Занятие 1. ИС

Содержание

Слайд 2

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ?

экзаменуемым на выбор будут предложены 5 тем (по 1

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ? экзаменуемым на выбор будут предложены 5 тем (по 1
теме на каждое направление); отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин);
экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, объемом более 250 слов;
сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»;
использование текстов литературных произведений запрещено; разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами);
списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо;

Слайд 3

КРИТЕРИИ

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или

КРИТЕРИИ Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1),
незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

Слайд 4

КРИТЕРИИ

КРИТЕРИИ

Слайд 5

1. СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод

1. СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство
с тезисом, не подменять понятия.

Слайд 6

2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент

2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный
— из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

Слайд 7

3. КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать

3. КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем
классическую структуру сочинения.
 5 абзацев:
вступление (тезис)
собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
аргумент 1 (доказательство и микровывод)
аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

Слайд 8

4. КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание

4. КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют
смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна —  «зачёт».

Слайд 9

5. ГРАМОТНОСТЬ

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти

5. ГРАМОТНОСТЬ «Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более
ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Слайд 10

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ

Слайд 11

ШАГ I. ВЫБОР ТЕМЫ.

1. Задать себе вопросы:
— Что от меня требуют предложенные

ШАГ I. ВЫБОР ТЕМЫ. 1. Задать себе вопросы: — Что от меня
темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)
— На каком материале можно раскрыть данные темы?
— Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?
2. Выбрать одну из предложенных тем.
При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

Слайд 12

ШАГ 2. СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.

Тема выбрана! Что делать дальше?
1. Возвращаюсь к поставленным

ШАГ 2. СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ. Тема выбрана! Что делать дальше? 1. Возвращаюсь
вопросам, остановившись на выбранной теме.
2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:

Слайд 13

3.ОБДУМАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ (СВОЕОБРАЗНЫЙ ВВОД В ТЕМУ).

Это может быть:
— высказывание своего

3.ОБДУМАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ (СВОЕОБРАЗНЫЙ ВВОД В ТЕМУ). Это может быть: — высказывание своего
взгляда на проблему;
— вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;
— обоснование причин обращения к этой теме;
— эмоционально ввод в тему сочинения;
— использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);
— проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;
— проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);
— оформление вступления в виде вопросов

Слайд 15

4. ОБДУМАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Это может быть так:
— обобщение сказанного. Для этого

4. ОБДУМАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Это может быть так: — обобщение сказанного. Для этого
ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.
ВАЖНО!!! Плюс такого заключения в том, что обобщение позволяет систематизировать работу, помогает довести до ясного понимания главные пункты и быть уверенным, что для читателя не осталось неясностей.
— возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»)
ВАЖНО!!! Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе.
— взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).
— обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.
— обращение к оригинальной цитате.

Слайд 17

5. ОПРЕДЕЛИТЬ КОМПОЗИЦИЮ БУДУЩЕГО СОЧИНЕНИЯ

5. ОПРЕДЕЛИТЬ КОМПОЗИЦИЮ БУДУЩЕГО СОЧИНЕНИЯ

Слайд 19

ПРАВИЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

ПРАВИЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

Слайд 20

При написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь

При написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув
упомянув название и автора. Выбирая аргументы к сочинению, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене:
1. автор и название произведения;
2. описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию;
3. мини-вывод .
Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, возьмите на вооружение такие советы:
1. используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети;
2. ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям;
3. заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы.

Слайд 21

КЛИШЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ — ЭТО ГОТОВЫЕ ОБРАЗЦЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. С ИХ

КЛИШЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ — ЭТО ГОТОВЫЕ ОБРАЗЦЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. С
ПОМОЩЬЮ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ЛЕГЧЕ СТРУКТУРИРОВАТЬ, НЕ ТЕРЯЯ ОСНОВНУЮ НИТЬ СУЖДЕНИЯ.

Слайд 22

ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ

Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое

ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать
определение этим понятиям.
Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...

Слайд 23

ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная

ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ В правильности такой точки зрения меня убеждает
литература
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...
Обратимся к произведениям художественной литературы
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Слайд 24

ДЛЯ ТЕЗИСОВ

Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)
Конечно, каждый человек по-своему ответит на

ДЛЯ ТЕЗИСОВ Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения) Конечно, каждый человек по-своему
этот вопрос. На мой взгляд, ...(основная мысль сочинения).
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)

Слайд 25

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ

Обращение к произведению
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ Обращение к произведению Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя)
теме…
Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).
Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
Вспомним героя повести… (автор, название).
Обратимся к роману… (автор, название).
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Слайд 26

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ

Интерпретация произведения или его фрагмента:
Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает…
Писатель размышляет о…
Писатель

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ Интерпретация произведения или его фрагмента: Автор повествует о… Автор описывает…
обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Он акцентирует внимание читателя на…
Этот поступок героя говорит о ...
Мы видим, что герой поступил так потому...
Автор показывает, к каким последствиям привело...
Этому герою/поступку автор противопоставляет...
Писатель осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Автор утверждает…

Слайд 27

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВЫВОД:

Писатель считает, что…
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Мы

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВЫВОД: Писатель считает, что… Таким образом, автор хочет донести до нас
можем прийти к выводу...

Слайд 28

ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Невольно напрашивается вывод…
Таким образом, мы приходим

ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… Невольно напрашивается вывод… Таким
к выводу: …
Итак, можно сделать вывод, что…
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
(Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста тоже считает, что .…
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…

Слайд 29

ШАГ 3. АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

ШАГ 3. АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

Слайд 30

Внимательно прочитать формулировку темы.
Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором

Внимательно прочитать формулировку темы. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в
тебе видится главный смысл.
Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
Запиши их, составляя план.
Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!

Слайд 31

Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения главное – иметь

Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения главное – иметь
ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент, подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему. 

Слайд 32

2. КАК РАБОТАТЬ С ЧЕРНОВИКОМ И ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ

Черновик — это листы для

2. КАК РАБОТАТЬ С ЧЕРНОВИКОМ И ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ Черновик — это листы
предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.  Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с отдельными частями: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик. Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.  На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.  Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли.

Слайд 33

1. Пишу сочинение на черновике.
2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное

1. Пишу сочинение на черновике. 2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!),
количество - 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается).
3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего
отвечаю на следующие вопросы:
— Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? (ЭТО КРИТЕРИЙ 1, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЁТА)
— Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (ЭТО КРИТЕРИЙ 2, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЁТА)
— Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?
— Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?
— Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Это критерий 3)
— Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4)
— Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)

Слайд 35

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
 Вступление состоит из 3

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
элементов:
1.объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2.общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
3.ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Слайд 36

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней
доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!!!!
По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Слайд 37

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

Аргумент нужно:
привести из литературных источников.
выделить в отдельный абзац.
в конце каждого абзаца написать

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ Аргумент нужно: привести из литературных источников. выделить в отдельный абзац.
микровывод.
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.

Слайд 38

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
ЧЕТЫРЕ СПОСОБА ЗАКОНЧИТЬ СОЧИНЕНИЕ:
Вывод. Принято

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. ЧЕТЫРЕ
завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

Слайд 39

НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ: ДОРОГА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ: ДОРОГА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Слайд 40

Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти

Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти
как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы. Поиск смысла жизни, творческий путь, понятие «дом» — всё это может лечь в основу темы этого направления, ведь путешествие всегда было и остаётся средством познания мира внешнего и внутреннего.
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Слайд 41

 ВВЕДЕНИЕ

Под дорогой можно понимать разное. Это и путь, который совершает человек

ВВЕДЕНИЕ Под дорогой можно понимать разное. Это и путь, который совершает человек
в движении, направляясь из одной точки в другую. Это и путешествия, с помощью которых человек познает собственный внутренний мир и окружающую действительность. Однако дорога может восприниматься не только в прямом, но и в переносном смысле слова. Каждый человек прокладывает собственный жизненный путь, который основывается на индивидуальных целях, интересах и приоритетах. Жизненный путь скажет о человеке больше, чем он сам. Он характеризует личность человека не с лучшей стороны. Как мы уже говорили, дорога жизни – это путь к знаниям, опыт человека, его мысли, поступки, его эмоции, чувства. В дороге человек может быть счастливым, а может быть и несчастливым. Если дорога проходит через горы или реки, то человек преодолевает трудности, которые сопутствуют и другим людям. Дорога в гору заставляет человека трудиться и преодолевать себя, чтобы достичь вершины. Но дорога к вершине – это еще и путь к Богу.  

Слайд 42

КОРОТКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Рассказ О. Генри "Дороги, которые мы выбираем"
Рассказ В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Рассказ

КОРОТКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Рассказ О. Генри "Дороги, которые мы выбираем" Рассказ В.П. Астафьева
Э. Форстера "По ту сторону изгороди"
Рассказ А. Платонова "Неизвестный цветок"
Рассказ К.Г. Паустовского "Телеграмма"
Рассказ О. Генри "Мишурный блеск"
Рассказ А. Платонова "Юшка"
Рассказ Ф. Брауна "Приказ есть приказ"

Слайд 43

АРГУМЕНТЫ

Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе “Война и мир” Лев Толстой

АРГУМЕНТЫ Л.Н. Толстой «Война и мир» В романе “Война и мир” Лев
подчеркивает, что для хорошего человека нет препятствий. И Андрей Болконский, и Пьер Безухов шли к своей цели по своему пути, были верны своим идеалам, но не предавали их, как бы тяжело и сложно им не было. Оба героя смогли найти свое место в жизни и остаться достойными людьми. Андрей Болконский, видимо, под влиянием своего отца, одного из последних «екатерининских орлов», мечтал найти свою судьбу на войне и совершить невероятный подвиг, который принесет ему известность. Прилежно работал в Генштабе, был адъютантом самого Кутузова. Но в войне 1805-1807 годов, во время битвы при Аустерлице, князь Андрей был ранен в голову и несколько часов пролежал в полубессознательном состоянии под красивым австрийским небом, и именно тогда он понял, что все это мимолетное слава, которую он ставил целью жизни, была ничем по сравнению с самой возможностью жить. Лицом к лицу встретившись со своим бывшим кумиром Наполеоном, юноша уже не испытывает былой радости. Напротив, все, что ему было дорого, что сейчас дорого Наполеону, Андрею все это стало чуждо. Он с болью осознает, насколько глубоко был неправ, стремясь удовлетворить амбиции юности славой. Именно после этих событий начинается духовное возрождение героя. Судьба Андрея Болконского заставляет задуматься над тем, что взлеты и падения – неотъемлемая часть жизни каждого человека, что невозможно сразу же определить верный путь, который принесет человеку счастье, что поиски собственного «я» могут быть очень долгими, и именно в этом заключается жизненный путь человека, смыслом жизни которого в широком смысле этого слова можно считать нахождение смысла собственного существования.

Слайд 44

А.С. ПУШКИН «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что

А.С. ПУШКИН «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что
каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его базовым ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, ведь он никого не обманывал и вел себя по-человечески в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел, а именно спас возлюбленную, создал крепкую семью и исполнил сво п долг перед родиной. Он стал благородным человеком, который прошел суровую школу жизни, но сохранил и приумножил свое человеческое достоинство. Это произведение учит нас тому, что нужно быть человеком слова, чести и долга, верным в дружбе и любви, честным, а также никогда не давать пустых обещаний. Маша Миронова – противоположность Петру. Она с самого детства слышала о том, что женщина не должна быть воином. Поэтому она искала свое счастье в материнстве и тихой семейной жизни. Маша – добрый, скромный, чуткий и порядочный человек, который ценит честность и искренность. При этом она не утратила своей индивидуальности и не изменила своему выбору, выбрав судьбу женщины.  

Слайд 45

И.А.ГОНЧАРОВ “ОБЛОМОВ”

И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что человек, который

И.А.ГОНЧАРОВ “ОБЛОМОВ” И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что человек, который ни
ни к чему не движется, живет бесцельно, ничего и не получает от жизни. Книга начинается с описания одного дня из жизни Ильи Ильича. С самого утра и вплоть до приезда Штольца он ничего не делает. Поэтому читателя не удивляют ни грязь в комнате, ни распущенность слуги, ни внешний вид изнеженного барина. Имение Ильи Ильича находится в таком же плачевном состоянии и едва не разоряется. Если бы ни помощь Штольца, Обломов и вовсе остался бы без Обломовки. Сам Илья Ильич не заинтересован в управлении хозяйством и другой работе, поэтому он не может привести финансы в порядок даже ради женитьбы на любимой девушке. А потому вполне логично, что Обломов ничего не добивается, не побеждает себя и умирает в цвете лет от своего ненормального образа жизни. Под лежачий камень вода не течет — это правда.

Слайд 46

В повести Булгакова профессор очеловечивает бродячего пса Шарика, надеясь вырастить уникальную личность,

В повести Булгакова профессор очеловечивает бродячего пса Шарика, надеясь вырастить уникальную личность,
пересадив животному гипофиз недавно умершего человека из низших слоев населения. В результате успешной операции Шарик действительно превращается в человека, но, к сожалению, вместо чистого листа, Преображенский получает уже готового индивида, в точности копирующего скверный характер донора Клима Чугункина. Новоиспеченный член общества приносит профессору и его окружению только проблемы, что и побудило Преображенского решиться на обратную операцию.
Для того чтобы зваться человеком недостаточно иметь человеческий облик – вот в чем мораль повести. А также в том, что вмешательство в природу не всегда оправдано, и часто – опасно. Профессор сумел исправить свои ошибки, доказав, что способность ошибаться никак не зависит от возраста и знаний, а является неотъемлемой частью жизненного пути человека.

М.А. БУЛГАКОВ “СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ”

Слайд 47

 А.П.ЧЕХОВ “ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ”

«Человек в футляре» — пример выбора жизни

А.П.ЧЕХОВ “ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ” «Человек в футляре» — пример выбора жизни закрытой
закрытой и замкнутой. Главный герой А. П. Чехова не может наслаждаться жизнью, так как добровольно отказывается от её радостей. Беликову спокойнее, когда жизнь не преподносит сюрпризов, всё происходящее спланировано. Любое отступление от установленных правил способно серьёзно повлиять на психику таких людей. В случае с Беликовым всё заканчивается ещё трагичнее — он умирает.

Слайд 48

А.С.ПУШКИН “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

На Евгения Онегина из одноимённого романа А. С. Пушкина,

А.С.ПУШКИН “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” На Евгения Онегина из одноимённого романа А. С. Пушкина,
влияет не собственный выбор, а предполагаемое наследство. Но его не устраивает беззаботная жизнь, в которой место есть только балам, да, любовным утехам. Он отвергает светскую жизнь, нормы морали, принятые в обществе того времени. За ним закрепляется слава чудака. И всё же Онегин не прекращает поиск жизненных ценностей, целей.

Слайд 49

А.Н. РАДИЩЕВ, «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ».

Многие люди хотят расширить свой кругозор

А.Н. РАДИЩЕВ, «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ». Многие люди хотят расширить свой
и получить уникальные знания о мире в путешествии. Туризм является уникальной возможностью обогатить эрудицию. Это доказывает пример Александра Радищева. Будучи богатым дворянином, он не знал, как в действительности живет русский народ. Поэтому он предпринял героическое усилие — отправился на перекладных в Москву, что в его времена было нелегким делом, ведь на лошадях это расстояние преодолеть очень долго и трудно. В поездке он увидел реальное положение дел: простые жители деревень голодали, прозябали в нищете и невежестве, всецело зависели от тирании вышестоящего начальства. Один крестьянин рассказал, что 6 дней работал на барщине, и лишь седьмой мог посвятить работе на себя и содержанию семьи. Радищев был так опечален увиденным, что винил себя в том, что имеет слуг и крепостных. Путешествие открыло ему глаза на положение народа и не только ему. Вся интеллигенция того периода болезненно восприняла открытие автора. Поэтому люди стремятся ездить по миру и узнавать его лучше, чтобы иметь максимально полную картину, как все происходит на самом деле.

Слайд 50

А.С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»

А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал

А.С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА» А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»
благотворное влияние путешествий на личность: главный герой стал намного умнее и добродетельнее своего прежнего окружения, ведь получил новый опыт и новые знания за границей. Раньше Чацкий был частью фамусовского общества, гостил у Павла Афанасьевича и не видел истинной сущности московского дворянства. Он, как и все, принимал действительность в России такой, какой она была. Но увидев иностранные достижения, иную культуру и среду, Александр понял, что его страна идет по ложному пути. Сравнение показало ему, что Россия серьезно отстает от западных государств, а правящая элита стремится лишь к разграблению ее богатств. Чацкий осознал вред крепостного права, безнравственность панибратства на службе, глупость поклонения перед всем иностранным. А его окружение за эти годы никак не изменилось, все люди остались на том же уровне. Это свидетельствует о том, что путешествия и правда делают человека совершеннее.

Слайд 51

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» подтвердил точку зрения

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» подтвердил точку
многих современных людей о том, что развиваться и учиться новому необходимо на протяжении всей жизни. Главная героиня, сбежав из дома и спасшись от корыстной матери, могла бы удовлетвориться ролью скромной помощницы Лопухова. Однако Вера поняла, что ей необходимо стать достойной его поддержки. Она начала обучаться и со временем смогла создать швейную мастерскую, где каждая работница получала процент от доли успеха предприятия. Это нововведение позволило десяткам других девушек спастись от позорной эксплуатации и развращения. Они смогли обеспечить себя честным трудом. Казалось бы, такое достижение дает право на отдых, но Вера не ограничилась им. Она получила медицинское образование и стала совершенствовать свою интеллектуальную подготовку. Она обрела счастье с Александром Кирсановым и осталась подругой Дмитрия Лопухова, и в этом выборе тоже раскрывается степень ее зрелости: Вера не удовлетворилась благодарностью, она нашла настоящую любовь. Весь ее жизненный путь — это стремление к личностному росту, которое постоянно мотивировало ее на достижения.

Слайд 52

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «ВАСИЛИЙ ТЁРКИН»

А.Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин» доказал, что человек

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ «ВАСИЛИЙ ТЁРКИН» А.Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин» доказал, что
не всегда находит призвание там, где рождается. Порой он нужнее где-то в другом месте, ведь судьба непредсказуема. Так, Василий Теркин родился в деревне под Смоленском, но воевал совсем в других областях, потому что его часть была нужна там, где проходили ожесточенные бои за еще не занятые земли. Василий очень сожалеет, что не может биться за родное село, что не использует свое исключительное знание местности, что оставил дом на разграбление врагу. Но его миссия продумана вышестоящими людьми, и его силы понадобились на другом краю русской земли. Он освободил других соотечественников, как и его земляков освободили другие солдаты. Но всех их связывает одно дело, одна страна, и совершенно не важно, родную деревню героя отстоял не он лично. Так что пригодиться человек может в любом месте, ведь у нас очень большая Родина.

Слайд 53

А.П. ЧЕХОВ «ДАМА С СОБАЧКОЙ»

А.П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой» описал

А.П. ЧЕХОВ «ДАМА С СОБАЧКОЙ» А.П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой»
тернистый путь к личному счастью. Главным героям пришлось переосмыслить свои взгляды на мир и преодолеть неуверенность в себе, чтобы обрести шанс на настоящую любовь. Анна и Дмитрий пошли против предрассудков — своих и чужих. Анна поняла, что в близости с Гуровым совершила не измену или грех, а познание своих истинных чувств. Она смогла принять, что не любит мужа и не хочет больше жить во лжи. Дмитрий признал, что зря думал о женщинах так пренебрежительно и напрасно жил с нелюбимой. Он также осознал, что жил пустой и суетной жизнью, где не было места его истинным потребностям и склонностям. Филолог зря пошел работать в банк, юноша ошибся, женившись так рано и не по любви. С признания ошибок начался путь к счастью — борьбе за свою любовь, за право быть вместе.

Слайд 54

А.П. ЧЕХОВ «КРЫЖОВНИК»

А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» описал путь к цели, который

А.П. ЧЕХОВ «КРЫЖОВНИК» А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» описал путь к цели,
вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Но он был всего лишь мелким чиновником. Дабы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели он даже решился на подлость: женился на расчету на некрасивой вдове с капиталом. Николай Иванович положил ее на алтарь своей мечты, и вскоре вдова зачахла от скаредности мужа. И вскоре герой смог реализовать свои планы, правда, речка возле барского дома была кофейного цвета из-за близкого соседства с заводами, но хозяина это не смущало. Он пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Однако его брату довольство и сытость Николая показались ужасно эгоистичными и достойными презрения, ведь под их влиянием герой деградировал. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.

Слайд 55

А.П. ЧЕХОВ «СТЕПЬ»

А.П. Чехов в повести «Степь» описал первые шаги маленького Егора

А.П. ЧЕХОВ «СТЕПЬ» А.П. Чехов в повести «Степь» описал первые шаги маленького
к большой цели. В первой главе мы видим растерянность и слезы ребенка: ему непросто дается этот шаг в неизвестность. Он не хочет расставаться с мамой и ехать в гимназию, где все чужие. Дядя не поддерживает мальчика и даже предлагает ему вернуться, его раздражают детские слезы. Но Егор успокаивается, ведь осознает, что ехать нужно, раз мама велела и обо всем договорилась. Прощание с родными местами оставляет осадок на душе, щиплет глаза, но эти шаги Егор все-таки сделал. Он приезжает в новый город и побеждает свой страх, чтобы поступить в гимназию и выйти на большую дорогу жизни, где человека с образованием ожидают новые перспективы и возможности. 

Слайд 56

В.Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»

В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» описывает мальчика, который,

В.Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ» В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» описывает мальчика,
по мнению окружения, уже давно сбился с пути истинного. Вася был ребенком из приличной семьи, сыном судьи, но весь день проводил на улице среди беспризорников. Такая компания закрепила за героем дурную славу. Но Вася твердо знал, что люди ошибаются, ведь бездомные дети не такие плохие, как о них говорят. Валя — добрый мальчик, который заботится о сестре и ворует только для того, чтобы утолить голод и спасти Марусю. Эти ребятишки научили Васю отзывчивости, доброте и ответственности. У них был богатый жизненный опыт, который  показал Васе, что обеспеченные люди закрывают глаза на правду и не желают обращать внимание на тех, кто оказался на улице не по своей вине. Общение с беспризорниками помогло Васе найти свой жизненный путь, а не сбило его с курса. Оно открыло ему глаза на проблемы, которые ему предстояло решить во взрослой жизни.

Слайд 57

М.А. ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показывает, как путешествие

М.А. ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показывает, как
расширяет кругозор личности и меняет ее мировоззрение. Григорий Мелехов был казаком и всю жизнь провел в родной станице. В ту пору хлеборобам было не до туризма: работа за выживание занимала все время, да и денег не было лишних. Поэтому Григорий был ограниченным и необразованным человеком. Но война заставила казака повидать мир. После ранения он отправился в Москву на лечение и впервые увидел большой город. Новые знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной и незрелой. Он убедился, что войну затевают господа, которые сами бороться не идут, а посылают тех, кто от них зависит. Простым людям нечего делить друг с другом. Зато богачи стремятся захватить капиталы и власть. Мелехов проникается идеями социализма и возвращается домой совсем другим человеком — более развитым и независимым. Он узнал окружающий мир намного лучше.

Слайд 58

М. ГОРЬКИЙ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» доказал, что люди

М. ГОРЬКИЙ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» доказал, что
могут достичь любых целей, если будут предпринимать реальные шаги для их достижения. Так, пока соплеменники отчаивались и кляли судьбу, не решаясь двигаться на выход из чащи, Данко решил, что необходимо браться за дело и добиваться решения проблемы. Он призвал народ идти за ним и не бояться. Люди прислушались к лидеру и отправились в путь. Только благодаря нему они, наконец, сдвинулись с мертвой точки. В дороге они устали, отчаялись и выплеснули злобу на предводителя, но Данко все равно смог их спасти, вынув горящее сердце из груди и осветив путь. Как бы люди не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным им на достижение успеха.

Слайд 59

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ

Слайд 60

Зачем люди отправляются в путешествие?
Зачем же люди отправляются в путешествие? Конечно, каждый

Зачем люди отправляются в путешествие? Зачем же люди отправляются в путешествие? Конечно,
по-своему ответит на данный вопрос, но на мой взгляд, существует несколько причин. Первая – это отдых, смена привычной обстановки и посещение новых мест мира. Другая же причина более сложная: путешествие может помочь переосмыслить себя и свои жизненные ценности.
За примерами обратимся к произведениям художественной литературы. Так, в повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» трое лондонских холостяков Джей, Гаррис и Джордж решают отправиться в двухнедельное плавание по Темзе вместе с фокстерьером Монморенси. Автор чётко объясняет цель их путешествия – во-первых, отдых от монотонной городской жизни и восстановление пошатнувшегося здоровья, во-вторых, это единственный способ, с помощью которого можно хоть как-то скрасить пустое времяпровождение. Во время плавания герои попадают в различные комические ситуации, с ними происходит очень много забавных историй. Однако они остаются в полном восхищении от вояжа, ведь им выпала уникальная возможность насладиться красотами и пейзажами величественной реки.

Слайд 61

Более серьёзное во всех его смыслах путешествие, способное кардинально изменить мировоззрение человека,

Более серьёзное во всех его смыслах путешествие, способное кардинально изменить мировоззрение человека,
описано в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». Раньше главный герой Чацкий был частью фамусовского общества и не мог осознать истинную сущность московского дворянства. Однако после путешествий по западным государствам он полностью изменил мнение не только о своём окружении, но и о России в целом. Чацкий понял, что для страны характерна серьёзная отсталость, а правящая элита способна только на разграбление богатств. Автор заостряет внимание на том, что главный герой полностью переосмыслил себя и стал намного умнее своего прежнего окружения.
Подводя итоги сказанному, мы приходим к выводу: с одной стороны, путешествие – это способ отвлечься от монотонной рутины, а с другой – это источник духовного обогащения и поиск нового «Я».

Слайд 62

ТЕМА СОЧИНЕНИЯ: "ЧТО ЗНАЧИТ «ИДТИ СВОЕЙ ДОРОГОЙ»?"

Что значит «идти своей дорогой»? Конечно, ответ

ТЕМА СОЧИНЕНИЯ: "ЧТО ЗНАЧИТ «ИДТИ СВОЕЙ ДОРОГОЙ»?" Что значит «идти своей дорогой»?
на этот вопрос может быть неоднозначен, так как каждый человек определяет значение этой фразы по-своему. На мой взгляд, смысл данной фразы заключается в упорном преследовании своей цели, несмотря на возможные неудачи. Людям, «идущим своей дорогой», присуще такое качество, как целеустремленность. Это, прежде всего, упорство, решительность, огромная сила воли, умение идти к своей цели, не оглядываясь назад, не поддаваясь влиянию чужого мнения. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль, обратимся к произведению А. П. Платонова «Песчаная учительница». Главная героиня рассказа Мария Нарышкина окончила педагогические курсы и отправилась на работу в село Хошутово, полностью занесенное песком. В селе царит нищета, причиной которой и являются песчаные бури. Двадцатилетняя Мария решает помочь селу, начав борьбу с песками. Написав заявление в окружной отдел народного образования, девушка отправилась в округ, где ей лишь «посочувствовали». Предложение Марии Нарышкиной не было одобрено, однако девушка не отчаивалась. Несмотря на сомнение округа в успехе затеи Нарышкиной, Мария не опустила руки и не бросила начатое. Спустя время ее работа принесла плоды. Конечно, девушке было непросто уговорить крестьян посодействовать ей в этом деле, однако это не было преградой для Марии. Так, несмотря на мнение округа и крестьян, героине рассказа удалось совершить затеянное. Мария Нарышкина является ярким примером целеустремленного, решительного человека, который идет на все ради достижения своей цели.