Занятие 9. Орфоэпические нормы

Содержание

Слайд 2

Орфоэпические нормы

Ударение – это произношение гласного в одном из слогов с

Орфоэпические нормы Ударение – это произношение гласного в одном из слогов с
большей силой и длительностью.
Ударение пришло вместе с запятой в XV веке от задунайских славян. Уже в древних рукописных текстах появился знак ударения. Обозначение простое – это наклонная палочка сверху вниз. Знак, действительно, похож на молоточек, который требует произносить ударный слог сильнее, звонче.
В русском языке оно может падать на любой слог в слове, а в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание. Например: Окна – окнО. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

Слайд 3

Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы

Слайд 4

Орфоэпические нормы

Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный +

Орфоэпические нормы Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный +
epos — речь) - раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение.
Орфоэпические нормы подразумевают под собой:
- нормы произношения гласных звуков,
- нормы произношения согласных звуков,
- нормы произношения заимствованных слов,
- нормы произношения отдельных слов разных частей речи, а также формы слов.

Слайд 5

Правила постановки ударения в именах существительных

В формах именительного падежа множественного числа окончание

Правила постановки ударения в именах существительных В формах именительного падежа множественного числа
-ы является безударным.
Например: аэропОрты, тОрты, лИфты, бАнты, крАны, лЕкторы, шАрфы.
В существительных иностранного происхождения ударение, как правило, падает на последний слог.
Например: агЕнт, алфавИт, дефИс, диспансЕр, докумЕнт, жалюзИ, каталОг, некролОг, квартАл, партЕр, апострОф, процЕнт, цемЕнт, экспЕрт, фетИш. НО: фОрзац, факсИмиле.

Слайд 6

Правила постановки ударения в именах существительных

Часто в производных словах сохраняется ударение от

Правила постановки ударения в именах существительных Часто в производных словах сохраняется ударение
производящих слов.
Например: вероисповЕдание - исповЕдаться, договорЁнность, договОр - договорИться,
намЕрение - мЕра, обеспЕчение - обеспЕчить, аристокрАтия - аристокрАт, знАмение - знАмя.

Слайд 7

Правила постановки ударения в именах существительных

В существительных с частью -ЛОГ ударение падает

Правила постановки ударения в именах существительных В существительных с частью -ЛОГ ударение
на последний слог, если существительное обозначает неодушевлённый предмет .
Например: каталОг, монолОг, диалОг, некролОг. ИСКЛЮЧЕНИЕ: анАлог.
В существительных с частью -ЛОГ ударение падает на середину слова, если существительное обозначает профессию человека.
Например: физиОлог, астрОлог, отолярингОлог, психОлог.
В существительных с частью -ПРОВОД ударение падает на последний слог.
Например: водопровОд, бензопровОд, мусоропровОд, путепровОд.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: магнИтопрОвод, элеЕктропрОвод.

Слайд 8

Правила постановки ударения в именах прилагательных

Ударный слог полной формы ряда прилагательных остаётся

Правила постановки ударения в именах прилагательных Ударный слог полной формы ряда прилагательных
ударным и в краткой форме:
красИвый - красИв - красИва - красИво - красИвы; о немЫслимый - немЫслим - немЫслима - немЫслимо - немЫслимы.
У некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и множественного числа и на окончание в форме женского рода:
прАвый - прав - прАво - прАвы - правА; о сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; о стрОйный - стрОен - стрОйно - стрОйны - стройнА.

Слайд 9

Правила постановки ударения в именах прилагательных

Если ударение в краткой форме женского рода

Правила постановки ударения в именах прилагательных Если ударение в краткой форме женского
падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее-:
сильнА - сильнЕе, больнА - больнЕе, живА - живЕе, стройнА - стройнЕе, правА - правЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе:
красИва - красИвее, печАльна - печАльнее, протИвна - протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Слайд 10

Правила постановки ударения в именах прилагательных

У полных прилагательных современная тенденция в постановке

Правила постановки ударения в именах прилагательных У полных прилагательных современная тенденция в
ударения на суффикс или окончание.
кедрОвый, оптОвый, джинсОвый, заводскОй.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: слИвовый, грУшевый, кУхонный, подрОстковый.

Слайд 11

Правила постановки ударения в глаголах

Ударение в прошедшем времени глагола обычно падает на

Правила постановки ударения в глаголах Ударение в прошедшем времени глагола обычно падает
тот же слог, что и в неопределённой форме:
сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла, прЯтать - прЯтала, начинАть - начинАла.

Слайд 12

Правила постановки ударения в глаголах

Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300)

Правила постановки ударения в глаголах Вместе с тем группа употребительных глаголов (около
подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода прошедшего времени переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др.:
жить - жил - жИло - жИли, но жилА; ждать - ждал - ждАло - ждАли, но ждалА; о лить - лил - лИло - лИли, но лилА.
Аналогично произносятся и производные глаголы (прожИть, забрАть, допИть, пролИть и т. п.).

Слайд 13

Правила постановки ударения в глаголах

Примечание:
Исключение составляют глаголы прошедшего времени женского рода с

Правила постановки ударения в глаголах Примечание: Исключение составляют глаголы прошедшего времени женского
приставкой вы-, которая перетягивает ударение на себя:
вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать - вЫзвала.
У глаголов класть, красть, слать, послать, отослать, положить ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе:
крАсть - крАлась, подкрАсться - подкрАлась; о клАсть - клАла, положить - положила.

Слайд 14

Правила постановки ударения в глаголах

Примечание:
Ударение в глаголе звонить и образованных от него

Правила постановки ударения в глаголах Примечание: Ударение в глаголе звонить и образованных
приставочным способом глаголах позвонить, перезвонить, а также в глаголе включить при спряжении падает на окончание:
звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт; о позвонИшь, позвонИт, позвонИм, позвонИте, позвонЯт;
включИть — включУ, включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт.

Слайд 15

Правила постановки ударения в глаголах

Примечание:
Аналогичным образом ударение ставится и в некоторых других

Правила постановки ударения в глаголах Примечание: Аналогичным образом ударение ставится и в
глаголах на -ить:
углубИть — углубИт —углубИл; укрепИть — укрепИт; вручИть — вручИт; приручИть — приручИт; облегчИть — облегчИт — облегчИл; ободрИть — ободрИт — ободрИл; обострИть — обострИт; убыстрИть — убыстрИт; одолжИть — одолжИт; повторИть — повторИт; наделИть — наделИт; окружИть — окружИт; возбудИть — возбудИт;сорИть — сорИт; щемИть — щемИт; долбИть — долбИт; сверлИть — сверлИт; накренИть — накренИт и кренИться — кренИтся; косИться (на кого-то) — косИтся; кровоточИть — кровоточИт— кровоточИл.

Слайд 16

Правила постановки ударения в глаголах

Примечание:
Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с

Правила постановки ударения в глаголах Примечание: Довольно часто в возвратных глаголах (в
невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться - началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; о принЯться - принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Слайд 17

Правила постановки ударения в глаголах

Часто колебания ударения наблюдаются в глаголах с

Правила постановки ударения в глаголах Часто колебания ударения наблюдаются в глаголах с
суффиксом —ировать.
При их спряжении ударение падает на гласный и (традиционная грамматика) : приватизировать, позировать, конструировать, паразитИровать.конструИровать - конструирую, конструируешь, конструирует и т. д.
Есть ряд глаголов с суффиксом —ировАть , в которых ударение падает на последний гласный - а. И при спряжении этих глаголов ударение всегда приходится на личные окончания (современная грамматика): бомбардировАть, бронировАть (покрывать броней), гофрировАть, гравировАть, гримировАть, группировАть, костюмировАть, маркировАть, нормировАть, пломбировАть, премировАть, сформировАть.

Слайд 18

Правила постановки ударения в причастиях

Если ударение в полной форме причастий падает на

Правила постановки ударения в причастиях Если ударение в полной форме причастий падает
суффикс -ённ-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание:
проведЁнный - проведЁн, проведенА, проведенО, проведенЫ;
завезЁнный - завезЁн, завезенА, завезенО, завезенЫ.

Слайд 19

Правила постановки ударения в причастиях

Произношение полных причастий с суффиксом -т-.
Если суффиксы

Правила постановки ударения в причастиях Произношение полных причастий с суффиксом -т-. Если
неопределённой формы глагола, от которого образовано причастие, - о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог назад, к началу слова.
полОть - пОлотый;
колОть - кОлотый;
согнУть - сОгнутый;
завернУть - завЁрнутый.

Слайд 20

Правила постановки ударения в деепричастиях

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге,

Правила постановки ударения в деепричастиях Деепричастия часто имеют ударение на том же
что и в неопределённой форме соответствующего глагола:
задАть - задАв; залИть - залИв; занЯть - занЯв; начАть - начАв; поднЯть - поднЯв;
пожИть — пожИв; положить - положИв; понЯть - понЯв; предАть - предАв; предпринЯть - предпринЯв; прибЫть - прибЫв; принЯть - принЯв; продАть - продАв; пропИть - пропИв; создАть - создАв.

Слайд 21

Прочитайте текст, правильно поставьте ударение в выделенных словах

Бабу-Ягу одолел недуг: заболел запломбированный

Прочитайте текст, правильно поставьте ударение в выделенных словах Бабу-Ягу одолел недуг: заболел
зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свеклы и вяленой камбалы, влила щавелевого сока, добавила щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. Вот, наконец, всё было готово. Баба-Яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала тефтели вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера».

Орфоэпические нормы