Эссе как жанр сочинения

Содержание

Слайд 2

А) Эссе в переводе с французского – “попытка, проба, опыт, набросок, который сочетает в

А) Эссе в переводе с французского – “попытка, проба, опыт, набросок, который
себе подчёркнутую индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением материала.
Б) Эссе – это прозаическое произведение (этот признак не является обязательным) небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно – окрашенное слово. (Литературный энциклопедический словарь,1987 г.)

Слайд 3

 Эссе может быть посвящено философским, историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам

Эссе может быть посвящено философским, историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим
и многому другому.
Законом жанра является предельная открытость автора, его позиции, мысли. Это очень похоже на театр одного актёра, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.

Слайд 4

Жанровые особенности

необычное вступление;
свободная композиция;
небольшой объем;
предельная открытость автора, его позиции и мысли;
установка на

Жанровые особенности необычное вступление; свободная композиция; небольшой объем; предельная открытость автора, его
диалог с читателем;
вывода чаще всего нет, вопрос остается открытым;
стиль отличается афористичностью, образностью, эмоциональностью.

Слайд 5

Художественно-выразительные средства языка:

Антитеза
Гипербола
Метафора
Олицетворение
Градация
Риторические вопросы
Вводные слова
Вопросительные, побудительные предложения

Художественно-выразительные средства языка: Антитеза Гипербола Метафора Олицетворение Градация Риторические вопросы Вводные слова Вопросительные, побудительные предложения

Слайд 6

Композиция

1.Вступление
а) магнит нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его;
б) утверждение

Композиция 1.Вступление а) магнит нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать
– заявлена главная идея эссе и его структура;
2.Основная часть
а) информационный центр – это предложение, которое сообщает читателю, главную идею абзаца
б) дополнительные предложения поясняют информационный центр абзаца.
3.Заключение
«Конец – делу венец». Совет, вывод, мнение.

Слайд 7

«2 СЛОВА О ТЕАТРЕ»

Театр не благоприятен для Поэта.
И Поэт

«2 СЛОВА О ТЕАТРЕ» Театр не благоприятен для Поэта. И Поэт не
не благоприятен для Театра.
Гейне

Не чту Театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром. Театр (видеть глазами) мне всегда кажется подспорьем для нищих духом, обеспечением для хитрецов породы Фомы Неверного, верящих лишь в то, что видят, ещё больше: в то, что осязают. – Некоей азбукой для слепых.
А сущность Поэта – верить на слово!
Поэт, путём прирожденных невидением видимой жизни, дает жизнь невидимую (Бытие). Театр эту – наконец – увиденную жизнь (Бытие) снова превращает в жизнь видимую, то есть в быт.
Театр я всегда чувствую насилием.
Театр – нарушение моего одиночества с Героем, одиночества с Поэтом, одиночества с мечтой, - третье лицо на любовном свидании.
И то, что окончательно утверждает правоту Гейне и мою: в минуты глубокого потрясения – или возносишь, или опускаешь и ли закрываешь глаза.
«Но пишете же, однако, пьесы!». Это не пьеса, это поэма, - просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это также театр, как я – актриса.
Знающий меня – улыбнется.
Москва, октябрь, 1921 год. М. Цветаева

Слайд 8

Беседа по тексту:

– Что показалось вам неожиданным в этом тексте?
– Как вы

Беседа по тексту: – Что показалось вам неожиданным в этом тексте? –
понимаете слова Гейне, вынесенные в эпиграф?
– Определите жанр этого текста, перечислите его характерные признаки.

Слайд 9

Фазиль ИСКАНДЕР

Душа и ум
Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые

Фазиль ИСКАНДЕР Душа и ум Удивительно, что во всей мировой литературе самые
потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы старосветские помещики Гоголя, Фелиситэ в повести «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в «Матренином дворе» Солженицына. Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в Царство Небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите? Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.
И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире – творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми – умом сердца.
В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

Душа и ум
Когда теченье наших дум Душа на истину нацелит, Тогда велик и малый ум, Он только медленнее мелет. Душа есть голова ума, А ум – её живая ветка. Но ум порой, сходя с ума, – Я сам! – кричит, как малолетка. Своей гордынею объят, Грозит: – Я мир перелопачу! – И, как безумный автомат, Он ставит сам себе задачу. И постепенно некий крен Уже довлеет над умами, Уже с трибун или со стен Толпа толпе долбит: – Мы сами! И разрушительный разбег Однажды мир передраконит. ...Вдруг отрезвевший человек, Схватившись за голову, стонет. Сбирая камни, путь тяжел, Но ум, смирившийся погромщик, Работает, как честный вол, Душа – надолго ли? – погонщик.
Вопросы и задания
1.Сравните небольшое эссе Ф.Искандера «Душа и ум» со стихотворением такого же названия.
2.Какие размышления автора нашли свое эссеистическое и поэтическое воплощение?
3.Какие другие литературные аналогии вы бы предложили для эссе?
4.Сравните выбор языковых и образных средств в эссе и стихотворении. На основании каких аргументов можно сделать вывод, что оба произведения принадлежат перу одного автора?
5. Попытайтесь и вы поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры.

Слайд 10

Вопросы и задания

1.Сравните небольшое эссе Ф.Искандера «Душа и ум» со стихотворением такого

Вопросы и задания 1.Сравните небольшое эссе Ф.Искандера «Душа и ум» со стихотворением
же названия.
2.Какие размышления автора нашли свое эссеистическое и поэтическое воплощение?
3.Какие другие литературные аналогии вы бы предложили для эссе?
4.Сравните выбор языковых и образных средств в эссе и стихотворении. На основании каких аргументов можно сделать вывод, что оба произведения принадлежат перу одного автора?
5. Попытайтесь и вы поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры.

Слайд 11

Задание. Прочитайте и прорецензируйте работу ученицы. Обломов во мне.

Будучи ещё совсем маленькой,

Задание. Прочитайте и прорецензируйте работу ученицы. Обломов во мне. Будучи ещё совсем
когда я нежилась в постели или начинала лениться, то часто слышала от бабушки: «Ну что это за обломовщина?! Валяешься на диване, как Обломов!» Я тщетно пыталась вспомнить знакомых с такой фамилией и терялась в догадках, кто же такой этот Обломов. А бабушка, смеясь, отвечала, что это умный, добрый человек, но очень ленивый. И вот этим летом, читая произведения Гончарова, я встретила героя с такой знакомой уже фамилией. Как же интересно было читать этот роман. Вспоминая подтрунивания бабушки, я в тайне искала в себе черты Ильи Ильича. И чем больше я погружалась в чтение, тем симпатичнее становился для меня этот литературный персонаж О как же понятны мне стали слова бабушки, которая видела мою привязанность к дивану и халату, и поэтому вполне справедливо обвиняла меня в обломовщине.
Некоторое время мы с семьей жили в Германии. Поскольку жизнь в чужой стране приносила определённые трудности, то я попыталась забыть обо всём и для меня ничего не существовало, кроме уютного дивана в гостиной, большого телевизора и компьютера. Оглядываясь на тот период жизни, я с ужасом думаю: неужели это была я. Но, ничего поделать нельзя, я так же как и Обломов люблю покой и созерцание, в каждом незатейливом предмете нахожу что-то прекрасное. У меня, как и у Ильи Ильича, чувства часто берут верх над разумом. Я также доверчива: тарантьевы и затёртовы обводят меня вокруг пальца.
В Обломове нет расчётливости, хитрости, жадности. Обращая внимания на эти черты, всегда думала о своей мамочке, которую всегда корят за бескорыстность, бесхитростность, детскую доверчивость. Не скрою, мне очень нравятся эти черты, хотя я сама иногда хитрю и жадничаю, но никогда (я в этом уверена) я не была и не буду, как и Обломов, жестокой к окружающему миру. К сожалению, мне не хватает такого прекрасного свойства характера как терпимость. Нет её и в современном обществе. Зато я удивляюсь терпимости моей тёти к людям, хотя, в отличие от Обломова, она всё-таки не до такой степени терпелива и снисходительна к людям, как Илья Ильич. Она не требует к себе уважения, а мне, например, этого очень бы хотелось. Я прилагаю все усилия для того, чтобы окружающие видели во мне человека умного, чего-то достигшего в жизни.
Илья Ильич, на мой взгляд, чистейшей воды эгоист. Но ему простительно, поскольку таковым было его воспитание: ему с детства внушали, что он лучше других и на него должны работать люди, которые находились в его подчинении. Черты эгоизма есть и во мне (я часто ловила себя на этой мысли, читая произведение…)

Слайд 12

Обломов чистосердечен и мягок. Он не лишен такого драгоценного качества как совесть.

Обломов чистосердечен и мягок. Он не лишен такого драгоценного качества как совесть.
И мне так хочется верить в то, что совестливость- это также черта и моего характера. И уж точно, как Илья Ильич, я не способна причинить никому зла.
Кажется, что Обломов не способен никого любить, но вспомним жаркую слезу Ильи Ильича, когда ему приснилась мать. Искренне он любил и Штольца, Ольгу, Агафью Матвеевну. Пусть эта любовь была разной, но ведь жили же чувства в этом человеке! Я тоже без остатка отдаюсь чувствам: люблю беспредельно своих родных, друзей, животных, природу … Люблю ЖИТЬ!
Несмотря на ту нравственную катастрофу, которая происходит с Обломовым, его тоже любят, так как Илья Ильич способен притягивать к себе. В конце романа Захар с любовью и грустью говорит о своём хозяине, что тот изнеженный, неумелый, требующий ухода человек, однако, имеющий сердце, которое способно дарить счастье людям. Эти слова я отношу и к себе. Я тоже требую заботы и внимания, но и сама стараюсь дарить добро и радость! Как же я люблю Обломова – моего любимого литературного персонажа!
Чернявская В.
Имя файла: Эссе-как-жанр-сочинения.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0