Технология написания части С ЕГЭ по русскому языку и литературе

Содержание

Слайд 3

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут).

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут).
Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 30 заданий (А1 - А30).
К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 - В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Проект 2010

Слайд 5

Часть III (С) состоит из одного открытого задания с развернутым ответом:
Напишите

Часть III (С) состоит из одного открытого задания с развернутым ответом: Напишите
сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 9

«Моя «она»
(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня.

«Моя «она» (1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше
(2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…
(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!
(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…
(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…
(19)Её зовут – Лень.

Слайд 10

Этап первый: составить план.

Этап первый: составить план.

Слайд 11

Микротема - это содержание нескольких самостоятельных предложений, связанных одной мыслью.
Формальный

Микротема - это содержание нескольких самостоятельных предложений, связанных одной мыслью. Формальный показатель микротемы – абзац.
показатель микротемы – абзац.

Слайд 12

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня.

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы
(2)Правы они или нет, но я знаю только,
(3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти.

1. Неразрывная связь героя текста с ленью.

Слайд 13

(4)Но не завидуйте, юная читательница!
(6)Во-первых, моя «она» не отступает

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня
от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

2. Лень – причина всех несчастий героя.

(5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий.

Слайд 14

не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у

не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у
нас пока нет…
(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…
(19)Её зовут – Лень.

3. Нежелание героя противостоять лени.

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор

Слайд 15

1. Неразрывная связь героя текста с ленью.

2. Лень - причина всех

1. Неразрывная связь героя текста с ленью. 2. Лень - причина всех
несчастий героя.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Слайд 16

Этап второй: выявить и сформулировать проблему

Этап второй: выявить и сформулировать проблему

Слайд 17

Два способа формулирования проблем текста:
1. Вопрос (Какое влияние оказывает лень на чеховского

Два способа формулирования проблем текста: 1. Вопрос (Какое влияние оказывает лень на
героя?).
2. Типовая конструкция (Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п).

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.

Формулировать – кратко и точно выражать мысль.

Слайд 18

4. В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?).

Примеры типовых конструкций:

1.

4. В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?). Примеры типовых
В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – актуальная проблема (чего?).

2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?).

3. В анализируемом тексте автор рассматривает (исследует, формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает) проблему (чего?).

Слайд 19

Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему.

Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему.

Слайд 20

Эксперты проверяют, увидели ли вы аспекты проблемы, намеченные автором.

Комментарий – это

Эксперты проверяют, увидели ли вы аспекты проблемы, намеченные автором. Комментарий – это
не пересказ текста, а рассуждения по поводу проблемы.

Слайд 21

Типовые конструкции для передачи действий автора:
Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на,

Типовые конструкции для передачи действий автора: Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя
подчёркивает, обращает наше внимание на, выделяет, замечает, указывает на, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, причину видит в, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, ссылается на…)

Слайд 24

Этап четвертый: сформулировать позицию автора.

Этап четвертый: сформулировать позицию автора.

Слайд 25

- положительно относиться к изображаемому;
отрицательно;
осуждающе;
саркастически;
- неоднозначно;
- двойственно;
- скептически;

- положительно относиться к изображаемому; отрицательно; осуждающе; саркастически; - неоднозначно; - двойственно;
иронически;
с юмором.

Автор может:

Слайд 26

Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает,

Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует
иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…).

Примеры типовых конструкций:

Слайд 27

Подсказка: задание А28 (В каком предложении выражена насмешка А.П.Чехова над безволием героя

Подсказка: задание А28 (В каком предложении выражена насмешка А.П.Чехова над безволием героя рассказа?)
рассказа?)

Слайд 29

Этап пятый: аргументированно выразить своё мнение по сформулированной проблеме

Этап пятый: аргументированно выразить своё мнение по сформулированной проблеме

Слайд 30

вывод
(общий итог)

Схема микротекста-рассуждения

Тезис
(ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке

вывод (общий итог) Схема микротекста-рассуждения Тезис (ваша позиция по сформулированной вами проблеме
зрения автора)

аргументация
(приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли)

Слайд 31

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.
Нельзя (не) согласиться с мнением

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться. Нельзя (не) согласиться с
(точкой зрения, позицией, доводами) автора.
Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения.
Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…

Типовые конструкции:

Я (не) разделяю позицию автора, потому что, во-первых,…
Я (не) согласен с позицией автора, так как, во-вторых,…

Слайд 33

Этап шестой: написать вступление и заключение.

Этап шестой: написать вступление и заключение.

Слайд 34

Композиция любого сочинения:

- вступление; - основная часть; - заключение.

Композиция любого сочинения: - вступление; - основная часть; - заключение.

Слайд 35

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день

Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана
и ночь, и день и ночь!
Читая чеховский текст, я думал: каждый из нас должен как молитву ежедневно повторять эти строки поэта!

Варианты вступлений

Сюжеты рассказов Чехова – это истории из жизни обыкновенного человека. Писатель пристально вглядывается в судьбы своих героев, рассматривая ту или иную проблему. Так в центре внимания прочитанного мной текста – проблема лени.

Лень… Она родилась раньше нас. На это обращает внимание и А.П.Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимая проблему лени.

В центре внимания предложенного для анализа текста А.П.Чехова – актуальная и всем нам знакомая проблема лени.

Слайд 37

Варианты универсальных клише

Варианты универсальных клише

Слайд 38

Мы живём в XXI веке, веке скоростей и обилия информации, но

Мы живём в XXI веке, веке скоростей и обилия информации, но несмотря
несмотря на огромные масштабы инноваций, в мире остаются проблемы, которые являются вечными и актуальными на все времена. (Фамилия, имя), автор прочитанного мною текста, обратился к одной из таких, а именно к проблеме (назвать проблему).
(Фамилия, имя) рассказывает нам о том, как «(написать цитату из текста)». Автор обращает наше внимание на то, что «(написать цитату из текста)». В результате этого события (кратко указать, чем всё заканчивается в тексте).
На мой взгляд, позицию автора нельзя назвать отстранённой. Безусловно, он субъективен в решении данного вопроса. Думаю, что (Фамилия, имя) (написать глагол оценки) (герою или событию).
Мне импонирует авторская позиция, и я тоже считаю, что к проблеме (повторить проблему из первого абзаца) нельзя остаться равнодушным. В качестве первого аргумента приведу следующий пример: Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, нередко в своих произведениях обращался к данной проблеме, да и сама его жизнь – тому пример, иначе он бы не был великим.
В качестве второго аргумента расскажу о себе. Я молод, у меня всё впереди, но жизненные цели уже поставлены. Чтобы они осуществились, мне необходимо научиться разрешать многие проблемы, в том числе и проблему, поднятую автором прочитанного текста.
Я согласен, время нельзя повернуть вспять, но истина на то и истина, потому что она вечна.

Слайд 39

Наш мир очень изменчив, но несмотря на постоянные перемены, в мире

Наш мир очень изменчив, но несмотря на постоянные перемены, в мире остаются
остаются проблемы, которые являются вечными и актуальными на все времена. (Фамилия, имя), автор прочитанного мною текста, обратился к одной из таких, а именно к проблеме (назвать проблему).
(Фамилия, имя) повествует нам о том, как «(написать цитату из текста)». Автор обращает наше внимание на то, что «(написать цитату из текста)». В конечном итоге (кратко пересказать, чем всё заканчивается в тексте).
Позиция автора представляется мне достаточно ясной. Думаю, что (Фамилия, имя) (написать глагол оценки) (герою или событию).
Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что к проблеме (повторить проблему из первого абзаца) нельзя остаться равнодушным. Эта же проблема рассматривается во многих произведениях русской классической литературы. Достаточно вспомнить творчество великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Как созвучна проблема, поднятая (Фамилия, имя), тем вопросам, которые обозначены в романе «Война и мир».
Вторым аргументом может служить эпизод из моей жизни (рассказать эпизод).
Я согласен, «всё течёт, всё изменяется». Конечно, эта банальная истина актуальна и по сей день. События сменяют друг друга, но есть вечные истины, которым нет и не может быть завершения.

Слайд 40

(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел,

(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел,
как фашистов выбили из Красной Поляны. (2)Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок. (3)Лейтенант решил воспользоваться этим. (4)Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы. – (5)За счёт положенного времени разрешу, – сказал замполит строго. – (6)В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы!
(7)Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8)Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось. (9)Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11)Пора выходить. (12)Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13)Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14)«Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (15)Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные, особенно девушки… (16)Но вот снова твёрдый пол под ногами. (17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова.
(18)Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19)Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20)Лейтенант объяснил, что это камуфляж. (21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком. (23)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же…
(26)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27)Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28)Понравилась Федосееву станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные ворота» – красные и белые плиты под ногами. (29)В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30)На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». (31)На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32)Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!
(33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34)Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35)А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны. (36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37)Ему было что защищать!

Слайд 41

Этап первый: составить план.

Этап первый: составить план.

Слайд 42

Желание героя увидеть столицу,
которую он защищал.

2. Описание военной Москвы.

3. Гордость героя

Желание героя увидеть столицу, которую он защищал. 2. Описание военной Москвы. 3.
за страну и её столицу.

Слайд 43

Этап второй: выявить и сформулировать проблему

Этап второй: выявить и сформулировать проблему

Слайд 44

Проблема патриотизма.

Проблема патриотизма.

Слайд 45

Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему.

Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему.

Слайд 46

Типовые конструкции для передачи действий автора:
Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на,

Типовые конструкции для передачи действий автора: Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя
подчёркивает, обращает наше внимание на, выделяет, замечает, указывает на, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, причину видит в, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, ссылается на…)

Слайд 48

Этап четвертый: сформулировать позицию автора.

Этап четвертый: сформулировать позицию автора.

Слайд 49

положительно относиться к изображаемому ; отрицательно; осуждающе; саркастически; неоднозначно; двойственно; скептически;

положительно относиться к изображаемому ; отрицательно; осуждающе; саркастически; неоднозначно; двойственно; скептически; иронически;
иронически; с юмором.

Автор может:

Примеры типовых конструкций:
Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…).

Слайд 51

Этап пятый: аргументированно выразить своё мнение по сформулированной проблеме

Этап пятый: аргументированно выразить своё мнение по сформулированной проблеме

Слайд 52

Типовые конструкции:
С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.
Нельзя (не) согласиться с

Типовые конструкции: С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться. Нельзя (не)
мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.
Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения.

Слайд 54

Этап шестой: написать вступление и заключение.

Этап шестой: написать вступление и заключение.

Слайд 55

Вступление:
Патриотизм… Это чувство свойственно каждому, кто ценит ту страну, в которой родился,

Вступление: Патриотизм… Это чувство свойственно каждому, кто ценит ту страну, в которой
кто гордится своей Родиной. Именно эту проблему поднимает Е.Воробьёв, автор прочитанного мной текста.

Заключение:
С чувством гордого сознания своего достоинства возвращались защитники нашей Родины с полей сражений, с таким же чувством писал я это сочинение, посвящённое проблеме патриотизма.

Имя файла: Технология-написания-части-С-ЕГЭ-по-русскому-языку-и-литературе.pptx
Количество просмотров: 122
Количество скачиваний: 0