Урок развития речи по картине Ф.А.Васильева Мокрый луг

Содержание

Слайд 3

Крамской И.Н. Портрет Ф.А.Васильева

Крамской И.Н. Портрет Ф.А.Васильева

Слайд 4

Грянул гром. Чашка неба расколота.
Разорвалися тучи тесные.
На подвесках из

Грянул гром. Чашка неба расколота. Разорвалися тучи тесные. На подвесках из лёгкого
лёгкого золота
Закачались лампадки небесные.
С.А.Есенин
Не пугай меня грозою:
Весел грохот вешних бурь!
После бури над землёю
Светит радостней лазурь,
После бури, молодея
В блеске новой красоты,
Ароматней и пышнее
Распускаются цветы!
И.А.Бунин

Эпиграф:

Слайд 5

Фёдор Александрович Васильев (1850 – 1873)

Ф.А.Васильев - гениальный русский живописец,

Фёдор Александрович Васильев (1850 – 1873) Ф.А.Васильев - гениальный русский живописец, пейзажист,
пейзажист, замечательный рисовальщик. Несмотря на короткую жизнь, оставил обширное творческое наследие. Он внёс вклад в русское искусство, проложив новые пути в развитии пейзажной живописи. В его картинах отчётливо проступало тяготение к лирическому восприятию природы и более красочной её передаче. Выбранный Ф.Васильевым мотив – приближение грозы – одно из наиболее частых и любимых художником состояний природы. Его кисти принадлежат такие картины, как «Приближение грозы», «Болото», «Полдень», «Перед грозой», «Оттепель», «Вид на Волге», «Зимний пейзаж».

Слайд 6

Приблизительный план к сочинению:
Картина Ф.Васильева «Мокрый луг».
История создания картины.
Чудо, изображённое художником.
Омытый

Приблизительный план к сочинению: Картина Ф.Васильева «Мокрый луг». История создания картины. Чудо,
дождём луг.
Приём контраста, использованный в картине: мрачность и солнечность; приближенность и удалённость.
Художественные образы:
а) напряжённая жизнь неба;
б) необъятная ширь земли.
4) Цветовая гамма картины.
IV. Заключение. Впечатления от картины Ф.Васильева «Мокрый луг».

Слайд 7

– Небо в картинах Васильева всегда играет значительную роль, а в «Мокром

– Небо в картинах Васильева всегда играет значительную роль, а в «Мокром
луге» оно является одним из главных средств выражения поэтической мысли художника.
Давайте попробуем подобрать слова и словосочетания, характеризующие небо на картине. Но помните о приёме контраста.
(В тетрадях составляется таблица).

Слайд 8

– Теперь обратите внимание на то, какие цвета избрал для своей картины

– Теперь обратите внимание на то, какие цвета избрал для своей картины
художник?
(Два основных: синий и зелёный, но огромное разнообразие оттенков и переходов).
– Какое настроение передаёт картина зрителю?

(С одной стороны – борьба и сопротивление, с другой – спокойствие и умиротворение).
– Действительно, ведь Фёдор Васильев всё время искал гармонию и в природе, трепетно передавал её красоту, одухотворял её глубоким чистоту поэтическим чувством.

Слайд 9

«Поэтическая пятиминутка».
-А какие поэтические строки вспомнились вам при рассмотрении этой картины? (Дома

«Поэтическая пятиминутка». -А какие поэтические строки вспомнились вам при рассмотрении этой картины?
ребята в качестве предварительной работы получили задание подобрать стихотворения о дожде, грозе).

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой. (Ф.И.Тютчев)

Слайд 12


Ф.Васильев «Перед грозой»

Ф.Васильев «Перед грозой»

Слайд 14

«Оттепель» - это обобщённый и многогранный образ деревенской России, в котором

«Оттепель» - это обобщённый и многогранный образ деревенской России, в котором убогая
убогая изба и полунищий крестьянин с котомкой за спиной и ребёнком так же необходимы, как и тёплая влажная атмосфера оттепели, как и проникновенное поэтическое ощущение русской природы.

Слайд 16

В пейзажах Васильева, даже безлюдных, ощущается присутствие человека. Он удивительно тонко

В пейзажах Васильева, даже безлюдных, ощущается присутствие человека. Он удивительно тонко умел
умел передать настроение природы, едва уловимые перемены погоды. Особенно ему удавались заброшенные уголки: болота, старые мельницы, речные заводи.

Слайд 17

«В крымских горах» (1873)

«В крымских горах» (1873)

Слайд 19

«Нет у нас пейзажиста-поэта в настоящем смысле этого слова, и если

«Нет у нас пейзажиста-поэта в настоящем смысле этого слова, и если кто
кто может и должен им быть, то это только Васильев»
И.Н.Крамской

Слайд 20


Картина «Мокрый луг» была написана в Крыму. Она стала одним из шедевров

Картина «Мокрый луг» была написана в Крыму. Она стала одним из шедевров
русской пейзажной живописи. В ней автор хотел выразить свои чувства, всю любовь – всё, что бережёт память сердца - всего лишь омытый дождём мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной земле тени гонимых ветром туч.

Слайд 21

С первого взгляда «Мокрый луг» располагает к себе зрителя простотой и привычностью

С первого взгляда «Мокрый луг» располагает к себе зрителя простотой и привычностью
мотива. В глубине широкой низины высятся два развесистых дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди блестит болотистая заводь с топкими берегами. Вот, собственно и всё, что изображено на полотне Фёдора Васильева. Но современники видели в этой картине больше, чем даже обобщённый образ родной художнику северной природы.
Картина захватывает зрителя необычайной глубиной одухотворённого пейзажа, непосредственностью чувств и настроений, вложенных в неё.

Слайд 22

Природа у Ф.Васильева никогда не предстаёт «холодной, вечной, равнодушной». Он непрестанно искал

Природа у Ф.Васильева никогда не предстаёт «холодной, вечной, равнодушной». Он непрестанно искал
в ней гармонию, чистоту; художник согрел и одухотворил её глубоко поэтическим чувством, и именно в его картинах впервые прозвучала та интимно-лирическая, грустная и тоскующая тема, которая замерла с его смертью.
Композиция «Мокрого луга» проста и непринуждённа, и в то же время трудно представить себе более продуманное и монументальное произведение. В картине легко различить композиционный центр, к которому сходятся основные линии пейзажа – очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу, полоса леса.

Слайд 23

Зрительным центром, организующим всю картину, является тёмный силуэт двух могучих деревьев.

Зрительным центром, организующим всю картину, является тёмный силуэт двух могучих деревьев. Васильев
Васильев сместил его вправо от геометрического центра, и именно поэтому картина выглядит статичной.
Удивительно плавно и рельефно разворачивается в «Мокром луге» пространство. Небо с его кипением и бурлением, с его игрой света и с его космической бесконечностью изображено непревзойдённым мастером и поэтом неба, каким считался Фёдор Васильев. И вместе с тем каждый кустик, травы

Слайд 24


На переднем плане с ботанической точностью воспроизводит растительность средней полосы России.

На переднем плане с ботанической точностью воспроизводит растительность средней полосы России. «Мокрый
«Мокрый луг» был представлен на конкурс Общества поощрения художников в Петербурге в 1872 году и получил вторую премию (первая была присуждена картине И.Шишкина «Сосновый бор»). В отношении к природе к искусству у обоих художников было много общего. Оба они были детьми той земли, которую воспевали, оба были с ней тесно связаны, знали её со всеми её тайнами и поэтому умели видеть и так трепетно передавать её красоту.
Когда глава передвижников И.Крамской увидел «Мокрый луг» Фёдора Васильева, он был потрясён. И весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невидимые капли дождя на влажной листве деревьев – всё говорило о художнике необыкновенном и чутком к шуму и музыке природы.
Имя файла: Урок-развития-речи-по-картине-Ф.А.Васильева-Мокрый-луг.pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 1