Слайд 2Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает
их. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам. Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.
Слайд 3В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение,
ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Слайд 4Коммуникативные танцы Методика для создания атмосферы принятия друг друга и эмоционально-психического раскрепощения.
Эффективно решает задачи по развитию у детей коммуникативных навыков, развитию двигательной координации и чувства ритма. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: - развития коммуникативных навыков, - работы над ощущением формы, - развития двигательной координации, - развития чувства ритма.
Слайд 5К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки. Это
может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Основанные на методах и приёмах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное — они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей.
Слайд 6Танцы со сменой партнеров
Танцы со сменой партнёров Несложные фольклорные танцы со сменой
партнёров можно рассматривать как одну из форм коммуникативных музыкальных игр. Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны.
Слайд 7Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так
называемые звёзды, а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Причины такого разделения бывают разными, последствия — порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды», могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми. Танцы-игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.
Слайд 8В основе танцевальных сюжетов — образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга
в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе. Напомним, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в танце-игре.
Слайд 9«Светит месяц» (Россия) Исходное положение (ИП): дети стоят в кругу парами, лицом
друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка». Четыре приставных шага вправо с притопом в конце фразы. Четыре приставных шага влево с притопом в конце фразы. Обмен хлопками с партнёром на сильные доли мелодии. Дети внешнего круга машут партнёру рукой и с поворотом вокруг себя переходят к другому партнёру по линии танца. Танец повторяется несколько раз по количеству куплетов. «Тетера» (Россия) Исполняется на мотив русской народной песни «Прялица» ИП: дети стоят в две шеренги, образуя пары, лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: челночки, ручеёк, тетера.
Слайд 10Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают
ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Слайд 11Мороз Ты, мороз, мороз, мороз, (Стоят в кругу, грозят пальцем.) Не показывай
свой нос! (Показывают указательными пальчиками нос.) Уходи скорей домой, («Отталкивают» ладонями от себя.) Стужу уноси с собой! (Кружатся вокруг себя топающим шагом.) А мы саночки возьмем И на улицу пойдем. (Бегут по кругу друг за другом, потирая ладони.) Сядем в саночки-самокаточки! С горки (Останавливаются, поднимают руки вверх.) Упали! (Резко приседают, опуская руки.) От мороза убежали! (Делают прыжок назад.)
Слайд 12Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности
детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.