Русский язык Подготовка к выполнению части 3 (С) заданий ЕГЭ Учимся писать сочинение

Содержание

Слайд 2

К-1 Проблема текста

Основная проблема — это та, которая стала объектом раздумий автора;
над

К-1 Проблема текста Основная проблема — это та, которая стала объектом раздумий
которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается.
по которой отчетливо заявлена авторская позиция.

Памятка
В тексте (исследуется, анализируется, поднимается, рассматривается)
проблема (ЧЕГО?) (РОД. ПАДЕЖ):
нравственного выбора
экологии
добра и зла и т.д.

Проблема - это вопрос, требующий решения или обсуждения
В тексте может быть несколько проблем

Слайд 3

К-1 Бедственное положение экологической среды является одной из актуальнейших тем в творчестве

К-1 Бедственное положение экологической среды является одной из актуальнейших тем в творчестве
современных писателей. Ч.Айтматов в своем знаменитом романе «Плаха» тоже обращается к этой проблеме. Куда ведет путь вражды человека и природы?

Слайд 4

Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста (критерий 2)

ЕГЭ

Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста (критерий 2) ЕГЭ

Слайд 5

Как проследить развитие авторской мысли в тексте?

Для этого нужно
исходный текст разделить

Как проследить развитие авторской мысли в тексте? Для этого нужно исходный текст
на микротемы - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
выделить основную мысль каждой микротемы;
сформулировать данную мысль;
записать её в виде пункта плана.

Слайд 6

Побоище -
отстрел сайгаков -
глазами Акбары

Обезумевшие сайгаки
обливались кровью
и беззвучно
валились

Солнце мечется, ищет

Побоище - отстрел сайгаков - глазами Акбары Обезумевшие сайгаки обливались кровью и
спасения,
оно
беззвучно

Степь уходит в
бездну

мир оглох и онемел =
апокалипсическое безмолвие =
пророчество о конце света

Вертолеты - гигантские коршуны -
безмолвны

Слайд 7

Отстрельщики:

Иссиня-багровое лицо, черный рот, без глаз: в наглазниках.
Краски: черные, багровые, синие –

Отстрельщики: Иссиня-багровое лицо, черный рот, без глаз: в наглазниках. Краски: черные, багровые,
наводят страх

Стреляйте!
Бейте!

Слайд 8

К -2 комментарий

Страшную, жестокую картину мира – побоище, отстрел сайгаков - Ч.Айтматов

К -2 комментарий Страшную, жестокую картину мира – побоище, отстрел сайгаков -
показывает глазами волчицы Акбары.
Прием противопоставления оглохшей и онемевшей от ужаса природы и бездушных отстрельщиков, потерявших человеческие лица, приводит читателей к мысли, что совершается преступление против природы.
Человек со злобной волей, с мощными техническими возможностями оказывается гораздо хуже зверя, когда бездумно и бессмысленно уничтожает природу ради сиюминутных корыстных выгод.

Слайд 9

Формулирование позиции автора

ПРОБЛЕМА
(ВОПРОС)

ПОЗИЦИЯ АВТОРА
(ОТВЕТ)

Формулирование позиции автора ПРОБЛЕМА (ВОПРОС) ПОЗИЦИЯ АВТОРА (ОТВЕТ)

Слайд 10

К-3 позиция автора

Конец света наступает не от сверхъестественных сил, а от вражды

К-3 позиция автора Конец света наступает не от сверхъестественных сил, а от
человека и природы. Ч.Айтматов не только призывает, но и предупреждает: путь вражды ведёт в бездну.
Позицию автора можно понять по ключевым словам: «побоище», «паника и отчаяние», «обезумевшие сайгаки беззвучно валились, обливаясь кровью», «апокалипсическое безмолвие».
Как будто в ответ на «Стреляйте!» он хочет крикнуть: «Не стреляйте! Это и ваша катастрофа, и ваш конец света!»

Слайд 11

АРГУМЕНТАЦИЯ

МОЯ ПОЗИЦИЯ

литературный
аргумент

фактический
аргумент

АРГУМЕНТАЦИЯ МОЯ ПОЗИЦИЯ литературный аргумент фактический аргумент

Слайд 12

К – 4 моя позиция аргумент из художественной литературы

Проблема охраны окружающей среды волновала

К – 4 моя позиция аргумент из художественной литературы Проблема охраны окружающей
Чингиза Айтматова на протяжении всего его творчества: раненая нерпа, погружаясь в воду, смотрит на людей «испуганно вытаращенными глазами» («Пегий пес, бегущий краем моря»); красивая лиса, спасаясь от погони, « с умным, все оценивающим взглядом» («Ранние журавли»); Рогатая мать-олениха, превращенная в груду мяса, из головы которой с остервенением вырубают рога («Белый пароход»); охота на снежных барсов («Когда падают горы»), история Акбары и Ташчайнара («Плаха»).

Слайд 13

К- 4 второй аргумент из жизненного опыта (реальные факты, собственные наблюдения)

К- 4 второй аргумент из жизненного опыта (реальные факты, собственные наблюдения)

Слайд 14

С исчезновением Аральского моря и многие живые организмы, населяющие воды и берега

С исчезновением Аральского моря и многие живые организмы, населяющие воды и берега
моря, исчезли.
Тучи песка и пыли, содержащей удобрения, попадавшие с полей в Арал в течение многих десятилетий, поднимаются над высохшим дном моря и рассеиваются по близлежащим полям и населённым пунктам, вызывая у населения болезни дыхательный путей, в том числе и рак.
Многие люди бежали отсюда, чтобы спасти себя и своих детей.

Слайд 15

Мир не знал маленького поселка Минамата на восточном побережье острова Кюсю в

Мир не знал маленького поселка Минамата на восточном побережье острова Кюсю в
Японии. Не знал до 1958 г. Однако этот поселок и болезнь, получившую название от имени поселка – «болезнь Минамата», знают теперь не только врачи. Причина этой болезни, проявляющейся в отмирании мышц рук и ног, поражении головного мозга, потере речи, хорошо известна. Это – ртутные отходы, сбрасываемые в воду предприятиями химической промышленности, прежде всего концерном «Тиссо». Именно они повинны в том, что более 20% японских рек, более 34% озер и более 15% площади морской поверхности, окружающей Японию, ныне представляют угрозу для жизни и здоровья людей.

Слайд 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

проблема

комментарий

позиция
автора

моя позиция

аргументы

В
Ы
В
О
д

ЗАКЛЮЧЕНИЕ проблема комментарий позиция автора моя позиция аргументы В Ы В О д

Слайд 17

К – 5 вывод

Пропасть, о которой предупреждал писатель несколько десятилетий назад, теперь

К – 5 вывод Пропасть, о которой предупреждал писатель несколько десятилетий назад,
у нас под ногами, и каждый из нас в ответе за экологическую катастрофу.