Творчество. Для чего и зачем развивать творческие способности?

Содержание

Слайд 2

НА ЧЁМ ОСНОВАН ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС?

Творчество основано на желании человека создать что-то, что

НА ЧЁМ ОСНОВАН ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС? Творчество основано на желании человека создать что-то,
до тебя никем не было создано.
Или, хотя бы сделать по-новому, по своему, улучшить то, что уже существует.
Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству, к прогрессу, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Слайд 3

ТВОРЧЕСТВО КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.
В

ТВОРЧЕСТВО КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.
современной научной литературе, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества (в науке, технике, искусстве), его психологические основы и т.п.

Слайд 5


- погружение в культуру художественной деятельности (Мелик-Пашаев А.А. и Новлянская З.Н.,

- погружение в культуру художественной деятельности (Мелик-Пашаев А.А. и Новлянская З.Н., Полуянов
Полуянов Ю.А., Сметанина Н.В.);

03


- развитие мыслительных процессов (Артемьева В.А., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Моляко В.А., Обухова Л.Ф., Поддьяков Н.Н., Смолярчук И.В., Чурбанова С.М);

02


- создание предметно-игровой среды (Новоселова С.Л., Петровский В.А., Ходырева Е.А., Шумунова Т.В.).

04


- личностно-ориентированная позиция педагога (Вишнякова Н.Б., Исаев Е.И., Митина Л.М., Чудновский В.Э., Яковлева Е.Л.);

01

Подходы к формированию творческих способностей детей

Слайд 6

При «НЕ ТВОРЧЕСКОМ» обучении (ПО ШАБЛОНУ)

При «НЕ ТВОРЧЕСКОМ» обучении (ПО ШАБЛОНУ)

Слайд 7

Признаки, характеризующие педагогическое творчество как целостный процесс:

наличие противоречия проблемной ситуации или творческой

Признаки, характеризующие педагогическое творчество как целостный процесс: наличие противоречия проблемной ситуации или
задачи;
социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;
наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
наличие субъективных (личностных) предпосылок для творчества;
новизна и оригинальность процесса или результата.

Слайд 8

Мотивы и ценностные ориентации ТВОРЧЕСКОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ (1)

Мотивы и ценностные ориентации ТВОРЧЕСКОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ (1)

Слайд 9

КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

Слайд 10

КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

Слайд 12

Интеллектуальные и деловые качества

Интеллектуальные и деловые качества

Слайд 13

Особенности характера и поведения

Направленность на созидательную творческую деятельность.
Способность ставить

Особенности характера и поведения Направленность на созидательную творческую деятельность. Способность ставить и
и решать все более сложные задачи и проблемы.
Участие в инновационных процессах и проектах.
Трудолюбие.
Способность начатое дело доводить до конца.

Слайд 14

Самоспособности и самопроцессы

Самоспособности и самопроцессы

Слайд 15

ПРИМЕР. «ТВОРЧЕСКИЙ» ПАПА РАЗУКРАШИВАЕТ РИСУНКИ СВОИХ ДЕТЕЙ

ПРИМЕР. «ТВОРЧЕСКИЙ» ПАПА РАЗУКРАШИВАЕТ РИСУНКИ СВОИХ ДЕТЕЙ

Слайд 16

В чём проявляется творчество педагога, воспитателя

Во-первых, творчество педагога проявляется в способности

В чём проявляется творчество педагога, воспитателя Во-первых, творчество педагога проявляется в способности
диагностировать психологическое состояние ребёнка, уровень его способностей, индивидуальные особенности его личности.
Во-вторых, педагогическое творчество — это способность предвосхищения, предвидения того, кем может стать ребёнок, в какую сторону разовьются его способности.
В-третьих, творчество педагога состоит в том, чтобы видеть проявления творческих способностей. И необходимо внимательно наблюдать за всеми проявлениями творческого потенциала ученика.
В-четвертых, в процессе занятий необходимо использовать те приемы, которые будут наиболее эффективны для данного Ученика. В этом и состоит индивидуальный поход .
В-пятых, творчество педагога протекает «здесь и теперь». Оно состоит из импровизаций — мгновенных и точных поведенческих реакций на ситуацию, на ту или иную неожиданность в поведении ребёнка.

Слайд 17

УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Слайд 19

В формировании творческой личности важную роль играет среда с «творческой заряженностью».

В формировании творческой личности важную роль играет среда с «творческой заряженностью».

Слайд 20

временная спрессованность творчества,

когда между задачами и способами их разрешения нет больших

временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших
промежутков времени; отсроченность результата по времени, необходимость его прогнозирования;

сопряженность

творчества взрослого с творчеством детей и других людей; атмосфера публичного выступления;

необходимость

постоянного соотнесения стандартных приемов и нетипичных ситуаций.

Условия творческой деятельности

Слайд 22

Реализация принципов развивающего обучения (А.М. Матюшкин):

1. проблемность, диалогичность, индивидуализация.
2.Использование интеллектуальных задач,

Реализация принципов развивающего обучения (А.М. Матюшкин): 1. проблемность, диалогичность, индивидуализация. 2.Использование интеллектуальных
которые невозможно решить обычными способами.
3. Обмен мнениями и вопросами между членами группы, между группой и ведущим.
4. Принятие различных аспектов творческости

Слайд 23

Э. де Боно

разработал несколько направлений развития мыслительных способностей как детей, так

Э. де Боно разработал несколько направлений развития мыслительных способностей как детей, так
и взрослых, сочетая интуитивные и логические подходы к решению творческих задач.
Его методики очень удобны для использования родителями, поскольку простые упражнения с детьми можно выполнять в любое время - например, на прогулке, при поездке в транспорте. Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3999
«Шесть шляп мышления», которые основаны на соотнесении цвета шляпы с отдельными этапами творческого процесса:
сбора информации,
генерации идей,
анализа идей,
поиска ресурсов для воплощения идей.
Предложенные Боно различные мини-алгоритмы решения творческих задач имеют свое буквенное обозначение (аббревиатуру), которая легко запоминается детьми на английском языке и служит им образной подсказкой при решении задач.

Слайд 25

1. “Конструкция”

листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят свои

1. “Конструкция” листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят
кусочки не зная, что задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить с тем, что задумал первый.

2. “Три словечка”

Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается придумать предложение, НАРИСОВАТЬ РИСУНОК, используя эти слова. Например:
Кот летел на самолете за мячом.
Кот играл мячом в самолете.
На мяче кот летел, как самолет. И т.д.

3. “Каракули”

Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть «какой образ видно” выделить его.

Упражнения для развития творческих способностей

Слайд 26

Организатору досуга, преподавателю необходимо знать

о многообразии индивидуальных различий, которые проявляются

Организатору досуга, преподавателю необходимо знать о многообразии индивидуальных различий, которые проявляются в
в учебной деятельности:
уровень эмоционального отклика на информацию;
характер протекания мыслительных процессов (гибкость мышления,
наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу, критичность, самооценка);
уровень владения знаниями (полнота, глубина, умение самостоятельно их применять);
наличие и характер познавательных интересов (аморфные, стереотипные, широкие);
отношение к учению в целом (положительное, безразличное, негативное).

Слайд 27

ПАРАДОКС

Парадоксом творческого самовыражения является то, что для его осуществления абсолютно

ПАРАДОКС Парадоксом творческого самовыражения является то, что для его осуществления абсолютно необходимо овладение культурными нормами!
необходимо овладение культурными нормами!

Слайд 29

С ОДНОЙ СТОРОНЫ, овладение этим является для общества гарантией того, что творческое

С ОДНОЙ СТОРОНЫ, овладение этим является для общества гарантией того, что творческое
самовыражение будет осуществляться в определенных культурно заданных рамках, не принося обществу вреда и не разрушая его основ.

Слайд 30

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, культурно выработанные средства представляют собой материал, используемый в

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, культурно выработанные средства представляют собой материал, используемый в творческом
творческом самовыражении. Если усвоением культурно заданных образцов процесс личностного развития завершается, то это ведет к тупику — к омертвению, стереотипизации, шаблону. Если же это усвоение является лишь этапом развития, за которым следует свободное и гибкое творческое использование средств для выражения собственной индивидуальности, то оно открывает практически безграничные возможности для личностного роста.

Слайд 31

РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА СПОСОБСТВУЕТ ХОББИ-ДОСУГ

Конструкторы
Настольные игры
Наклейки
Пазлы
Головоломки
Исследования и опыты
Моделирование
Рисование
Поделки из бумаги и

РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА СПОСОБСТВУЕТ ХОББИ-ДОСУГ Конструкторы Настольные игры Наклейки Пазлы Головоломки Исследования и
дерева
Скрапбукинг
Аппликации
Оригами…

Слайд 32

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

Нумизматика
Бонистика
Филателия
Фалеристика
Скрипофилия
Экзонумия

ДЕКОРИРОВАНИ Е

Картины и мозаика
Декоративные украшения
Рамки и багеты
Фурнитура

ХОББИ-ДОСУГ

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ Нумизматика Бонистика Филателия Фалеристика Скрипофилия Экзонумия ДЕКОРИРОВАНИ Е Картины и мозаика

Слайд 34

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА – СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ТВОРЧЕСТВА

Mars

Mars is actually a cold place

Jupiter

Jupiter

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА – СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ТВОРЧЕСТВА Mars Mars is actually a cold
is the
biggest planet

Mercury

It’s the closest planet to the Sun

Earth

This is where we all live on

Слайд 35

Our services

Despite being red, Mars is cold

It’s the closest planet

Our services Despite being red, Mars is cold It’s the closest planet
to the Sun

Venus has a beautiful name

Mars

Venus

Mercury

Neptune

$35

$60

$85

$20

Neptune is the farthest planet

Слайд 36

These are some percentages

20%

Mars

Despite being red, Mars is a cold place

33%

Saturn

Saturn is

These are some percentages 20% Mars Despite being red, Mars is a
the ringed one and a gas giant

75%

Mercury

It’s the smallest planet in the Solar System

Слайд 37

It’s the farthest planet from the Sun

It’s a gas giant and the

It’s the farthest planet from the Sun It’s a gas giant and
largest planet

It’s a gas giant and has several rings

Jupiter

Saturn

Neptune

Our success

Слайд 38

Творчество – это счастье!

Творчество – это счастье!

Слайд 39

ЛИТЕРАТУРА

Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
Андреев, В.И. Педагогическая эвристика для

ЛИТЕРАТУРА Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979. Андреев, В.И.
творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2015. – 288 с.
Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977.
Матюшкин А. М. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления: Научное творчество. М., 1969.
Мейлах Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования: Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.
Рыбак Е.В. Творческая группа педагогов дошкольных учреждений как научно-исследовательское сообщество// Теория и практика дошкольного воспитания. №2. – 2012. С. 55-63.
Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 1997.

Слайд 40

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
Имя файла: Творчество.-Для-чего-и-зачем-развивать-творческие-способности?.pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0