А.А.Ахматова и А.А.Блок.

Содержание

Слайд 2

Возрастная категория: 13 – 14 лет.
Поэтесса – 83%
Вечность, вера – 38%
Война –

Возрастная категория: 13 – 14 лет. Поэтесса – 83% Вечность, вера –
24%
Возрастная категория: 15 - 17 лет.
Поэтесса – 68%
Любовь, романтика – 23%
Акмеизм – 16%
Возрастная категория: 18 - 25 лет.
Пессимизм – 65%
Поэтесса – 61%
Петербург – 54%

С чем у Вас ассоциируется имя Анны Ахматовой?

Слайд 3

С чем у Вас ассоциируется имя Александра Блока?

Возрастная категория: 13 – 14

С чем у Вас ассоциируется имя Александра Блока? Возрастная категория: 13 –
лет.
Поэт – 97%
Серьезность – 31%
«Ночь. Улица…» - 21%
Возрастная категория: 15 – 17 лет.
Поэт – 39%
Поэма «12» - 23%
Родина – 13%
Возрастная категория: 18-25 лет.
Революционер – 61%
Символист – 58%
Поэма «12» - 18%

Слайд 4

Что, по-вашему, могло связывать этих двух великих поэтов?

Возрастная категория: 13-14 лет.
Великие писатели

Что, по-вашему, могло связывать этих двух великих поэтов? Возрастная категория: 13-14 лет.
– 90%
Дружба – 41%
Жили в одно время – 24%
Возрастная категория: 15-17 лет.
Творчество – 38%
Отношения (дружба, любовь) – 32%
Общее направление в поэзии – 16%
Возрастная категория: 18-25 лет.
Дружба – 65%
Петербург – 58%
Поэзия – 50%

Слайд 5

Итоги опроса:

Имя Анны Ахматовой ассоциируется с:
Поэтесса – 83%
Пессимизм – 65%
Петербург – 54%
Имя

Итоги опроса: Имя Анны Ахматовой ассоциируется с: Поэтесса – 83% Пессимизм –
Александра Блока ассоциируется с:
Поэт – 97%
Революционер – 61%
Символист – 58%
По мнению большинства опрошенных, этих двух великих людей объединяло:
1) Великие писатели – 90%
2) Дружба – 65%
3) Петербург – 58%

Слайд 6

Опрос провели:

Белова Екатерина
Воробьева Ирина
Карамышева Юлианна
Кочнева Кристина
Титова Юлия

Опрос провели: Белова Екатерина Воробьева Ирина Карамышева Юлианна Кочнева Кристина Титова Юлия

Слайд 7

Тревожит:

Анна Ахматова - поэтесса
Александр Блок - революционер
Великие писатели

Тревожит: Анна Ахматова - поэтесса Александр Блок - революционер Великие писатели

Слайд 8

Радует:

1.Поэты Петербурга
2.Александр Блок – символист

Радует: 1.Поэты Петербурга 2.Александр Блок – символист

Слайд 9

Цель урока:

Попытаться понять, существовал ли творческий диалог между Анной Ахматовой и Александром

Цель урока: Попытаться понять, существовал ли творческий диалог между Анной Ахматовой и
Блоком и в чем его смысл?

Слайд 10

Цель урока: попытаться понять,существовал ли творческий диалог между А.Ахматовой и А.Блоком и в

Цель урока: попытаться понять,существовал ли творческий диалог между А.Ахматовой и А.Блоком и
чём его смысл; Задачи урока:
- исследовать тексты А.Ахматовой и А.Блока,дать им истолкование;
- развитие творческих способностей,речи,
совершенствование исследовательских и коммуникативных умений;
- приобщение к культуре,формирование вкуса,разви-
тие потребности читать,мыслить,творить.

Слайд 11

А.Блок «Анне Ахматовой»
(«Красота страшна»-Вам скажут…»)
16 декабря 1913 г.
А.Ахматова «Александру

А.Блок «Анне Ахматовой» («Красота страшна»-Вам скажут…») 16 декабря 1913 г. А.Ахматова «Александру
Блоку»
(«Я пришла к поэту в гости…»)
Январь 1914 г.

А.Блок «Анне Ахматовой»
(«Красота страшна»-Вам скажут…»)
16 декабря 1913 г.
А.Ахматова «Александру Блоку»
(«Я пришла к поэту в гости…»)
Январь 1914 г.

Слайд 12

Параметры сравнения.

1.Читательское впечатление.
2.Ассоциации,связанные у поэта с адресатом стихотворения.
3.«Время и пространство» в стихотворении.
4.

Параметры сравнения. 1.Читательское впечатление. 2.Ассоциации,связанные у поэта с адресатом стихотворения. 3.«Время и
Особенности рифмовки стихотворения.

Слайд 13

Александр Блок
* * *
Анне Ахматовой.
«Красота страшна» — Вам

Александр Блок * * * Анне Ахматовой. «Красота страшна» — Вам скажут,
скажут, —
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан — в волосах.
«Красота проста» — Вам скажут, —
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан — на полу.
Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:
«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна».
16 декабря 1913 г.

Слайд 14

Фото М.Наппельбаума


Фото М.Наппельбаума

Фото М.Наппельбаума Фото М.Наппельбаума

Слайд 15

Анна Ахматова
* * *
Александру Блоку.
Я пришла к поэту

Анна Ахматова * * * Александру Блоку. Я пришла к поэту в
в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Январь 1914

Слайд 16

Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А

Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в комнате
за окнами мороз.


Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

«Александру Блоку»
Январь,1914 г.

К.А.Сомов «Портрет Блока»

Слайд 17

О.Кипренский
1827 г.

О.Кипренский
1827 г.

О.Кипренский 1827 г. О.Кипренский 1827 г.

Слайд 18

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и

У него глаза такие, Что запомнить каждый должен, Мне же лучше, осторожной,
вовсе не глядеть.

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Слайд 19

Офицерская, 57 (Декабристов)

…В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.

Офицерская, 57 (Декабристов) …В доме сером и высоком У морских ворот Невы.

Слайд 20

Александр Блок * * * Анне Ахматовой. «Красота страшна» — Вам

Александр Блок * * * Анне Ахматовой. «Красота страшна» — Вам скажут,
скажут, — Вы накинете лениво Шаль испанскую на плечи, Красный розан — в волосах. «Красота проста» — Вам скажут, — Пестрой шалью неумело Вы укроете ребенка, Красный розан — на полу. Но, рассеянно внимая Всем словам, кругом звучащим, Вы задумаетесь грустно И твердите про себя: «Не страшна и не проста я; Я не так страшна, чтоб просто Убивать; не так проста я, Чтоб не знать, как жизнь страшна». 16 декабря 1913 г.

Анна Ахматова
* * *
Александру Блоку.
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Январь 1914

Слайд 21

М.А.Врубель «Портрет Любатович в роли Кармен»

Испанская шаль и красный розан рисуют перед

М.А.Врубель «Портрет Любатович в роли Кармен» Испанская шаль и красный розан рисуют
нами образ Кармен.

М.А.Врубель «Портрет Любатович в роли Кармен»

Слайд 22

В это время А. Блок встречался с артисткой Театра музыкальной драмы Л.А.

В это время А. Блок встречался с артисткой Театра музыкальной драмы Л.А.
Дельмас, известной исполнительницей роли Кармен в опере Бизе. Следствием этого романа явился стихотворный цикл «Кармен» 1914 года, посвященный Дельмас. Возможно, А. Ахматова тоже участвовала в формировании образа Кармен у Блока.

Слайд 23

Мадригал.

Фр. madrigal, итал. Madrigale;
в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент

Мадригал. Фр. madrigal, итал. Madrigale; в классической поэзии небольшое по объёму лирическое
даме, стихотворение хвалебного содержания.

Слайд 24

Романсеро.

Размер испанского романсеро в русской переработке -четырехстопные хореи без рифм со

Романсеро. Размер испанского романсеро в русской переработке -четырехстопные хореи без рифм со
строфическим чередованием трех стихов с женским и одного с мужским окончанием.
Женское окончание-ударение на предпоследнем слоге в строке.
Мужское окончание-ударение на последнем слоге в строке.

Н.Гончарова «Испанка»

Слайд 25

Цель урока:

Попытаться понять, существовал ли творческий диалог между Анной Ахматовой и Александром

Цель урока: Попытаться понять, существовал ли творческий диалог между Анной Ахматовой и
Блоком и в чем его смысл?

Слайд 26

Итоги сопоставления:

1.Ответ Ахматовой не является ответом в прямом смысле на тему, заданную

Итоги сопоставления: 1.Ответ Ахматовой не является ответом в прямом смысле на тему,
Блоком,ахматовское послание вступает в диалог с блоковским.
2.Видно влияние творчества Блока на Ахматову: Ахматова копирует у Блока манеру письма (размер испанского романсеро), послание Ахматовой - вторичный текст по отношению к блоковскому. И строго совпадающая структура стиха, и одинаковое количество строф выбраны автором сознательно. Если беседа, состоявшаяся между Ахматовой и Блоком, была диалогом мужчины и женщины,диалогом двух поэтов,то стихи вступают в диалог со стихами, так сказать, на равных.
3.Очевиден контраст худож.методов:романтическую экзотику Блока Ахматова заменила реалистической картиной русской зимы.
4.Ощущается противопоставление «цветистости» и экспрессивности блоковского стихотворения простоте,естественности и «молчаливости» ахматовского,полного недомолвок и умолчаний.

Слайд 27

Рефлексия.

1.Достигли ли мы цели урока?
2.Оцените своё участие в достижении цели урока?
3.Получили ли

Рефлексия. 1.Достигли ли мы цели урока? 2.Оцените своё участие в достижении цели
Вы в ходе урока новые знания,умения,навыки?

Слайд 28

Домашнее задание.


Существовал ли творческий диалог между А.Ахматовой и О.Мандельштамом и в

Домашнее задание. Существовал ли творческий диалог между А.Ахматовой и О.Мандельштамом и в
чём его смысл? (эссе)
Подберите стихотворения для анализа,подготовьте их выразительное чтение.
Имя файла: А.А.Ахматова-и-А.А.Блок..pptx
Количество просмотров: 139
Количество скачиваний: 0