка к игре. Первый период (до урока).
1-й этап. 1.Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с её выбора. Правильно подобранная игра принесёт ожидаемый результат в решении поставленных задач как перед игрой, так и перед уроком в целом. Выбирая игру на урок, необходимо учитывать: задачи урока, задачи игры, место игры в уроке, состав играющих, соответствие игры учебной программе, условие проведения игры, наличие инвентаря.
Слайд 3Задачи урока
Задачи урока. Выбранная игра должна соответствовать задачам урока. Если в поставленных
Задачи урока
Задачи урока. Выбранная игра должна соответствовать задачам урока. Если в поставленных
2. Задачи игры. Выбирая игру на уроке, надо знать, какие задачи решаются в ходе игры. Необходимо, чтобы задачи, решаемые в игре, были посильны играющим в тот или иной момент, чтобы они вписывались в задачи урока и его содержание.
Слайд 4Место игры в уроке
Продумывая содержание урока и подбирая подвижную игру, следует предусмотреть
Место игры в уроке
Продумывая содержание урока и подбирая подвижную игру, следует предусмотреть
В основную часть урока включают игры, способствующие развитию физических качеств, овладению двигательными умениями и навыками, овладению техникой выполнения изучаемых приёмов в игровых условиях, развитию игрового мышления, воспитанию морально-волевых качеств.
Для заключительной части подбирают малоподвижные игры, активизирующие внимание, способствующие снижению физической нагрузки, помогающие занимающимся без проблем переходить к другим видам деятельности
Слайд 5Состав играющих
Состав играющих. Подбирая игру, следует учитывать состав играющих (количество, пол, возраст,
Состав играющих
Состав играющих. Подбирая игру, следует учитывать состав играющих (количество, пол, возраст,
игры. Надо обеспечить активное участие всех занимающихся в игре, которая должна соответствовать данному количеству играющих.
Для более активного вовлечения занимающихся в игру, необходимо продумать рациональную организацию игры. Например, распределить играющих на 2—3 группы, каждая из которых играет на своей части площадки (назначить двух-трёх водящих, разделить на 3—4 команды, увеличить количество инвентаря и т.п.).
Игра должна быть доступна (посильна) для занимающихся данного пола и возраста по сложности выполняемых движений и действий, по физической нагрузке, по умственному развитию, по игровому мышлению. - Для занятий на уроке следует подбирать такие игры, в которых двигательные действия и приёмы соответствовали бы физической подготовленности играющих, а содержание игры — их игровому мышлению.
Слайд 6Соответствие игры учебной программе
Соответствие игры учебной программе. Подбирая игру, следует руководствоваться школьной
Соответствие игры учебной программе
Соответствие игры учебной программе. Подбирая игру, следует руководствоваться школьной
6. Условия проведения игры. Выбирая ту или иную игру, необходимо учитывать условия, в которых проводится игра (спортивный зал или открытая площадка, их размеры, состояние площадки, температура воздуха, наличие ветра, солнца, отвлекающих объектов).
7. Наличие инвентаря. Игру выбирают исходя из имеющегося в наличии инвентаря. Желательно для повышения активности и интереса к игре иметь достаточное его количество или продумать варианты, обеспечивающие проведение игры с ограниченным количеством инвентаря.
Слайд 72-й этап. Подготовка к игре.
Подготовка к игре до урока заключается в
2-й этап. Подготовка к игре.
Подготовка к игре до урока заключается в
1.Подготовка площадки. Для этого надо убрать оборудование, спортивные снаряды или разместить их на площадке так, чтобы предупредить травматизм. Продумать, в какой части площадки разместить играющих и где будут проходить игровые действия.
2.Разметка площадки. По возможности надо использовать стандартную разметку (волейбольную, баскетбольную); если её недостаточно, сделать дополнительную.
3. Подготовка инвентаря. Необходимый для проведения игры инвентарь надо подготовить и положить в удобное место, чтобы его расстановка (раздача) не занимала много времени. Продумать способы раздачи инвентаря и сбор его после игры.
Слайд 8II часть. Проведение игры. Второй период (на уроке).
II часть. Проведение игры. Второй
II часть. Проведение игры. Второй период (на уроке).
II часть. Проведение игры. Второй
1-й этап. Подготовка играющих к игре. До начала игры необходимо подготовить играющих. Для этого надо сделать расстановку играющих, распределить их на команды, группы, выбрать актив.
1. Расстановка играющих. Разместить играющих для объяснения и начала игры надо в том построении, из которого начинается игра. Так играющие яснее представят ход игры, направление движения, игровые действия.
2. Распределение на команды. В командных играх участвуют несколько команд. Чтобы игра проходила интересно, состав команд должен быть одинаков по силам, количеству, полу, росту играющих. Явное неравенство сил делает игру неинтересной.
Слайд 9Для распределения на команды используют несколько способов:
а) играющие распределяются на команды учителем.
Для распределения на команды используют несколько способов:
а) играющие распределяются на команды учителем.
б) капитаны набирают в свою команду игроков по очереди. Чтобы избежать негативных эмоций, капитанам разрешается выбирать только обусловленное число игроков, остальные распределяются по расчёту или учителем;
в) играющие распределяются на команды при расчёте на первый, второй, третий... Первые номера — одна команда, вторые — вторая и т.д.;
г) распределение на команды проводится фигурной маршировкой. При передвижении в колонне по одному подаётся команда «Налево (направо) по два (три, четыре) марш!». Каждая колонна составляет одну команду.
Слайд 10Выбор актива
До начала игры учитель разъясняет функции актива, а в ходе игры
Выбор актива
До начала игры учитель разъясняет функции актива, а в ходе игры
Капитаны в командах выбираются игроками или назначаются учителем. Капитаны должны обладать организаторскими способностями, уметь принимать самостоятельные решения, следить за поведением играющих, устанавливать очерёдность в игре, помогать в расстановке игроков, раздаче
Слайд 11Водящие, судьи.
Водящие — это игроки, от инициативы и активности которых зависит успех
Водящие, судьи.
Водящие — это игроки, от инициативы и активности которых зависит успех
Судьи назначаются учителем. Они помогают учителю в проведении игры, следят за соблюдением правил, участвуют в определении результата игры.
Помощников также назначает учитель. Они помогают учителю в организации игры, подготовке и разметке площадки, раздаче, установке и собирании инвентаря, следят за ходом игры, фиксируют встречающиеся ошибки, подсчитывают очки, участвуют в определении победителей.
Слайд 122-й этап. Настройка на игру.
Объяснение игры. Ознакомление с игрой и её
2-й этап. Настройка на игру.
Объяснение игры. Ознакомление с игрой и её
Настраивая на игру, учитель сообщает занимающимся цель игры, задачи, решаемые в игре: по укреплению здоровья, развитию физических качеств, закреплению и совершенствованию двигательных умений и навыков, воспитанию нравственных и волевых качеств. Сообщается также, какие изученные упражнения, действия и приёмы нужно применять в игре, как игра способствует овладению тем или иным видом спорта. Настройка на игру должна быть доказательной, конкретной и краткой, вызывать у занимающихся желание активно участвовать в изучаемой игре.
Слайд 13Объяснение игры
должно быть логично изложенным, доступным, кратким, эмоциональным и образным. Такое объяснение
Объяснение игры
должно быть логично изложенным, доступным, кратким, эмоциональным и образным. Такое объяснение
Слайд 14Разучивание текстов. Сообщение правил игры
Рифмованные тексты, которые надо произносить в ходе игры,
Разучивание текстов. Сообщение правил игры
Рифмованные тексты, которые надо произносить в ходе игры,
Все подвижные игры проводятся по определённым правилам, которые необходимо соблюдать играющим. Сначала учитель сообщает основные правила, без которых невозможно разучивание игры, затем в ходе игры вводит дополнительные, которые несколько усложняют игру. Следует сообщить играющим, что за невыполнение правил игрок или команда получают штрафные очки.
Слайд 153-й этап. Показ игры .3-й этап.
Когда объяснения для понимания игры недостаточно,
3-й этап. Показ игры .3-й этап.
Когда объяснения для понимания игры недостаточно,
Отдельные действия игроков показывают учитель или подготовленные ребята. Показывать можно ролевые действия игроков, действия водящих и т.д.
Слайд 16Показ игры
Показ отдельных фрагментов игры осуществляют играющие по указанию учителя. Например, в
Показ игры
Показ отдельных фрагментов игры осуществляют играющие по указанию учителя. Например, в
3. Показ игры в целом. Сложную игру, труд для понимания, можно показать в целом, показе участвуют большинство игроков. Игру показывают в замедленном темпе, с остановками, с объяснением действий игроков.
4 Пробное проведение игры. Если игра сложи: то её проводят от начала до конца с учебной целью, чтобы запомнить очередность действий, применяемые приёмы. Игра проходит с комментарием учителя.
Слайд 17Ход игры. Начало игры
Это самый трудный и ответственный этап в проведении подвижной
Ход игры. Начало игры
Это самый трудный и ответственный этап в проведении подвижной
Начинать игру следует, когда учитель убедился, что всё готово к её проведению: играющие, площадка, инвентарь, помощники, судьи. Игру всегда начинают организованно, по сигналу, команде или распоряжению, которые должны быть чётко поданы, слышны или видны играющим.
Слайд 18Руководство игрой
Руководство игрой. Руководить игрой — значит вести её в нужном русле.
Руководство игрой
Руководство игрой. Руководить игрой — значит вести её в нужном русле.
За ходом игры учитель должен вести постоянное наблюдение, чтобы в поле зрения держать всех играющих. Во время наблюдения надо следить за действиями играющих, их активностью, по ходу делать замечания и направлять игру в нужное русло, учить играть, следить за соблюдением правил, деятельностью актива, взаимоотношениями и взаимодействиями играющих, за физической нагрузкой.
В ходе игры учитель должен учить играющих игровым действиям и приёмам
Слайд 19Можно использовать несколько способов
а) не останавливая игры, по её ходу подсказывать, как
Можно использовать несколько способов
а) не останавливая игры, по её ходу подсказывать, как
б) останавливая игру. Остановив игру, объяснить и показать определённые действия или приём, не затрачивая на это много времени, и проконтролировать их выполнение;
в) в перерывах между повторениями игры. В перерыве обучению можно уделить больше времени, указать на ошибки, предложить более рациональное применение изученных двигательных действий, умений и навыков.
Когда играющие усвоили игру, то, чтобы повысить к ней интерес, её необходимо усложнить: путём введения дополнительных правил, новых действий играющих, разнообразных заданий, увеличением количества инвентаря (мячей), водящих, использованием различных вариантов игры и т.п.
Судейство игры осуществляют учитель или ученики. Честным, объективным судейством с соблюдением установленных правил судья удерживает ход игры в определённых рамках. Решение судьи должно быть быстрым, уверенным и понятным игрокам.
Слайд 20Окончание игры.
Заканчивать игру нужно организованно и своевременно. Необходимо стремиться к тому, чтобы
Окончание игры.
Заканчивать игру нужно организованно и своевременно. Необходимо стремиться к тому, чтобы
5-й этап. Итог игры. Это конечный результат, к которому стремились играющие в ходе игры. Итог игры следует подводить тактично, доброжелательно, предварительно успокоив играющих. Данный итог предусматривает определение результата игры и анализ действий играющих.
1. Результат игры. После окончания игры учитель, выслушав мнения судей и помощников, объявляет результат игры. Называет победителей, последующие занятые игроками места, а в тех играх, где нет победителей, лучших игроков.
Слайд 21Анализ действий играющих
Анализ действий играющих. Делая анализ, учитель отмечает лучшие фрагменты игры,
Анализ действий играющих
Анализ действий играющих. Делая анализ, учитель отмечает лучшие фрагменты игры,
6-й этап. Оценивание деятельности играющих. Проводя игру, учитель может оценивать деятельность играющих в ходе игры или во время её анализа. Оценивать рекомендуется:
а) умение выполнять и применять в игре изученные двигательные умения и навыки;
б) знание правил и умение их соблюдать;
в) умение согласованно действовать в игре с партнёрами;
г) действия актива.
Слайд 227-й этап. Закрепление и совершенствование игры.
1. Разучивание вариантов игры. Для лучшего овладения
7-й этап. Закрепление и совершенствование игры.
1. Разучивание вариантов игры. Для лучшего овладения
2. Проведение соревнований. Для совершенствования подвижных игр целесообразно проводить различные виды соревнований на уроках и во время внеклассной работы с целью совершенствования изученных умений и навыков и постепенного приобщения занимающихся к спортивной деятельности.
Ill часть. Корректировка методики проведения игры. Третий период (после урока).
Слайд 231-й этап.
Корректировка методики, использованной при проведении игры. Корректировка методики проведённой игры
предусматривает
1-й этап.
Корректировка методики, использованной при проведении игры. Корректировка методики проведённой игры
предусматривает
1. Экспресс-анализ проведённой игры. Это быстрое осмысление своих действий в проведённой игре. Экспресс-анализ можно делать непосредственно в ходе игры после каждого этапа, а также после её проведения. Иногда полезно выполнить более глубокий анализ проведённой игры, это предостережёт в дальнейшем от многих собственных ошибок.
2. Корректировка методики обучения. После анализа проведенной игры надо сделать корректировку отдельных этапов методики обучения. Это будет способствовать совершенствованию всей методики обучения подвижным играм.
Участие школьников в подвижных играх следует рассматривать как составную часть управляемого процесса физическим развитием и воспитанием, эффективность которого можно повысить, если реализуются на практике научно обоснованные средства физического воспитания в сочетании с рациональной методикой обучения подвижным играм.
Слайд 24Деятельность играющих подчинена правилам игры. Эти правила регламентируют поведение и отношение играющих.
Деятельность играющих подчинена правилам игры. Эти правила регламентируют поведение и отношение играющих.
Взаимоотношения между играющими определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр.
Некомандные игры можно подразделить на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игры распадаются на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочерёдным участием (эстафеты).
Командные игры различаются и по форме единоборства играющих. Существуют игры без вступления в соприкосновение с « противником » и с вступлением с ним в борьбу. Более детальная классификация игр основывается на их делении по двигательным действиям. Различают игры: имитационные (с подражательными движениями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и другими предметами; с сопротивлением; с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам).
Слайд 25Условия проведения
Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике
Условия проведения
Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро
восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.
Учащимся 1-2 классов ещё недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, увёртываниями от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры.
Слайд 26Практический материал.
Подвижные игры для учащихся 1 – 2 классов: «Мы весёлые ребята»,
Практический материал.
Подвижные игры для учащихся 1 – 2 классов: «Мы весёлые ребята»,
У детей 9-10 лет (3-4 классы) заметно прибавляется сила, улучшаются координационные возможности, быстрота, ловкость и выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам, более совершенным становится управление своим телом. Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию.
В психике детей 9-10 лет также происходят изменения. Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечёт за собой повышение устойчивости внимания и интересов детей. Развитие оперативного мышления позволяет решать более трудные тактические задачи. Это особенно важно, поскольку детей начинают интересовать игры с соревнованием между целыми игровыми коллективами.
Между играми мальчиков и девочек 9-10 лет нет существенной разницы. Но всё же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки, борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры с ритмичными движениями и точными действиями (с предметами, с мячом).
Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных, мелких предметов, а так же военизированные игры на местности.
Длительность игр и интенсивность нагрузки в играх с детьми 9-10 лет несколько увеличиваются. Более строгим становится судейство, чаще используются полюбившиеся игры. В играх ярче выражен
Слайд 27Практический материал.
Подвижные игры для учащихся 3 – 4 классов: « День и
Практический материал.
Подвижные игры для учащихся 3 – 4 классов: « День и
Игры учащихся 5-8 классов заметно отличаются от игр младших школьников. Сокращаясь по количеству, они в то же время значительно усложняются по содержанию. Эти изменения объясняются особенностями возрастного развития.
В связи с глубокими перестройками в организме подростка несколько замедляется непрерывное совершенствование его двигательных функций.
Слайд 28Интенсивность и продолжительность игр
у подростков гораздо больше, чем у младших школьников. Поэтому
Интенсивность и продолжительность игр
у подростков гораздо больше, чем у младших школьников. Поэтому
Хотя в этом возрасте мальчики и девочки по-прежнему часто играют совместно, но в их игровой деятельности резко обозначаются свои отличия. Девочек больше привлекают игры, требующие ловкости и точности движений, особенно игры с ритмикой, танцами, хороводами.
Слайд 29Практический материал.
Подвижные игры для учащихся 5 - 8 классов: «Борьба в квадратах»,
Практический материал.
Подвижные игры для учащихся 5 - 8 классов: «Борьба в квадратах»,
Юноши и девушки 9-11 классов достигают высокого уровня физического развития и обладают большим двигательным и игровым опытом. Здесь на первый план выдвигается спортивная подготовка. Использование подвижных игр помогает решению этой главной задачи.
Играя, юноши и девушки главное внимание сосредоточивают на тактике и результатах своих действий. В выборе тактики и путей достижения победы
они проявляют большую самостоятельность. Многие из них с удовольствием берут на себя роль руководителя, капитана команды.
Юношей больше интересуют игры, в которых можно проявить силу и ловкость. Всевозможные эстафеты, игры с сопротивлением, со сложными заданиями на координацию, ловкость и быстроту действий пользуются среди них особой популярностью.
При проведении игр с юношами и девушками следует помнить, что процессы формирования их организма ещё не закончены. Поэтому важно правильно подбирать игры и регулировать нагрузку. Несмотря на то, что интенсивность игровой деятельности можно значительно увеличить, она всё же не может быть такой, как для взрослого человека.
Слайд 30Практический материал.
Подвижные игры для учащихся 9 - 11 классов: «Круговая эстафета», «Преследователи»,«Перетягивание
Практический материал.
Подвижные игры для учащихся 9 - 11 классов: «Круговая эстафета», «Преследователи»,«Перетягивание
Методика проведения подвижных игр определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю.
Слайд 31Игровой метод-
это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных
Игровой метод-
это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных
Соревновательный метод — это способ, основанный на включении в данный процесс компонентов соревновательной деятельности.
Игровой метод может быть представлен в виде игры и в виде упражнений в игровой форме, которые, имея общие признаки, характерные для игровой деятельности, тем не менее, отличаются друг от друга. Физические упражнения в игровой форме являются двигательными действиями, подобранными в соответствии с конкретными задачами физического воспитания и имеющими сюжетную или ролевую окраску. Они имеют одну или несколько характеристик игровой деятельности, но остаются по своей сути физическими упражнениями, так как характер их выполнения полностью подчинен закономерностям техники данного двигательного действия, нагрузка на организм при этом может быть строго дозирована, а внимание обучаемого сосредоточено на технике выполнения изучаемого действия. Компоненты игровой деятельности, вступая во взаимодействие с обучением, делают его более привлекательным для детей. Роль оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых эта роль находит свое воплощение, а образец, заложенный в ней, становится для ребенка эталоном, с которым он сравнивает собственное выполнение, контролирует его.
Слайд 32Игра-
это своеобразная деятельность, в которой используемые двигательные действия нельзя назвать упражнениями, так
Игра-
это своеобразная деятельность, в которой используемые двигательные действия нельзя назвать упражнениями, так
Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение.
Слайд 33Игровой и соревновательный метод
Применение игрового и соревновательного методов позволяет развивать двигательные качества
Игровой и соревновательный метод
Применение игрового и соревновательного методов позволяет развивать двигательные качества
по преимущественной направленности (на формирование двигательных умений и навыков или развитие двигательных качеств);
по отношению к изучаемому двигательному действию (содержащие отдельные элементы двигательного действия, целостное двигательное действие, различные сочетания двигательных действий, способы выполнения двигательных действий в изменяющихся условиях);
по отношению к развиваемому двигательному качеству (на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств, комплексное совершенствование двигательной деятельности);
по способу включения в процесс обучения (кратковременное, распределенное с периодическим включением, распределенное с постоянным включением).
Слайд 34Соревновательный метод
на этапе разучивания двигательного действия применяется в виде соревнования, объектом которого
Соревновательный метод
на этапе разучивания двигательного действия применяется в виде соревнования, объектом которого
В отличие от игрового метода в соревновательном заранее известные детям качественные или количественные показатели осуществления двигательных действий, выполнение которых подчинено закономерностям техники изучаемого двигательного действия. С целью реализации принципа сознательности и проверки правильности представления детей о технике упражнения можно дать возможность игрокам соревнующихся команд определять правильность выполнения упражнений, выявлять ошибки
Слайд 35Подвижные игры на уроках физической культуры
Соблюдай равновесие
Основная цель — развитие координационных способностей,
Подвижные игры на уроках физической культуры
Соблюдай равновесие
Основная цель — развитие координационных способностей,
Организация. Класс делится на 3—4 равные команды, построенные в колонны по одному за общей стартовой линией Расстояние между колоннами 2—3 м. Перед каждой командой ставится по гимнастической скамейке, на которой равноудаленно расположены три набивных мяча, а через 10 м за скамейкой устанавливается поворотная стойка (или булава, флажок, стул и т.п.).
Проведение. По сигналу педагога первые игроки каждой колонны устремляются вперед, пробегают по скамейке, перепрыгивая через лежащие на ней мячи, затем добегают до поворотной стойки, огибая ее налево, и возвращаются обратно, давая старт следующему игроку своей команды касанием вытянутой левой руки, после чего становятся в конец колонны.
Если игрок во время бега по скамейке потеряет равновесие и сойдет с нее, он обязан возобновить движение с начала скамейки, а сбив мяч — поставить его на место.
Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Слайд 36Эстафета по табуреткам
Основная цель — развитие ловкости, быстроты, равновесия и расчетливости, использование
Эстафета по табуреткам
Основная цель — развитие ловкости, быстроты, равновесия и расчетливости, использование
Организация. Игра проводится с раздельным зачетом у мальчиков и девочек. Класс делится на 4 команды (2 — мальчиков и 2 — девочек), которые выстраиваются колоннами по одному за общей стартовой линией Расстояние между колоннами около 2,5 м. Перед направляющим игроком каждой колонны ставят две табуретки, а в 6 м — поворотную стойку
Проведение. По сигналу педагога направляющие игроки всех четырех колонн встают на одну из двух своих табуреток, а вторую переставляют на шаг вперед и переходят на нее, затем берут заднюю табуретку, переставляют ее вперед и переходят на нее. Продолжая движение таким образом, надо, не сходя с табуреток, как можно быстрее дойти до своей поворотной стойки, обойти ее кругом и вернуться обратно, касанием руки передать эстафету следующему игроку своей колонны и отойти в сторону. Следующий игрок, выполнив то же самое игровое задание, передает эстафету третьему, и так далее до последнего игрока в колонне.
Игрок, не сумевший удержать равновесия на табуретке и наступивший на пол на дистанции, отодвигается на 2 м назад. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. Для проведения этой игры в младших классах вместо табуреток можно использовать квадратные деревянные дощечки.
Слайд 37Не бойся качающегося бревна
Основная цель — развитие ловкости, быстроты и смелости, использование
Не бойся качающегося бревна
Основная цель — развитие ловкости, быстроты и смелости, использование
Организация. Класс делится на две команды, строящиеся колоннами по одному за общей стартовой линией. В 7 м перед каждой колонной продольно на высоте 1 м подвешено на двух металлических тросах свободно качающееся гимнастическое бревно, у ближнего конца которого ставится табурет, а за дальним — кладется гимнастический мат.
Проведение. По стартовому сигналу направляющие игроки колонн бегут к своему бревну, с помощью табурета взбираются на него, после чего, ловко балансируя, продвигаются к дальнему концу бревна и прыжком на мат дают старт следующему игроку своей команды. Участник, потерявший равновесие и спрыгнувший с бревна преждевременно, начинает переправу сначала.
Побеждает команда, игроки которой быстрее завершат переправу.
Слайд 38Борьба на бревне
Основная цель — развитие координационных способностей, упорства и тактического мышления,
Борьба на бревне
Основная цель — развитие координационных способностей, упорства и тактического мышления,
Организация. Класс делится на две равные команды, выстраивающиеся в колонны по одному (впереди мальчики, за ними девочки) с разных концов гимнастического бревна.
Проведение. По сигналу педагога по одному игроку от каждой команды поднимаются на бревно со своего конца и, сойдясь на середине, стараются с помощью обманных движений и ловких толчков в руку заставить соперника спрыгнуть с бревна. Игрок, столкнувший противника, а сам удержавшийся на бревне, приносит своей команде выигрышное очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Вариант: игрок, удержавшийся на бревне, вступает в единоборство с очередным соперником и продолжает встречи до тех пор, пока его самого не столкнут. В этом случае побеждает команда, участник которой в конечном итоге останется на бревне.
Слайд 39Чехарда для мальчиков
Основная цель — развитие ловкости, быстроты и сметливости, подготовка к
Чехарда для мальчиков
Основная цель — развитие ловкости, быстроты и сметливости, подготовка к
Организация. Участники игры делятся на равные команды, построенные за общей линией старта в колонны по одному. В конце площадки напротив каждой команды ставится поворотная стойка (или заменяющий ее предмет).
Проведение. По сигналу педагога направляющий каждой команды делает два шага вперед и становится согнувшись и прижав подбородок к груди, с упором руками на переднее колено. Второй участник команды выполняет прыжок «ноги врозь» через направляющего с опорой руками о спину и, сделав два шага вперед, принимает то же положение. Затем стартует третий игрок, который, перепрыгнув двух предыдущих и сделав еще два шага, принимает аналогичную стойку и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не достигнут поворотной стойки и, обогнув ее налево, вернутся в исходное положение на старте.
Побеждает команда, быстрее всех преодолевшая соревновательную дистанцию и вновь занявшая исходное положение.
Слайд 40Искусные перемахи
Основная цель — развитие ловкости, расчетливости и внимания, Использование в качестве
Искусные перемахи
Основная цель — развитие ловкости, расчетливости и внимания, Использование в качестве
Организация. Класс делится на две команды, которые разомкнутыми на вытянутые руки шеренгами выстраиваются напротив друг друга. Расстояние между шеренгами 4—5 м. Всем игрокам раздают по гимнастической палке, и ее надо поставить на пол перед собой, придерживая вытянутой рукой сверху.
Проведение. По сигналу педагога все игроки отпускают свою палку и делают через нее перемах прямой правой ногой, после чего снова подхватывают палку, не давая ей упасть. Игрок, уронивший палку на пол, получает штрафное очко. По следующему сигналу аналогичный перемах выполняется левой ногой. Игра повторяется несколько раз.
Выигрывает команда, игроки которой получат меньшую сумму штрафных очков.
Слайд 41Подвижные игры
Пятнашки в парах
Основная цель — развитие ловкости, расчетливости и внимания,
Подвижные игры
Пятнашки в парах
Основная цель — развитие ловкости, расчетливости и внимания,
Организация. Играющие строятся в две шеренги лицом друг к другу и становятся парами. Первые номера – нападающие, вторые – защитники.
Проведение. По сигналу педагога нападающие, применяют обманные движения с резким изменением направления и скорости бега. Стараются рукой запятнать спину партнера. Защитники передвигаются приставными шагами в защитной стойке. Во время передвижения им нельзя поворачиваться спиной к сопернику. Если нападающему рукой запятнать спину защитника, игроки меняются ролями.
Коршун и наседка
Основная цель — развитие ловкости, расчетливости и внимания, Использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с элементами баскетбола.
Организация. Играющие делятся на команды и располагаются в колоннах поперек площадки. «Коршун» располагается лицом к колонне «цыплят». У первого «цыпленка» руки на поясе. Остальные игроки обеими руками держатся за пояс впереди стоящего.
Проведение. «Цыплята» принимают параллельную защитную стойку и перемещаются только приставными шагами. Коршун» выполняет различные перемещения и передвижения. Он применяет обманные движения (резкое изменение направления и скорости бега), чтобы внезапно приблизиться и запятнать последнего «цыпленка». Если ему это удается, он становится впереди колонны. Пойманный «цыпленок» становится коршуном, и игра продолжается.
Слайд 42Подвижные игры
Переправа по узким жердям
Основная цель. Развитие ловкости, вестибулярного аппарата, внимания
Подвижные игры
Переправа по узким жердям
Основная цель. Развитие ловкости, вестибулярного аппарата, внимания
Организация. Класс делится на 2 равные команды, строящиеся в колонны по одному за общей стартовой линией. Расстояние между колоннами — 3 м. Через 10 м перед каждой колонной вдоль устанавливают по две перевернутые гимнастические скамейки (параллельно и вплотную друг к другу), символизирующие походную переправу по узким жердям через воображаемую речку.
Проведение. По стартовому сигналу каждая команда, взявшись за руки, подбегает к своей «переправе» и начинает переходить «речку» по узким граням перевернутых скамеек — цепочкой, не отпуская рук соседей.
Выигрывает команда, члены которой быстрее завершат «переправу», не теряя равновесия и не разрывая групповой цепочки.
10. Удержись на месте
Основная цель. Развитие устойчивости, ловкости и оперативного мышления. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий на гимнастическом бревне.
Организация. Класс делится на две команды, которые разомкнутыми шеренгами становятся напротив друг друга на расстоянии чуть меньше вытянутой руки. Стопы каждого игрока сомкнуты, а руки согнуты перед грудью ладонями вперед.
Проведение. По сигналу педагога стоящие напротив игроки поочередными толчками одной или обеих ладоней в ладони соперника стараются сдвинуть его с занимаемой опоры. Кто потеряет равновесие и сдвинется с места хотя бы одной ногой — тот проигрывает.
Разрешается ловко уклоняться от толчка соперника и дезориентировать его обманными движениями.
Игра повторяется три раза. Выигрывает команда, игроки которой одержат большее число побед.
Слайд 43Подвижные игры
Встречи на скамейке
Основная цель. Развитие устойчивости, ловкости и расчетливости. Используется в
Подвижные игры
Встречи на скамейке
Основная цель. Развитие устойчивости, ловкости и расчетливости. Используется в
Организация. Назначаются 2 судьи. Класс делится на 2 команды мальчиков и 2 команды девочек. Команды девочек располагаются встречными колоннами, между которыми продольно ставится гимнастическая скамейка. С интервалом 4 м от девочек то же самое делают команды мальчиков.
Проведение. По стартовому сигналу направляющие игроки противостоящих колонн входят с разных сторон на скамейку и, сойдясь на ее середине, толчками ладони в ладонь соперника стремятся вывести его из равновесия и столкнуть со скамейки. Игрок, добившийся этого, приносит своей команде выигрышное очко и сходит со скамейки победителем. Затем в игровое единоборство вступает следующая пара противостоящих участников, за ней — третья и так далее до последней.
Выигрывает команда, игроки которой наберут большее количество очков
12. Бег за обручем
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий со стартовым разгоном.
Организация. Класс делится на 5 равных команд, которые строятся в колонны по одному за общей линией старта. Через 10 и 25 м на беговых дорожках проводится белая поперечная линия, последняя из которых является финишной. Двум первым участникам каждой команды выдается по гимнастическому обручу.
Проведение. По сигналу педагога направляющий участник каждой колонны бросает обруч вперед таким образом, чтобы он устойчиво покатился по дорожке. Когда обруч достигает 10-м отметки, бросивший обруч игрок стартует за ним, чтобы, не мешкая, схватить его и как можно быстрее финишировать.
Участник забега, финишировавший первым, приносит своей команде 3 очка, вторым — 2, третьим — 1, четвертым и пятым — 0.
Затем за обручами стартует следующая пятерка, а финишировавшие игроки в это время сбоку возвращаются обратно и передают обручи очередным участникам своих колонн. Игра продолжается до финиша замыкающего забега.
Выигрывает команда, набравшая большую сумму очков.
Слайд 44Подвижные игры
Бег под уклон
Основная цель. Развитие быстроты в облегченных условиях и
Подвижные игры
Бег под уклон
Основная цель. Развитие быстроты в облегченных условиях и
Организация. На свободной поляне с уклоном до 10—12° класс выстраивается в одну шеренгу за общей стартовой линией. Впереди через 20 и 50 м проведены две поперечные контрольные линии.
Проведение. По сигналу педагога все игроки бегут вперед, под уклон, причем первые 20 м они должны бежать равномерно, не обгоняя друг друга, а поравнявшись с первой контрольной линией, начать бег наперегонки.
Побеждает участник, который первым пересечет 50-м линию, не нарушая правил. Зачет у мальчиков и у девочек раздельный.
Слайд 45 Эстафета с препятствиями
Основная цель. Развитие быстроты и ловкости. Используется в качестве
Эстафета с препятствиями
Основная цель. Развитие быстроты и ловкости. Используется в качестве
Организация. Класс делится на 3—4 команды, выстраивающиеся колоннами по одному за общей стартовой линией. Интервал между колоннами — 3 м.
Направляющие игроки колонн получают по эстафетной палочке. В 15 м перед каждой колонной ставится поворотная стойка, а посередине 15-м отрезка кладется гимнастический обруч, в центре которого мелом очерчивается небольшой белый кружок.
Проведение. По стартовому сигналу направляющие игроки колонн бегут к своей поворотной стойке, добежав до лежащего на пути обруча, пролезают сквозь него, затем кладут обруч на то же место, с белым кружком в центре, и бегут дальше. Поравнявшись с поворотной стойкой, огибают ее слева и возвращаются обратно, пролезая снова сквозь обруч, после чего по правилам передачи легкоатлетической эстафеты передают палочку следующему игроку своей колонны, а сами становятся в ее конец. Следующий игрок выполняет то же самое игровое задание, передавая палочку очередному участнику, и так далее до последнего игрока команды. Выигрывает команда, закончившая эстафету быстрее
Слайд 46Подвижные игры
Прыжки на одной ноге
Основная цель. Развитие силы, ловкости и прыгучести.
Подвижные игры
Прыжки на одной ноге
Основная цель. Развитие силы, ловкости и прыгучести.
Организация. Класс делится на 2 команды, которые колоннами по одному становятся за общей стартовой линией. Расстояние между колоннами — 3 м.
Проведение. По сигналу педагога первые игроки колонн, стоя на одной ноге, выполняют ею пять прыжков подряд, как можно дальше вперед, и останавливаются. Вторые номера колонн начинают выполнение этого задания с места остановки предыдущего прыгуна своей команды, третьи номера — с места остановки вторых и так далее до последнего игрока в колонне. Победитель определяется по общей длине прыжков всех игроков команды.
16. Опереди прыжок соседа
Основная цель. Развитие быстроты, прыгучести и внимания. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по прыжкам в длину.
Организация. Класс делится на 2 команды, образующие два круга — внутренний и внешний, которые двигаются в разных направлениях. Расстояние между кругами — около 1 м.
Проведение. По произвольному свистку педагога игроки внутреннего круга стремятся одним прыжком
Слайд 47Преследование мячом
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве подводящего
Преследование мячом
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве подводящего
Организация. Игра осуществляется на одной половине баскетбольной площадки, в каждом из четырех углов которой ставится поворотная стойка. Класс делится на 4 команды, каждая из которых занимает по углу, построившись внутри него колонной по одному. Направляющие игроки всех четырех колонн с баскетбольным мячом в руках выходят из строя и становятся за свою поворотную стойку, являющуюся одновременно местом старта и финиша (после обведения игровой зоны).
Проведение. По сигналу педагога стартующие игроки начинают ведение мяча по периметру игровой зоны против часовой стрелки, обегая поворотные стойки снаружи. При этом каждый ведущий мяч игрок стремится догнать переднего на дистанции и запятнать его, за что начисляется одно очко. Затем то же самое игровое задание поочередно выполняют остальные четверки игроков соревнующихся колонн. Игрок, потерявший мяч на дистанции, обязан подобрать его и продолжить ведение с места потери.
Выигрывает команда, игроки которой наберут большую сумму очков.
Слайд 48Подвижные игры
Десять ударов с передачей
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания.
Подвижные игры
Десять ударов с передачей
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания.
Организация. Класс выстраивается в 3—5 шеренг. Дистанция и интервал — 2 м. Каждая шеренга представляет собой отдельную команду. Правофланговые игроки всех шеренг получают по баскетбольному (гандбольному) мячу.
Проведение. По сигналу педагога правофланговые игроки всех шеренг начинают ведение мяча на месте с десятью отскоками от пола, а одиннадцатым ударом направляют отскок мяча к следующему игроку своей шеренги. Тот без остановки выполняет то же самое с передачей мяча очередному игроку и так далее до конца шеренги. Последний игрок шеренги, выполнив задание, поднимает мяч над годовой.
Побеждает команда, завершившая игровое задание раньше всех.
Челночный бег
Основная цель. Развитие координации движений, быстроты и внимания. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий по ведению мяча с изменением направления движения в баскетболе, гандболе или футболе.
Организация. Участники игры становятся в круг, разомкнувшись на вытянутые руки, и рассчитываются по порядку. Четные номера представляют одну команду, нечетные — другую. Жребием определяется команда челноков и команда ловцов. Первая пара конкурирующих игроков поворачивается направо, все остальные поднимают руки вверх, имитируя ворота. Ловец первой пары становится за ближайшими воротами, а челнок — на одни ворота впереди Проведение. По сигналу педагога челнок бежит «змейкой» по кругу, огибая каждые ворота то слева, то справа, а ловец тем же путем преследует его, стараясь запятнать касанием руки, прежде чем челнок пройдет последние ворота начатого круга. Запятнавший приносит своей команде выигрышное очко, не пойманный игрок — тоже. Затем стартует следующая пара представителей конкурирующих команд и так далее до последней.
Выигрывает команда, игроки которой наберут большую сумму очков. При желании игру можно повторить со сменой игровых ролей.
Слайд 49Полёт мяча
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и расчетливости. Используется в качестве подводящего
Полёт мяча
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и расчетливости. Используется в качестве подводящего
Организация. Класс делится на несколько равных команд по 6—8 человек, которые разомкнутыми на вытянутые руки шеренгами выстраиваются на площадке одна за другой. В одном метре перед первой шеренгой между двумя стойками на высоте 2,5 м натягивается шнур с маленькими разноцветными флажками. Игрокам первой шеренги раздают по мячу (теннисному, баскетбольному, волейбольному или гандбольному).
Проведение. По сигналу педагога игроки первой шеренги должны перебросить свой мяч через шнур и, быстро пробежав под ним, поймать мяч на другой стороне. Игрок, не успевший поймать свой мяч до его приземления, выбывает из игры. Затем то же самое по очереди выполняют остальные шеренги.
Во втором туре игрового состязания исходное расстояние до шнура увеличивается до 1,5 м, в третьем — до 2 м и т. д. После нескольких таких туров, когда останется около половины или немного меньше участников, игра заканчивается.
Выигрывает команда, сохранившая наибольшее количество игроков после заключительного тура.