Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса

Содержание

Слайд 2

Учебные предметы: русский язык и литература
Тип проекта:
практико ориентированный

Учебные предметы: русский язык и литература Тип проекта: практико ориентированный

Слайд 3

Цель проекта: педагогическая, практическая

Задачи проекта:
изучить материалы о педагогических мастерских,
использовать элементы педагогической

Цель проекта: педагогическая, практическая Задачи проекта: изучить материалы о педагогических мастерских, использовать
мастерской на уроках, факультативах и курсах по выбору

Слайд 4

Вопросы проекта:
В чем суть педагогических мастерских?
Как строится мастерская?
Какие правила необходимо соблюдать

Вопросы проекта: В чем суть педагогических мастерских? Как строится мастерская? Какие правила
при построении мастерской?

Слайд 5

Гипотеза

Мастерская – интегративная технология, позволяющая создавать творческую атмосферу, помогающая сформировать сознательную

Гипотеза Мастерская – интегративная технология, позволяющая создавать творческую атмосферу, помогающая сформировать сознательную активную жизненную установку.
активную жизненную установку.

Слайд 6

Классификационная характеристика мастерских (по Селевко)


По видам образовательных технологий принадлежит к альтернативным

Классификационная характеристика мастерских (по Селевко) По видам образовательных технологий принадлежит к альтернативным технологиям.
технологиям.

Слайд 7

Классификационная характеристика

По подходу к ребенку: технология свободного воспитания.
Используются методы: развивающие, поисковые, творческие.
По

Классификационная характеристика По подходу к ребенку: технология свободного воспитания. Используются методы: развивающие,
направлению модернизации учебного процесса направлена на активизацию мыслительной деятельности; интенсификацию восприятия учебного материала.

Слайд 8

Типы петербургской педагогической мастерской
В зависимости от состава участников.
В зависимости от целей и

Типы петербургской педагогической мастерской В зависимости от состава участников. В зависимости от
способов деятельности.
В зависимости от временной продолжительности.

Слайд 9

Типы мастерских по составу участников:
для учащихся;
для педагогов;
со взрослыми и детьми.

Типы мастерских по составу участников: для учащихся; для педагогов; со взрослыми и детьми.

Слайд 10

Типы мастерских по целям и способам деятельности.

Педагогическая мастерская построения знаний.
Педагогическая мастерская

Типы мастерских по целям и способам деятельности. Педагогическая мастерская построения знаний. Педагогическая
письма.
Мастерская самопознания.
Мастерская отношений и ценностных ориентаций.

Слайд 11

Целевые ориентации
Дидактические: познавательная деятельность;
Воспитывающие: сотрудничество, коммуникативность, общительность;
Развивающие: воображение, фантазия;
Социализирующие: приобщение к нормам

Целевые ориентации Дидактические: познавательная деятельность; Воспитывающие: сотрудничество, коммуникативность, общительность; Развивающие: воображение, фантазия;
и ценностям общества, обучение общению

Слайд 12

Принципы проведения мастерских (И.А. Мухина)

равенство всех участников, включая педагога;
ненасильственное вовлечение в процесс

Принципы проведения мастерских (И.А. Мухина) равенство всех участников, включая педагога; ненасильственное вовлечение
деятельности;
отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная);
отсутствие соперничества, соревнования;
чередование индивидуальной и групповой работы;
важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;
разнообразие используемого материала;
ответственность каждого за свой выбор.

Слайд 13

Основные этапы мастерской

Индуктор.
Деконструкция.
Реконструкция.
Социализация.
Афиширование.
Разрыв.
Рефлексия.

Основные этапы мастерской Индуктор. Деконструкция. Реконструкция. Социализация. Афиширование. Разрыв. Рефлексия.

Слайд 14

Индуктор

Индукция – «наведение» - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение

Индуктор Индукция – «наведение» - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого,
чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Основные требования к индуктору:
должен актуализировать личный опыт участника мастерской;
должен быть связан с содержанием мастерской;
должен предоставлять участнику возможность выбора.
Индуктором может быть слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и др.

Слайд 15

Деконструкция


Работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами) и превращение его

Деконструкция Работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами) и превращение его в хаос.
в хаос.

Слайд 16

Реконструкция


Создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

Реконструкция Создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

Слайд 17

Социализация

Соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах, в малых

Социализация Соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах, в малых
группах, представление всем участникам мастерской.
Задача этого этапа состоит в том, чтобы не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

Слайд 18

Афиширование

Вывешивание произведений (текстов, рисунков, схем и т. д.) и ознакомление с

Афиширование Вывешивание произведений (текстов, рисунков, схем и т. д.) и ознакомление с ними всех участников мастерской.
ними всех участников мастерской.

Слайд 19

Разрыв

Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты

Разрыв Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты
или несоответствие своего старого знания новому, побуждающее к поиску ответов на возникшие вопросы, к работе с литературой.
Разрушение старого знания и строительство нового в ходе мастерской приводит к разрыву. Разрыв - это одно из возможных эмоциональных и (или) интеллектуальных состояний участника мастерской:
осознание собственной состоятельности или несостоятельности в данном материале;
неожиданное собственное открытие в предложенном материале;
открытие в себе неожиданных качеств характера, способностей, чувств;
осознание значимости своего «Я» в этом мире;
переоценка чего-либо;
осознание необходимости поиска информации.

Слайд 20

Рефлексия

Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ движения своей собственной мысли,

Рефлексия Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ движения своей собственной мысли,
чувства, знания, мироощущения.
В психологии различают рефлексию как осознание собственных мыслей, чувств и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек.
На этапе рефлексии участники мастерской учатся осознавать свои чувства и высказывать их, а также соотносить их с чувствами других людей. Это тренировка способности самопознания и самокоррекции.

Слайд 21

Особенности методики

Педагогическая мастерская - это не стандартная форма организации учебно-воспитательного процесса,

Особенности методики Педагогическая мастерская - это не стандартная форма организации учебно-воспитательного процесса,
которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту учителя и ученика, дарит радость сотворчества, «создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия»
(И. А. Мухина)

Слайд 22

Особенности методики

Мастерская - это интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды

Особенности методики Мастерская - это интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды
деятельности. Это открытая система поиска и выбора пyти познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией.

Слайд 23

Что дает мастерская ученику и учителю?

Рост личности ученика;
Снятие стереотипа;
Нивелирование страха;
Интерес рабочего состояния;
Ненасильственность

Что дает мастерская ученику и учителю? Рост личности ученика; Снятие стереотипа; Нивелирование
деятельности;
Реализация мысли как деятельность;
Рождение творчества;
Ориентация на процесс и его результат;
Личностная актуализация;
Самовыражение;
Полифония взглядов и смыслов;
Коммуникативная культура;
Рост самого учителя;
Умение каждого слышать и слушать.

Слайд 24

Разработка мастерской

Работа над сценарием;
Содержание инструктажа;
Подготовка материального обеспечения

Разработка мастерской Работа над сценарием; Содержание инструктажа; Подготовка материального обеспечения

Слайд 25

Ввод в мастерскую

Постановка цели, проблемы;
Условия, инструктаж;
Регламент, правила;
Распределение ролей;
Формирование групп;
Консультации

Ввод в мастерскую Постановка цели, проблемы; Условия, инструктаж; Регламент, правила; Распределение ролей; Формирование групп; Консультации

Слайд 26

Групповая работа над заданием
Работа с источниками;
Тренинг;
Мозговой штурм

Групповая работа над заданием Работа с источниками; Тренинг; Мозговой штурм

Слайд 27

Межгрупповая дискуссия
Выступление групп;
Анализ, рефлексия;
Оценка и самооценка работы
Выводы и обобщения

Межгрупповая дискуссия Выступление групп; Анализ, рефлексия; Оценка и самооценка работы Выводы и обобщения

Слайд 28

Список литературы:

Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на

Список литературы: Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи
уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. – М.: Дрофа, 2006. – (Библиотека учителя).
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб. : КАРО, 2008.
Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. Метод. пособие. СПб.: «Паритет», 2003. – (Педагогическая мастерская).
Пустошкина А.А., Филатова Е.А. Современные открытые уроки литературы. 8 – 9-е классы – Ростов н / Д: «Феникс», 2003. – (Учение с увлечением).
Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка: метод. пособие. (Из опыта работы методистов ЛОИРО и учителей Ленинградской области) / под ред. Л.К. Ивановой. – СПб. : ЛОИРО, 2009.