Теория воспитания. Сущность воспитания, как общественной функции и педагогического процесса. (Лекция 1)

Содержание

Слайд 2

План
Сущность воспитания как общественной функции и педагогического процесса
Теория воспитания в структуре педагогики
Теория

План Сущность воспитания как общественной функции и педагогического процесса Теория воспитания в
воспитания в паспорте специальности 13.00.01

Слайд 3

1
Сущность воспитания как общественной функции и педагогического процесса

1 Сущность воспитания как общественной функции и педагогического процесса

Слайд 4

Сущность воспитания как общественной функции
Воспитание - для всех времен и всех народов

Сущность воспитания как общественной функции Воспитание - для всех времен и всех
важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы в зависимости от типа культуры (первобытно-общинной, античной, средневековой, нововременной, современной).

Слайд 5

Сущность воспитания как общественной функции
Как известно, человечество и каждый родитель воспитательные функции

Сущность воспитания как общественной функции Как известно, человечество и каждый родитель воспитательные
получает с рождением ребенка от природы: когда пеленают, кормят, купают, поют колыбельную песенку, учат читать и считать, вводят в сообщество других людей, формируют понятия истинного и ложного, добра и зла, прекрасного и безобразного - это значит воспитывают.

Слайд 6

Сущность воспитания как общественной функции
Недаром издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Но люди

Сущность воспитания как общественной функции Недаром издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Но
очень рано, еще на заре человеческого общества, поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный.

Слайд 7

Сущность воспитания как общественной функции
Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий

Сущность воспитания как общественной функции Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на
профессиональный уровень, общество постепенно создаёт различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты.

Слайд 8

Сущность воспитания как общественной функции
Концепция нового воспитания вобрала в себя характеристики, востребованные

Сущность воспитания как общественной функции Концепция нового воспитания вобрала в себя характеристики,
временем и присущие человеку будущего, гарантирующие ему достойное самосуществование.
Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания.

Слайд 9

Сущность воспитания как общественной функции
Содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения

Сущность воспитания как общественной функции Содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры,
и нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое, физическое воспитание.
Морально-этической доминантой нового воспитания выступает принцип гуманистических идеалов – национальных традиций, ненасилия, терпимости, коллективизма и сотрудничества (взаимопомощи и взаимопонимания), а также принцип личной ответственности за свои поступки.
Ведущая идея нового воспитания состоит в том, что в центре его находится личность воспитанника, готовая включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный вклад.

Слайд 10

Сущность воспитания как педагогического процесса
Воспитание – специально организованное управляемое и контролируемое взаимодействие

Сущность воспитания как педагогического процесса Воспитание – специально организованное управляемое и контролируемое
воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания.
Цель воспитания – совокупность качеств личности, к воспитанию которых стремится общество.
Существует несколько толкований понятия воспитания, но в современном гуманистическом понимании процесс воспитания - это эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению заданной цели.

Слайд 11

Сущность воспитания как педагогического процесса
В основе развития личности лежат два процесса –

Сущность воспитания как педагогического процесса В основе развития личности лежат два процесса
познание и отношение.
Познание является основой процесса обучения, а отношение является основой процесса воспитания.
Воспитание как отношенческий процесс: в процессе воспитания мы должны сформировать систему отношений к миру, обществу, природе, государству, к другим людям и к самому себе. (Отношение – глубоко личностное образование, которое нельзя передать механическим путем, его можно только сформировать. Отношение – органическое соединение знаний, чувств, воли, убеждений, поведения, и направленности личности).

Слайд 12

2
Теория воспитания в структуре педагогики

2 Теория воспитания в структуре педагогики

Слайд 13

Теория воспитания в структуре педагогики
Педагогика представляет собой сложную систему, состоящую из относительно

Теория воспитания в структуре педагогики Педагогика представляет собой сложную систему, состоящую из
самостоятельных, но взаимосвязанных научных дисциплин. Каждая из них исследует определенный участок педагогической действительности.
В структуре общей педагогики выделяют:
теорию обучения (дидактику);
теорию воспитания;
историю педагогики (к ней тесно примыкает этнопедагогика, которая изучает опыт воспитания, накопленный конкретным народом и составляющими его этносами, народную культуру воспитания; объясняет народную педагогику с современных позиций и предлагает пути ее использования в современных условиях);
сравнительную педагогику;
теорию управления образовательными системами;
экономику образования;
методологию педагогики;
педагогическую технологию;
частные методики.

Слайд 14

Теория воспитания в структуре педагогики
Теория воспитания выявляет и обосновывает закономерности и способы

Теория воспитания в структуре педагогики Теория воспитания выявляет и обосновывает закономерности и
формирования системы отношений человека - к природе, культуре, ценностям, другим людям, обществу в целом и самому себе; исследует различные аспекты воспитания (социокультурный, индивидуальный, коммуникативный), основные характеристики, движущие силы и логику воспитательного процесса, закономерности и принципы, на которых основывается деятельность педагога-воспитателя,а также средства, которые он может использовать в воспитательной работе.

Слайд 16

Теория воспитания в структуре педагогики
На основании возрастных особенностей обучаемых или воспитанников
в

Теория воспитания в структуре педагогики На основании возрастных особенностей обучаемых или воспитанников
структуре общей педагогики выделяют:
дошкольную педагогику;
педагогику школы;
педагогику высшей школы;
андрогогику.

Слайд 17

Теория воспитания в структуре педагогики
На основании специфики разных сфер образования
в структуре общей

Теория воспитания в структуре педагогики На основании специфики разных сфер образования в
педагогики выделяют:
педагогику профессионального образования;
педагогику дополнительного образования;
педагогику культурно-просветительной работы;
педагогику журналистики;
производственную педагогику;
военную педагогику.

Слайд 18

Теория воспитания в структуре педагогики
На основании специфики учебной и воспитательной работы
с определенным

Теория воспитания в структуре педагогики На основании специфики учебной и воспитательной работы
контингентом обучаемых и воспитанников
в структуре общей педагогики выделяют:
конфессиональную педагогику (исследует функции, содержание, формы и методы воспитания и обучения в религиозных образовательных учреждениях. Среди исследуемых проблем - проблемы религиозного воспитания, социализации и культурной идентификации детей, духовно-нравственного воспитания и воспитания веротерпимости);
коррекционную педагогику, которая подразделяется по видам отклонений на:
олигофренопедагогику (изучает проблемы обучения и воспитания людей с отклонениями в развитии мышления);
сурдопедагогику (исследует особенности педагогической работы с людьми, страдающими нарушениями слуха, и с глухонемыми);
тифлопедагогику (выявляет особенности работы со слепыми и слабовидящими людьми).
исправительно-трудовую педагогика;
социальную педагогику.

Слайд 22

В рамках каждой педагогики существует и разрабатывается множество концепций, подходов, определяющих специфику

В рамках каждой педагогики существует и разрабатывается множество концепций, подходов, определяющих специфику
применяемых педагогических средств и особенности профессионально-педагогической деятельности.
Теории воспитания - это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, её поведения под влиянием воспитания.
В качестве научной базы таких теорий выступают психологические теории развития личности, социальная и возрастная психология.

Слайд 23

3
Теория воспитания как компонент структуры научно специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики

3 Теория воспитания как компонент структуры научно специальности 13.00.01 Общая педагогика, история
и образования
Паспорт специальности

Слайд 24

Теория воспитания как компонент структуры научно специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики

Теория воспитания как компонент структуры научно специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики
и образования
Паспорт специальности
Теории и концепции воспитания (социокультурная обусловленность воспитания; закономерности, принципы воспитания ребенка на разных этапах его взросления; ценностные основания построения процесса воспитания, педагогические системы воспитания; этнопедагогические концепции воспитания; взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества); детское движение и организации; дополнительное образование как средство воспитания личности).

Слайд 25

Примеры
Фрагменты текстов магистерских диссертаций
Теоретической базой исследования стали:
положения философии, педагогики, экономики, теории управления

Примеры Фрагменты текстов магистерских диссертаций Теоретической базой исследования стали: положения философии, педагогики,
и других наук об организации реформ общего образования (Т. Н. Беркалиев, А. В. Василюк, Е. С. Заир-Бек, К. В. Зиньковский, Л. Кьюбен, О. Е. Лебедев, А. Н. Поздняков, А. Н. Саблина, А. А. Сбруева, Д. Б, Тайэк, Г.-Э. Тенорт, Д. Хопкинс и др.);
концепции постмодернизма (С. Ароновиц, Р. Ашер, И. А. Добрицына, П. Периклис, М. Фуко, Р. Эдвардс и др.), представляющие развитие образования, школьное реформирование и школу как сложные многомерные феномены;
концепции о кризисе образования в мире и объективной необходимости его усовершенствования (Э. Д. Днепров, П. Дюран, Ф. Г. Кумбс, Г. Пихт, Э. Фор);
культурологические и этнопсихологические концепции о единстве общего, особенного и единичного в культуре народов (Г. Н. Волков, В. Г. Дж.Зайда, В. Г. Крысько, Б. Ф. Поршнев, В. К. Трофимов, Д. Филлипс, К. Хоупс и др.);
теоретические положения сравнительной педагогики (О. Анвайлер, Дж.Бередей, Е. И. Бражник, М. Брэй, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, З. А. Малькова, М. А. Соколова, Л. Л. Супрунова, Б. Холмс и др.).

Слайд 26

Примеры
Фрагменты текстов магистерских диссертаций
Теоретическую базу исследования составляют:
философские и психолого-педагогические представления о феномене

Примеры Фрагменты текстов магистерских диссертаций Теоретическую базу исследования составляют: философские и психолого-педагогические
дет-ства, который во многом определяет характер существования современного общества. Особенности развития детского сознания в рамках этих направлений раскрываются как один из важнейших источников творческого потенциала взрослого человека (Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский, Э. Фромм; Б.М. Бим-Бад, А.Г. Кислов, Л.К.Нефёдова, А.А. Плескачевская и др.; Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Ф. Крюгер, В.С.Мухина, Ж. Пиаже, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
идеи теории развития о природно обусловленных, но прижизненно развивающихся только при активном взаимодействии со средой способностях устанавливать отношения привязанности с другими, основанные на потребности в любви, признании, безопасности как источниках здорового роста и саморазвития (Дж. Боулби и М. Эйнсворт), о ведущей роли когнитивного развития детей 6–10 лет (тесно связанного с социальным и эмоциональным развитием) в связи с началом систематического школьного обучения и обретением компетентности, трудолюбия (против чувства неполноценности и бесполезности – по Э. Эриксону) (Д.Баттерворт и М. Харрис), о влиянии семьи на формирование у ребёнка умения взаимодействовать, общаться с миром, справляться, совладать с трудностями, возникающими в различных сферах жизни (Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк и др.);

Слайд 27

положения теорий эмоций о непрерывной включённости эмоциональной сферы в регуляцию процессов жизнедеятельности,

положения теорий эмоций о непрерывной включённости эмоциональной сферы в регуляцию процессов жизнедеятельности,
об обусловленности эмоциональных явлений потребностями индивида, особенностями культуры, общества и тех реальных ситуаций, в которых оказывается человек, от активности инди-вида в социальной жизни (А. Адлер, Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, Л.Я. Гозман, У. Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К. Изард, Л.В. Куликов, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
положения теорий личности, развития психики и сознания об эмоциональных оценках действительности как элементе мотивирующего содержания личности; о необходимости формирования сознания во взаимодействии рефлексивного и бытийного слоёв, при наличии которого человек способен к осуществлению надситуативной, свободной и ответственной деятельности (А.Г. Асмолов, А.А.Бодалёв, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, В.П.Зинченко, В.Н.Мясищев, К. Роджерс, Э. Эриксон, В.А. Ядов и мн. др.);

Слайд 28

гуманистические традиции педагогической мысли прошлого, признавав-шей самоценность детства в духовном развитии личности

гуманистические традиции педагогической мысли прошлого, признавав-шей самоценность детства в духовном развитии личности
и утверждавшей бережное и уважительное отношение к личности ребёнка в процессе воспитания (В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, Н.И. Пирогов, В.А.Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.);
идеи воспитания, отражающие гуманистические идеалы и ценности, ориентированные на поддержку усилий ребёнка в его развитии, гуманизацию взаимоотношений в детском социуме, системе детско-родительских отношений на основе любви к ребёнку, диалога и понимания, сотрудничества, сотворчества с детьми (Л.В. Байбородова, В.Н. Белкина, Е.О. Галицких, И.П. Иванов, Е.В. Карпова, Л.Н.Куликова, С.Г. Макеева, Т.А. Маркова, М.И. Рожков, Е.В. Титова, С.В. Титов, Ю.И. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др.).