Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает

Содержание

Слайд 2

Работа с текстом.

(1)Слово бе…конечно богато возможностями и становясь фактом поэзии оно разными

Работа с текстом. (1)Слово бе…конечно богато возможностями и становясь фактом поэзии оно
путями пр…вращается в образ. (2)Это может быть образ музыкальный пластический ассоциативный стилистический. (3)Для нас однако важно подчеркнуть то общее что об…ед…няет всех поэтов - пр…вращение слова как таков… в образ.
Е.Эткинд. «Разговор о стихах»

Слайд 3

Проверим!

(1)Слово бесконечно богато возможностями, и, становясь фактом поэзии, оно разными путями превращается

Проверим! (1)Слово бесконечно богато возможностями, и, становясь фактом поэзии, оно разными путями
в образ. (2)Это может быть образ музыкальный, пластический, ассоциативный, стилистический. (3)Для нас, однако, важно подчеркнуть то общее, что объединяет всех поэтов, - превращение слова как такового в образ.
Е.Эткинд. «Разговор о стихах»

Слайд 4

Выполним задания.

Выпишите обособленное обстоятельство.
Укажите номер предложения с ОЧП.
Выпишите вводное слово.
Сколько сложных предложений

Выполним задания. Выпишите обособленное обстоятельство. Укажите номер предложения с ОЧП. Выпишите вводное
в тексте. Укажите цифрой.
Составьте схему сложных предложений.

Слайд 5

Ответы:

…становясь фактом поэзии…
2
Однако
2

Ответы: …становясь фактом поэзии… 2 Однако 2

Слайд 6

Изобразительно-выразительные средства языка.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Слайд 8

Фонетические средства

1)Аллитерация
2)Ассонанс
3)Звукоподражание
4)Интонация
5)Ритм
6)Пауза
7)Рифма

Фонетические средства 1)Аллитерация 2)Ассонанс 3)Звукоподражание 4)Интонация 5)Ритм 6)Пауза 7)Рифма

Слайд 9

Лексические средства

1)Аллегория
2)Гипербола
3) Метонимия
4)Метафора
5)Сравнение
6)Перифраза
7)Паронимы
8)Олицетворение
9)Синекдоха
10)Литота
11)Оксюморон
12) Парадокс

Лексические средства 1)Аллегория 2)Гипербола 3) Метонимия 4)Метафора 5)Сравнение 6)Перифраза 7)Паронимы 8)Олицетворение 9)Синекдоха 10)Литота 11)Оксюморон 12) Парадокс

Слайд 10

Синтаксические средства

1)Инверсия
2)Эллипсис
3)Параллелизм
4)Градация
5)Антитеза
6)Анафора
7)Эпифора
8)Парцелляция
9)Риторический вопрос,восклицание,обращение
10)Ряды однородных членов

Синтаксические средства 1)Инверсия 2)Эллипсис 3)Параллелизм 4)Градация 5)Антитеза 6)Анафора 7)Эпифора 8)Парцелляция 9)Риторический вопрос,восклицание,обращение 10)Ряды однородных членов

Слайд 11

ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление и

ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление и
подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки, например:
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой… (Лермонтов)

Слайд 12

МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой по сходству

МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой по сходству
значений, например:
Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной… (Лермонтов)

Слайд 13


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи свойствами и качествами живой,

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи свойствами и качествами живой,
например:
К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина (А.А.Блок)

Слайд 14

МЕТОНИМИЯ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из

МЕТОНИМИЯ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из
которого он изготовлен, например:
Там царь Кащей над златом чахнет… (Пушкин)
содержимым и содержащим, например:
Выпей рюмку! (Горький)
автором и его произведениями, например:
…Белинского и Гоголя с базара понесут (Некрасов)

Слайд 15

СИНЕКДОХА – разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. Название

СИНЕКДОХА – разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. Название
части вместо целого, например:
Не боюся я Востока (вместо стран Востока)! –
Отвечал Казбек, –
Род людской там спит глубоко
Уж девятый век. (Лермонтов)
Указание частного (видового) вместо общего (родового) и наоборот, например:
Других Маяковских (вместо родственников), по-видимому, не имеется. (Маяковский)
Употребление единственного числа вместо множественного и наоборот, например:
«Берегись! – сказал Казбеку
Седовласый Шат, –
Покорился человеку
Ты недаром, брат!» (Лермонтов)

Слайд 16

СРАВНЕНИЕ – вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем

СРАВНЕНИЕ – вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем
сопоставления его с другим явлением, например:
Воздух так чист, как молитва ребенка. (Лермонтов)

Слайд 17

ПЕРИФРАЗ – замена слова или словосочетания оборотом, например:
Царь зверей (лев), страна

ПЕРИФРАЗ – замена слова или словосочетания оборотом, например: Царь зверей (лев), страна восходящего солнца (Япония)
восходящего солнца (Япония)

Слайд 18

ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например:
Сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная

ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например: Сразу могла б поместиться в рот целая
тыква. (Маяковский)
ЛИТОТА – преуменьшение размеров, силы, значения предмета, явления, например:
Много ль человеку надо? – Клочок –
Небольшие штаны и что-нибудь из хлеба. (Маяковский)

Слайд 19

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы).
ИРОНИЯ – троп,

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы). ИРОНИЯ –
состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова. (И.А.Крылов)

Слайд 20

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

АЛОГИЗМ – стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма,

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ АЛОГИЗМ – стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях
иронии.
Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт. (Чехов)

Слайд 21

АНАФОРА – единообразное начало одинаковых синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда,

АНАФОРА – единообразное начало одинаковых синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда,
например:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь восторгом преступления
И вечной правды торжеством… (Лермонтов)

Слайд 22

ЭПИФОРА – повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного

ЭПИФОРА – повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного
ряда, например:
В синее небо ширя глаза – как восклицаешь: – Будет гроза!
На проходимца вскинувши бровь – как восклицаешь: – Будет любовь!
Сквозь равнодушья серые мхи – так восклицаю: – Будут стихи! (Цветаева)

Слайд 23

ОКСЮМОРОН – сочетание противоположных по смыслу понятий, например
Сладкая боль, горячий снег, живой

ОКСЮМОРОН – сочетание противоположных по смыслу понятий, например Сладкая боль, горячий снег,
труп.
ПОВТОР – намеренный повтор слов в целях усиления эмоционального воздействия, например:
И стих безумный, стих печальный
В альбом твой бросил для тебя. (Лермонтов)

Слайд 24

ИНВЕРСИЯ – непрямой порядок в предложении в стилистических целях, например:
Хвост он на

ИНВЕРСИЯ – непрямой порядок в предложении в стилистических целях, например: Хвост он
всякий случай подобрал под себя. (Паустовский)
ГРАДАЦИЯ – расположение слов в порядке нарастания или убывания эмоционально-экспрессивного значения:
Бросьте! Забудьте.Плюньте и на рифмы,и на арии, и на розовый куст,и на прочие мелехлюндии из арсеналов искусств. (Маяковский)

Слайд 25

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – единообразное построение в стилистических целях нескольких соседних предложений или

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – единообразное построение в стилистических целях нескольких соседних предложений или
отрезков речи, например:
Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов)
ПАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОРДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, например:
Он говорил громко и взволнованно, горячо и убедительно

Слайд 26

УМОЛЧАНИЕ – намеренная прерывистость речи, например:
Прошел, час, два, три…Пора было ложиться спать…

УМОЛЧАНИЕ – намеренная прерывистость речи, например: Прошел, час, два, три…Пора было ложиться
(Паустовский)
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – использование односоставных назывных предложений в начале текста, например:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок)

Слайд 27

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа, например:
Сколько еще молчать? Как можно

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа, например: Сколько еще молчать? Как
так себя вести? 
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение к предмету художественного изображения, например:
Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею! (Лермонтов)

Слайд 28

ВОПРОС И ОТВЕТ НА НЕГО, например:
Что вижу я? Латинские стихи! (Пушкин)
КОМПОЗИЦИОННЫЙ

ВОПРОС И ОТВЕТ НА НЕГО, например: Что вижу я? Латинские стихи! (Пушкин)
СТЫК – повтор в начале нового предложения слов из предыдущего, обычно заканчивающих первое предложение, например:
…елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку (Тэсс)

Слайд 29

АНТИТЕЗА – противопоставление предложений по значению, например:
Ленька потащил леску. Кот отчаянно упирался…

АНТИТЕЗА – противопоставление предложений по значению, например: Ленька потащил леску. Кот отчаянно
(Паустовский)
ОБРАЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ ТЕКСТА, например:
Добрый папаша!К чему в обаянии
Умного Ваню держать? (Некрасов)

Слайд 30

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – отрыв в стилистических целях от предложения его части и оформление

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – отрыв в стилистических целях от предложения его части и оформление
ее как самостоятельного предложения, например:
И шел ты с женщиной – не отрекись.
Я все заметила – не говори.
Блондинка. Хрупкая.
Ее костюм был черный.
Английский. (Северянин)

Слайд 31

ЭЛЛИПСИС – контекстуальный пропуск элементов высказывания, например:
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда

ЭЛЛИПСИС – контекстуальный пропуск элементов высказывания, например: Слышится крик у соседней полосыньки,
– растрепалися косыньки. (Некрасов)

Слайд 32

МНОГОСОЮЗИЕ – намеренный повтор союзов, создающий единство перечисления, например:
И справа, и слева,
И

МНОГОСОЮЗИЕ – намеренный повтор союзов, создающий единство перечисления, например: И справа, и
сзади, и прямо
И красный и белый: – Мама! (Цветаева) 
БЕССОЮЗИЕ – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или предложениями, передающий стремительность, насыщенность впечатлениями:
Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный,
Клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(Лермонтов)

Слайд 33

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень. Не
столь различны меж собой.
(А. Пушкин)
1) эпитет
2) Олицетворение
3)Антитеза
4) сравнение

Слайд 34

Я долго ехал волоком.
И долго лес ночной
Все слушал медный колокол.

Я долго ехал волоком. И долго лес ночной Все слушал медный колокол.

Звеневший под дугой.
( Н. Рубцов)
1)сравнение
2) эпитет
3) Анафора
3) Олицетворение

Слайд 35

Там, где , словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн…
(

Там, где , словно ожерелья, Многоцветные каменья Поднялись над пеной волн… (
В. Брюсов)
1) Олицетворение
2)Эпифора
3)Сравнение
4) Гипербола

Слайд 36

Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю.

Девушка пела в церковном хоре О всех уставших в чужом краю. О
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех , забывших радость свою
( А. Блок)
Сравнение
Литота
Синекдоха
Анафора

Слайд 37

Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина
( М. Лермонтов)
Оксюморон
Метонимия
Метафора
Ирония

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина ( М. Лермонтов) Оксюморон Метонимия Метафора Ирония

Слайд 38

Печальная береза
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она
( А.

Печальная береза У моего окна И прихотью мороза Разубрана она ( А.
Фет)
сравнение
эпифора
эпитет
антитеза

Слайд 39

Простоволосые ивы
Бросили руки в ручьи
Чайки кричали «Чьи вы?»
Мы отвечали:

Простоволосые ивы Бросили руки в ручьи Чайки кричали «Чьи вы?» Мы отвечали:
« Ничьи!»
( Н. Асеев)
1)параллелизм
2)метонимия
3)эпифора
4) метафора

Слайд 40

«Не станет нас!». А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!». А миру

«Не станет нас!». А миру хоть бы что. «Исчезнет след!». А миру
хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы,-а миру хоть бы что!
(О Хайям)
1)эпитет
2) парцелляция
3) эпифора
4) градация

Слайд 41

Я видывал как она косит
Что взмах -то готова копна.
(Н.Некрасов)
1)эпитет
2)

Я видывал как она косит Что взмах -то готова копна. (Н.Некрасов) 1)эпитет
литота
3) олицетворение
4)гипербола

Слайд 42

И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах,

И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы мужичок В
в полушубке овчинном,
В больших руковицах…а сам ноготок!
( Н. Некрасов)
1)парцелляция
2)литота
3) перифраза
4) оксюморон

Слайд 43

Тогда ночной фиалкой пахнет все:
Лета и лица. Мысли. Каждый случай,
Который

Тогда ночной фиалкой пахнет все: Лета и лица. Мысли. Каждый случай, Который
в прошлом может быть спасен.
( Б Пастернак)
синекдоха
эпитет
парцелляция
сравнения
Имя файла: Самая-большая-ценность-народа-–-язык,-на-котором-он-пишет,-говорит,-думает.pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 0