Анабаптисты - участники радикального религиозного движения эпохи Реформации (XVI столетие)

Содержание

Слайд 2

Анабаптисты-название участников радикального религиозного движения эпохи Реформации (XVI столетие) в основном в Германии, Швейцарии, Нидерландах, полученное ими

Анабаптисты-название участников радикального религиозного движения эпохи Реформации (XVI столетие) в основном в
от своих противников. Сами анабаптисты предпочитали называть себя «крещенцами», то есть «крещёнными» (нем. Täufer), подчёркивая крещение как сознательный выбор[2]. Движение было крайне неоднородным и варьировалось от близости к общепризнанной протестантской традиции Магистерской Реформации и даже католицизма у одних представителей, до весьма странных, порой радикально-сектантских проявлений у других. Проблема неоднородности усугубляется тем, что анабаптистами нередко называют все группы, составлявшие движение Радикальной Реформации (анабаптисты, спиритуалисты, социниане и другие), хотя историки, особенно в последнее время, предпочитают их различать[3].

Кто такие Анабаптисты

Слайд 3

Основным признаком движения стал призыв к повторному крещению в сознательном возрасте[4]. Представители

Основным признаком движения стал призыв к повторному крещению в сознательном возрасте[4]. Представители
радикальной части анабаптистов (многие из которых придерживались коммунистической идеи общности имущества, а некоторые и общности женщин) приняли участие в Крестьянской войне в 1524—1525, образовали Мюнстерскую коммуну 1534—1535, и в конце концов были уничтожены. Другая часть занимала более умеренные позиции, придерживалась пацифизма (Гребель, Симонс, Марпек) или даже сотрудничала с местными властями (Губмайер)[5]. Она сохранилась до настоящего времени в форме общин меннонитов, гуттеритов и амишей, кроме того к анабаптистам обычно относят братьев (данкеров). Идеи умеренных анабаптистов оказали влияние на формирование общин английских баптистов в Нидерландах в XVI веке.

Кто такие Анабаптисты

Слайд 4

Точное время появления анабаптистского движения определить так же сложно, как и само

Точное время появления анабаптистского движения определить так же сложно, как и само
движение[6]. Причиной этому несколько мест появления взглядов, впоследствии названных анабаптизмом. По мнению историков существует несколько независимых мест зарождения анабаптистских идей: Швейцария, Австрия, Рейнская область и Нидерланды[5][7].
Ряд источников называет началом движения выступление в Саксонии так называемого движения пророков Цвиккау[8][9]. Тогда суконщик из Цвиккау Николаус Шторх, знавший хорошо Св. Писание и, по мнению слушателей, озарённый наитием Св. Духа, вместе с Марком Штюбнером, бывшим студентом Виттенбергского университета, стал проповедовать новое учение, имевшее значительный успех. Позже лидирующее место в радикальном движении занял священник Томас Мюнцер, бывший в то время одним из соратников Лютера. Мюнцер придал движению значительный социальный оттенок.

История появления

Слайд 5

Однако, в большинстве своём историки предпочитают относить цвиккауское движение к общей категории

Однако, в большинстве своём историки предпочитают относить цвиккауское движение к общей категории
Радикальной Реформации, так как по целому ряду признаков, а в особенности из-за отсутствия основного пункта учения анабаптистов — принятия крещения в сознательном возрасте, возникают сложности в его идеологическом объединении с анабаптизмом, хотя определённый уровень влияния пророков из Цвиккау и Мюнцера на анабаптистское движение в целом — несомненен[3][10].
Началом же самого анабаптистского движения считается реформация в Швейцарии[3][6][10][11][12]. Точнее, непосредственным моментом появления анабаптистского движения, зародившегося в цвинглианстве, считается 1525 год, ставший годом окончательного разрыва между Цвингли и его бывшими соратниками Конрадом Гребелем, Георгом Блауроком, Михаелем Саттлером, Феликсом Манцем и их последователями. Поддерживая вначале критику Цвингли, направленную против нерешительности Лютера в реформировании Церкви, они, позже, направили эту же критику против самого Цвингли. Возглавил движение Швейцарских братьев (как они сами себя назвали), Конрад Гребель, сын влиятельного члена городского совета Цюриха и один из руководителей богословской школы, открытой Цвингли в Цолликоне, вблизи Цюриха. После бурных дебатов на синоде в Цюрихе, на котором Цвингли не смог переубедить своих бывших соратников, Гребель был публично (пере)крещен Георгом Блауроком, одним из бродячих отставных священников. Цвингли и городской совет Цюриха жёстко отреагировали на такие действия со стороны бывших соратников Цвингли, среди которых было немало приходских священников и ряд преподавателей библейской школы. В результате начавшихся преследований многие анабаптисты бежали в другие регионы империи: Эльзас, Пфальц, Тироль, Моравию и Нидерланды[13].

История появления

Слайд 6

Гонения и казни приводили перекрещенцев к ожиданию скорого наступления тысячелетнего царства Христова

Гонения и казни приводили перекрещенцев к ожиданию скорого наступления тысячелетнего царства Христова
на земле. Особенно напряжёнными эти хилиастические чаяния сделались около 1530 года, когда несколько пророков предсказывали скорую кончину мира. Особенно остро это учение выразилось в Нидерландах и Нижней Германии, где Мельхиор Хоффман распространял своё учение. Объявив себя пророком Илией, он предвещал Второе пришествие Христа в 1533 году, а Страсбург, по его мнению, должен был стать Новым Иерусалимом. Прибыв в Страсбург, Хоффман был арестован и заключён в тюрьму, где и умер. Под влиянием его взглядов образовалось движение мельхиоритов (иногда называемых хоффманитами), которые строго следовали хилиастическим взглядам. Из числа последних особенно выдвинулся харлемский булочник Ян Матис, назвавший себя Энохом и выславший двенадцать апостолов на проповедь.

Анабаптисты в Мюнстере

Слайд 7

Поднявшееся в Мюнстере социальное движение привело к революции. Ян Матис (Матисен) прибыл

Поднявшееся в Мюнстере социальное движение привело к революции. Ян Матис (Матисен) прибыл
в Мюнстер, совместно с Иоанном Лейденским, и возглавил движение. В городе было организовано теократическое государство в основе которого лежали коммунистические принципы общности имущества и социального равенства. Мюнстерский епископ несколько раз пытался вернуть город, однако католическо-протестантская коалиция смогла лишь подвергнуть город осаде. Даже несмотря на осаду послы от Матиса могли пробираться в другие города и распространять его воззвания. Во время одной из вылазок Матис был убит, и руководство движением перешло к Иоанну Лейденскому.

Анабаптисты в Мюнстере

Слайд 8

Лидеры

Бальтазар Губмайер — один из лидеров анабаптистов

Губмайер родился в скромной, не очень богатой

Лидеры Бальтазар Губмайер — один из лидеров анабаптистов Губмайер родился в скромной,
семье, для которой его поступление в Фрайбургский университет в 1503 году было большим достижением. Вскоре Губмайер приобрёл благосклонность у своего учителя, Иоганнеса Экка, который высоко ценил его способности. Их отношения стали настолько крепкими, что вскоре после переезда Экка в университет Ингольштадта, Губмайер последовал туда же, где получил свою докторскую степень по богословию в 1512 году. Уже в следующем году доктор Губмайер избирается проректором университета, однако в 1516 году оставляет должность и становится священником в кафедральном соборе Регенсбурга.
Имя файла: Анабаптисты---участники-радикального-религиозного-движения-эпохи-Реформации-(XVI-столетие).pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 2