Слайд 2Звуковеде́ние
Звуковедение — это способ связи звуков в процессе фонации*. Включает в себя технику
использования различных штрихов в процессе вокального интонирования.
Самыми распространенными приемами звуковедения считаются:
Legato (легато) – плавно;
Staccato (стаккато) – отрывисто;
Non legato (нон легато) – не плавно, не отрывисто.
Более подробно о приемах и способах звуковедения мы будем разбирать на следующих занятиях.
*Фонация – это звукообразование, совместная работа органов речи во время производства звуков.
Слайд 3Правильное интонирование или чистая музыкальная интонация голоса – это умение попадать в
нужную ноту, петь не фальшиво. Каждый звук или каждая нота имеют свою частоту.
Чистое интонирование – это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря – это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.
Слайд 4Составляющие чистого интонирования:
музыкальный слух;
внутренний слух, мелодический и гармонический слух;
музыкальная память (хорошо знать
мелодию песни или упражнения (быть в ней уверенным);
звукообразование;
дикция;
чувство ритма;
певческое дыхание;
психологические особенности;
необходимо быть уверенным в себе и своём голосе, необходим позитивный настрой.
Слайд 5Музыкальный слух – это внутренний слух, мелодический и гармонический слух
Внутренний слух - внутреннее
представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.
Слайд 6Мелодический слух - способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и
ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом.
Гармонический слух - (гармония - благозвучие, созвучие)- умение воспринимать сочетание звуков в аккордах и гармонических созвучиях, умение их правильно, чисто воспроизводить, что особенно важно в работе в ансамбле.
Музыкальный слух можно развивать, тренировать, совершенствовать.
Слайд 7Развитие интонации происходит постепенно, и неправильное интонирование зависит от нескольких факторов:
1. Отсутствие
координации между голосом и слухом. Часто бывает так, что у человека есть музыкальный слух, и внутри себя он всё слышит и поёт, но как только хочет исполнить какое-то произведение или спеть мелодию, звучит это очень фальшиво. В этом случае нарушена координация между внутренним слухом и голосовым аппаратом.
Слайд 82. Вторым вариантом причины фальшивого интонирования может служить неправильное пение, то есть
пение в неправильной вокальной позиции, неправильное вокальное дыхание, отсутствие опоры при пении.
3. Третья причина вытекает из первых двух – это неразвитый голос и пение в неправильном диапазоне или так же небольшой диапазон. При небольшом диапазоне фальшиво могут звучать крайние нижние и верхние ноты, переходные ноты – тоже будут являться проблемной зоной.
Слайд 94. Ещё одна причина фальши – это психологический зажим. Когда, выходя на
сцену или при исполнении перед аудиторией, вокалист начинает слишком сильно волноваться или стесняться, у него происходит внутренний психологический зажим, который сильно влияет на голосовой аппарат, который в свою очередь так же начинает зажиматься. Пропадает опора, правильное вокальное дыхание, вокальная позиция, и весь аппарат вместе со своим владельцем приходят в полную негодность для выступления.
Чтобы снять такие зажимы, нужно настроить себя на позитивный лад, ведь все мы чему-то учимся и постоянно находимся в процессе развития, и нет ничего страшного, если у вас что-то не получается – ведь без ошибок невозможно ничему научиться. Так же, хорошо снимать сильное волнение помогают частые выступления перед публикой.
Слайд 10При работе над чистотой интонации необходимо обращать большее внимание на точность интонирования, значимость
каждого звука, брать каждый звук точно, сверху, без подъездов и держать столько, сколько нужно, не занижая, удерживая тон.
В целях развития точности интонирования можно чередовать пение легато на одном дыхании и пение стаккато, обращая внимание на точность звуковысотного «попадания» (прежде чем что-либо спеть, нужно сначала точно представить, услышать звук «внутренним» слухом). Здесь очень может помочь «предварительное» пропевание звуков в упражнениях закрытым ртом.
Что касается пения песен, то очень полезным упражнением является пропевание их без текста на звуке «Ю», «Ё» и других гласных звуках.