Функциональные стили русского языка. Языковые особенности стилей

Содержание

Слайд 3

Стиль – это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления,

Стиль – это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления,
отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа
В. В. Виноградов

Слайд 5

Разговорный стиль

Сфера: повседневно-бытовое общение.
Форма реализации: непринужденная, неподготовленная монологическая или диалогическая речь

Разговорный стиль Сфера: повседневно-бытовое общение. Форма реализации: непринужденная, неподготовленная монологическая или диалогическая
на бытовую тему; частная, неофициальная переписка.
Основные черты: непринужденный и неофициальный характер общения, эмоционально-экспрессивная окраска речи (интонация, мимика, жесты). Опора на внеязыковую ситуацию.
Жанры: дружеская беседа, частный разговор, рассказ, история, предложение, признание, спор, замечание, совет, записка, частное письмо, частный дневник и т.д.

Слайд 6

- Ой, Вань, умру от акробатиков! Гляди, как вертится, нахал! Завцеха наш - товарищ

- Ой, Вань, умру от акробатиков! Гляди, как вертится, нахал! Завцеха наш
Сатиков - Недавно в клубе так скакал.
А ты придешь домой, Иван, Поешь и сразу - на диван, Иль, вон, кричишь, когда не пьян. Ты что, Иван?
- Ты, Зин, на грубость нарываешься, Все, Зин, обидеть норовишь! Тут за день так накувыркаешься... Придешь домой - там ты сидишь!
(В. Высоцкий)

Слайд 7

Публицистический стиль

Сфера: общественно-политическая сфера, ораторские выступления.
Форма реализации: как устная, так и

Публицистический стиль Сфера: общественно-политическая сфера, ораторские выступления. Форма реализации: как устная, так
письменная.
Основные черты: с одной стороны, ориентирован на сообщение информации, а с другой - на воздействие на читающего или слушающего. Поэтому для него характерно сочетание экспрессивности (для максимального воздействия) и стандарта (для быстроты и точности передачи информации).
Жанры: газетные и журнальные статьи, интервью, репортажи, а также политические выступления, радио- и телепередачи.

Слайд 9

Официально-деловой стиль

Сфера: административно-правовая деятельность
Форма реализации: как устная, так и письменная
(преобладает).
Основные

Официально-деловой стиль Сфера: административно-правовая деятельность Форма реализации: как устная, так и письменная
черты: предельная конкретность содержания при абстрактности, типизированности, штампованности средств выражения. Официальной речи свойственна конкретность, стандартность изложения и характер предписания, долженствования

Слайд 12

«Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за более чем тысячелетнею историю.

«Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за более чем тысячелетнею историю.
Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Наполеон с армией из двунадесяти языков обрушился на неё и взял Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь… Старушка украла старый чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно!».

Слайд 13

Научный стиль

Сфера: наука
Форма реализации: преимущественно письменная форма речи, в устной -

Научный стиль Сфера: наука Форма реализации: преимущественно письменная форма речи, в устной
монологическая речь.
Основные черты: точность, абстрактность, логичность, объективность.
Жанры: научная монография, научная статья, аннотации, рефераты, лекции, жанры научно-популярной литературы и пр.

Слайд 15

Обсуждая маркеры смены темы, которые могут быть использованы для образования новых макропропозиций,

Обсуждая маркеры смены темы, которые могут быть использованы для образования новых макропропозиций,
мы уже ввели ряд чисто семантических стратегий для вывода макроструктуры. В то время как макропропозиции могут быть выражены непосредственно, макроструктуры могут быть надлежащим образом выведены только из глубинных семантических репрезентаций. Поэтому именно значения слов, фраз и предложений служат, как правило, фундаментом при выведении тем.
(Т.А. ван Дейк)

Слайд 16

Книжный стиль

Сфера: художественная литература
Форма реализации: преимущественно письменная форма
Основные черты: образность, использование

Книжный стиль Сфера: художественная литература Форма реализации: преимущественно письменная форма Основные черты:
изобразительно-выразительных средств.
Главные функции: эстетическая, суггестивная, коммуникативная.
Жанры: роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия и пр.

Слайд 17

— Ну, царствие небесное, — согласился Безенчук. — Преставилась, значит, старушка… Старушки,

— Ну, царствие небесное, — согласился Безенчук. — Преставилась, значит, старушка… Старушки,
они всегда преставляются… Или богу душу отдают, — это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, — значит преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее — та, считается, богу душу отдаёт…
— То есть как это считается? У кого это считается?
— У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».
Потрясённый этой классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
— Ну, а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?
— Я — человек маленький, скажут: «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.
И строго добавил:
— Мне дуба дать или сыграть в ящик — невозможно: у меня комплекция мелкая…
Ильф И.А., Петров Е.П. — 12 стульев

Слайд 18

Что такое Буэнос-Айрес?
Это Пласа де Майо, куда усталые и счастливые они вернулись,

Что такое Буэнос-Айрес? Это Пласа де Майо, куда усталые и счастливые они
отвоевав свое.
Это лабиринт огней, когда мы подлетаем к городу, а внутри: это улица, поворот, этот последний дворик, эти спокойные вещи.
Это место, где был казнен один из моих предков.
Это большое дерево на улице Хунин, которое, не зная того, дает нам прохладу и тень.
Это длинная улица хижин, где ломается и навсегда пропадет западный ветер.
Это южный причал, за который держится Космос.
Это дверь под каким-то номером, где я провел десять дней и ночей, неподвижен. Вспоминаю как целую вечность.
Это бронзовый всадник, что бросил на землю тень. Тень ползет по земле, в день совершая круг.
Это тот же памятник под дождем.
(Х.Л. Борхес. Буэнос-Айрес)
Имя файла: Функциональные-стили-русского-языка.-Языковые-особенности-стилей.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 1