Воспитание как антропологический процесс. Лекция 6

Содержание

Слайд 2

Современная педагогическая антропология понимает воспитание как процесс, который сохраняет («спасает», по Н.И.Пирогову)

Современная педагогическая антропология понимает воспитание как процесс, который сохраняет («спасает», по Н.И.Пирогову)
человеческую сущность любого общества и создает условия, как для развития общества, так и для продуктивного существования каждого человека. Вот почему оно объективно является большой ценностью, актуальной и для настоящего, и для будущего человечества, любого социума, каждого человека.

ВОСПИТАНИЕ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Слайд 3

В современном научно-педагогическом и общественном сознании воспитание чаще всего рассматривается как специальная

В современном научно-педагогическом и общественном сознании воспитание чаще всего рассматривается как специальная
деятельность, направленная в основном на детей или взрослых из так называемых «групп риска», цель и результат которой — формирование или изменение человека в соответствии с социальным заказом.

ВОСПИТАНИЕ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Слайд 4

Еще со времен И. Канта воспитание рассматривается как синкретический процесс, в который

Еще со времен И. Канта воспитание рассматривается как синкретический процесс, в который
включен человек любого возраста и уровня развития.

ВОСПИТАНИЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Слайд 5

Для педагогической антропологии традиционно отношение к воспитанию и как к прирожденному долгу

Для педагогической антропологии традиционно отношение к воспитанию и как к прирожденному долгу
человека, и как к специфически человеческому способу бытия, и как специальной деятельности, имеющей чрезвычайную ценность.

ВОСПИТАНИЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Слайд 6

Современная педагогическая антропология утверждает:
Во-первых, воспитание возможно потому, что оно соответствует природе человека,

Современная педагогическая антропология утверждает: Во-первых, воспитание возможно потому, что оно соответствует природе
его основным видовым особенностям.
Человек имеет потребность и возможность не только вырабатывать у себя, у других, у подрастающих поколений нравственность, вкус и добрую волю, но и осмысливать этот процесс с теоретической точки зрения.
Таким образом, человек (и только человек) имеет нужду и способность к. воспитанию (И. Кант), и поэтому воспитание — органическая составляющая человеческого образа жизни.

ВОСПИТАНИЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Слайд 7

Современная педагогическая антропология утверждает:
Во-вторых, воспитание — конгруэнтно человеку: оно целостно и противоречиво.

Современная педагогическая антропология утверждает: Во-вторых, воспитание — конгруэнтно человеку: оно целостно и

Воспитание направлено на отдельного человека, оказывается значимым фактом его индивидуальной жизни, но представляет по сути своей общественное явление.
Воспитание удовлетворяет не только видовые потребности каждого человека — воспитываться и быть воспитанным. Оно удовлетворяет и потребности человеческого общества — иметь воспитанных граждан.

ВОСПИТАНИЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Слайд 8

Воспитание же всегда решает обе названные, на первый взгляд противоречащие друг другу

Воспитание же всегда решает обе названные, на первый взгляд противоречащие друг другу
задачи, так как для полноценного существования человека (как вида и индивида) необходимы способности и к рутинной, и к творческой деятельности, и таким образом оно одновременно и социализирует, и индивидуализирует человека.
При этом оно выполняет определенные, противоречивые функции и по отношению к самому обществу.
Оно одновременно и консервирует общество, и изменяет его.

ВОСПИТАНИЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Слайд 9

Издавна отмечалось: потенциал воспитания огромен, но в реальности его возможности ограниченны.
К.

Издавна отмечалось: потенциал воспитания огромен, но в реальности его возможности ограниченны. К.
Д. Ушинский писал: «Воспитание может многое, но не все».
Целостностный и противоречивый характер воспитания проявляется, в частности, в том, что каждый воспитатель является воспитанником и, наоборот, всякий воспитанник — воспитателем, а любой человек одновременно — и объектом и субъектом воспитания.

ВОСПИТАНИЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Слайд 10

Противоречивы и целостны предмет, субъект и объект воспитания, его структура и содержание.

Противоречивы и целостны предмет, субъект и объект воспитания, его структура и содержание.
Все это отразила давняя традиция трактовать понятие «воспитание» в широком и узком смысле слова, к которой в последнее время добавилось употребление данного термина в «среднем» смысле слова (А. В. Мудрик).

ВОСПИТАНИЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Слайд 11

В широком смысле слова воспитание понимается как стихийное влияние на человека (воспитанника)

В широком смысле слова воспитание понимается как стихийное влияние на человека (воспитанника)
природы и социальной среды, как неосознанная трансляция культуры от одного поколения, одного социального слоя к другому.

ВОСПИТАНИЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Слайд 12

В среднем смысле слова воспитание — это процесс целенаправленного создания условий для

В среднем смысле слова воспитание — это процесс целенаправленного создания условий для
развития человека.
Он осуществляется государством, общественными организациями, отдельными людьми — профессиональными и непрофессиональными воспитателями.

ВОСПИТАНИЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Слайд 13

В узком смысле слова воспитание — специальная, совершенно особая по содержанию, методам,

В узком смысле слова воспитание — специальная, совершенно особая по содержанию, методам,
технологии деятельность «по "возделыванию"» человеческой целостности» (О. Больнов).
Сутью этой деятельности является осознанное, целенаправленное влияние на развитие человека.
Воспитание в узком смысле слова осуществляется в основном профессиональными участниками образовательного процесса и составляет основной смысл любой педагогической деятельности.

ВОСПИТАНИЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Слайд 14

Воспитание в узком смысле слова — сама жизнь для тех, кто в

Воспитание в узком смысле слова — сама жизнь для тех, кто в
него включен.
Его эффективность зависит как от профессионализма и человеческой зрелости педагога, так и (а может быть — в первую очередь) от личной активности, осознанности участия в процессе воспитания ребенка, девианта и других участников педагогического процесса.
«Ребенок воспитывается в той мере, в какой хочет быть воспитанным», — отмечал В. А. Сухомлинский.

ВОСПИТАНИЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ

Слайд 15

Воспитание в узком смысле, воспитание как специальная деятельность людей характеризуется помимо осознанности

Воспитание в узком смысле, воспитание как специальная деятельность людей характеризуется помимо осознанности
и целенаправленности, целостности и противоречивости рядом других важных особенностей.
Это деятельность — духовная, комплексная, динамичная, дифференцированная.

ВОСПИТАНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 16

Духовна она потому, что основным материалом ее являются ценности и идеалы, а

Духовна она потому, что основным материалом ее являются ценности и идеалы, а
главной целью — стимулирование процессов самоопределения, самосовершенствования через приобщение к этим ценностям.

ВОСПИТАНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 17

Комплексный характер воспитания обусловлен взаимозависимостью педагогической деятельности воспитателя и активности воспитанника.
Комплексность

Комплексный характер воспитания обусловлен взаимозависимостью педагогической деятельности воспитателя и активности воспитанника. Комплексность
воспитания проявляется в том, что оно направлено и на сознание, и на подсознание, и на самосознание человека, на его волю и чувства.

ВОСПИТАНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 18

Динамичность обусловлена объективным изменением частных задач, содержания и набора методов и средств

Динамичность обусловлена объективным изменением частных задач, содержания и набора методов и средств
воспитания как в истории человечества, так и в течение жизни отдельного человека, а также возрастными изменениями потребности и способности к воспитанию.

ВОСПИТАНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 19

Дифференцированный характер воспитания обусловлен возрастными и половыми характеристиками детей, различиями их способностей

Дифференцированный характер воспитания обусловлен возрастными и половыми характеристиками детей, различиями их способностей
и жизненного опыта, индивидуальными особенностями каждого ребенка и отражается педагогикой в ее принципах индивидуального, дифференцированного, возрастного подходов.

ВОСПИТАНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 20

Антропологически безупречные концепции в отечественной педагогике.
Дидактические системы Л. В.Занкова, Ш. А.

Антропологически безупречные концепции в отечественной педагогике. Дидактические системы Л. В.Занкова, Ш. А.
Амонашвили, воспитательные системы В. А. Сухомлинского, А. И. Мещерякова,
«коммунарская педагогика», организация коллективной познавательной деятельности и др.

ХАРАКТЕРИСТИКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИ БЕЗУПРЕЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Слайд 21

Для антропологически безупречного воспитания характерен целый ряд особенностей:
осознанная постановка гуманистических целей;
антропологическая ориентированность

Для антропологически безупречного воспитания характерен целый ряд особенностей: осознанная постановка гуманистических целей;
— акцентирование на развитии человека (и ребенка и взрослого, и ученика и учителя и т. д.);
целостность и продуманность всех компонентов системы;
четкая организация педагогического процесса;
высокие нравственные ориентиры и природосообразные, ненасильственные методы воспитания.

ХАРАКТЕРИСТИКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИ БЕЗУПРЕЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Слайд 22

Все антропологически безупречные, или гуманистические, педагогические системы:
поддерживают свойственную детям активность;
опираются на их

Все антропологически безупречные, или гуманистические, педагогические системы: поддерживают свойственную детям активность; опираются
жизненный опыт;
прилагают специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребенку успех в той или иной деятельности и признание значимых для него людей;
организуют творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями;
создают условия для активного освоения ребенком пространства своего бытия;
бережно относятся ко времени ребенка.

ХАРАКТЕРИСТИКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИ БЕЗУПРЕЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Слайд 23

Обществу сегодня необходим педагог, стремящийся и способный к целостному самосовершенствованию, а также

Обществу сегодня необходим педагог, стремящийся и способный к целостному самосовершенствованию, а также
к совершенствованию своего педагогического мировоззрения в направлении его антропологизации.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

Слайд 24

Антропологическое мировоззрение педагога имеет несколько составляющих:
органичную ориентированность на каждого ребенка как на

Антропологическое мировоззрение педагога имеет несколько составляющих: органичную ориентированность на каждого ребенка как
человека, представляющего собой огромную ценность, имеющего неотъемлемые права и обязанности;
признание антропологических ценностей в качестве приоритетных;
формирование ценностного отношения к каждому дню и периоду жизни, к детству как самоценной поре развития человека;

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

Слайд 25

Антропологическое мировоззрение педагога имеет несколько составляющих:
глубокое осознание и органичное принятие гуманистических целей

Антропологическое мировоззрение педагога имеет несколько составляющих: глубокое осознание и органичное принятие гуманистических
воспитания;
установка на воспитание как на важнейшую составляющую образовательного процесс;
признание того факта, что успешно воспитывать можно только при совпадении представлений взрослого и ребенка о совершенном человеке;
что анализ состояния и проблем воспитанника — объекта воспитания — всегда является предметом самоанализа его субъекта — воспитателя.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

Слайд 26

Современные технологии, реализующих антропологическую направленность педагогического мировоззрения:
умение создавать возможности для осознанного, свободного

Современные технологии, реализующих антропологическую направленность педагогического мировоззрения: умение создавать возможности для осознанного,
и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов своих действий;
владение методами организации групповой деятельности, в том числе демократическими процедурами принятия решений;
повышение доли игры в воспитании, оптимальное ее использование, умение занять игровую позиции во взаимодействии с детьми;
насыщение воспитательного пространства импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством;

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

Слайд 27

создание и поддержание атмосферы взаимного уважения, взаимной терпимости, принятия друг друга;
интеграция разнообразных

создание и поддержание атмосферы взаимного уважения, взаимной терпимости, принятия друг друга; интеграция
педагогических позиций: защитника, опекуна, старшего друга, консультанта, эксперта, исповедника, исследователя и др. (А. В. Мудрик);
овладение логикой сотрудничества: движения от совместных (взрослого и ребенка) актов поведения к самостоятельному, автономному поведению ребенка;
умение преобразовывать индифферентную для ребенка среду в актуальное и оптимальное пространство его развития;
владение временем как значимым фактором воспитания и самовоспитания;

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

Слайд 28

установление для себя и детей разумного режима труда и отдыха; учет колебания

установление для себя и детей разумного режима труда и отдыха; учет колебания
индивидуальных и коллективных биоритмов;
осуществление педагогической поддержки ребенка в процессе осознания им своих потребностей и интересов, овладения способами самоанализа, целеполагания, планирования жизни, а также продуктивного решения внутриличностных конфликтов, проблемных ситуаций в социуме (О. С. Газман, И. Ю. Шустова, С. М. Юсфин).

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

Слайд 29

Воспитание — это специфически человеческий способ бытия и специальная человеческая деятельность, суть

Воспитание — это специфически человеческий способ бытия и специальная человеческая деятельность, суть
которой — духовное взаимодействие людей друг с другом в целях самосовершенствования.
Потребность и способность к воспитанию врожденны человеку и изменяются с возрастом.
Эффективность воспитательного процесса зависит и от социокультурной ситуации, и от антропологического мировоззрения и педагогического (технологического) мастерства взрослых, и от желания и возможности ребенка быть воспитанным.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

Имя файла: Воспитание-как-антропологический-процесс.-Лекция-6.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0