Архитектурные памятники Астрахани

Содержание

Слайд 2

ПЛАН

1. Предисловие
2. Астраханский кремль
3. Успенский собор
4. Башня Спасо-Преображенского монастыря
5. Кондитерская Шарлау
6. Собор

ПЛАН 1. Предисловие 2. Астраханский кремль 3. Успенский собор 4. Башня Спасо-Преображенского
Святого Владимира
7. Чёрная мечеть

Слайд 3

Предисловие.

Астрахань- город удивительный, уникальный. Он возник в низовьях Волги, на реке по

Предисловие. Астрахань- город удивительный, уникальный. Он возник в низовьях Волги, на реке
которой издревле проходила культурная граница между Европой и Азией, между Западом и Востоком. Тысячи людей ежегодно посещают Астрахань, и наш город навсегда остаётся в их сердцах в образе яркого и жаркого летнего солнца над рекой, криков чаек, равномерного плеска речной волны, в образе шумных базаров и купеческих особняков на тихих тенистых набережных Кутума и Канала, в образе белоснежного Кремля и многоглавых соборов, в образе церквей и мечетей, тянущих к бездонному небу руки колоколен и минаретов.

Я хочу познакомить Вас с некоторыми историческими местами и достопримечательностями, рассказать о наиболее заметных и значительных зданиях и архитектурных ансамблях, которые формировали лицо города на протяжении последних 450-ти лет. Можно сказать, что Астрахани повезло и время её пощадило- планировка и застройка исторической части города сохранились до наших дней довольно хорошо. В этом заслуга многих поколений Астраханцев.

Слайд 4

Астраханский кремль.

Строительство Астраханского каменного кремля было начато в правление Ивана 4 Грозного

Астраханский кремль. Строительство Астраханского каменного кремля было начато в правление Ивана 4
в 1582 году, а завершено в правление сына Фёдора Иоанновича. В этот период организация производства кирпича в Астрахани представляла большую сложность, которая была связана с нехваткой топлива для его обжига. Поэтому решено было для строительства кремля использовать старый татарский кирпич-плинфу из развалин золотоордынских городов. «Ключаревская летопись» сообщает, что «кирпич приказано было брать с Ахтубы», разбирать остатки ханских дворцов и мечетей, «стены города, ставить в кремле выхода 8 башен, к наружному месту- большие, а где менее беды- поменьше, но чтобы все были о трёх бойницах. С выхода, где будет город, на восток, ставить выше и шире большую башню, чтобы можно было в ней проезжать, через указует ширины: город старый как стоял, так тут и ямы рыть, а что Бог даст, то хотели приумничать побольше, в кремле сделать два зелёных двора, а для белого города принесут чертёж…» Видимо, уже тогда планировали заменить деревянные стены острога на каменные стены Белого города, строительство которого начнётся только в 17 веке.
Возглавляли строительство Астраханского кремля московские мастера городового дела Михаил Иванович Вельяминов, Григорий Овцын и дьяк Дей Губастый.

Слайд 5

1.Новый каменный Астраханский кремль сохранил форму прямоугольного треугольника, направленного остриём на запад.

1.Новый каменный Астраханский кремль сохранил форму прямоугольного треугольника, направленного остриём на запад.
В общих чертах его стены и башни напоминали существовавшие в то время кремли центральной части Российского государства. И стены, и башни завершались двурогими зубцами- так называемым «ласточкиным хвостом». Зубцы были прорезаны печурами с бойницами-стрельницами навесного боя для стрельбы из пищалей.

2.Стены Астраханского кремля имели новейшую для того времени систему организации «огненного боя». В них, помимо традиционного нижнего пушечно-подошвенного боя, была устроена не применявшаяся ранее в русском крепостном зодчестве дополнительная линия среднего пищального боя. Прямолинейная форма кремлёвских стен давала возможность вести стрельбу из всех семи резко выдвинутых вперёд башен почти параллельно стенам.

Слайд 6

УСПЕНСКИЙ СОБОР.

Главный кафедральный собор кремля по праву считается одним из лучших

УСПЕНСКИЙ СОБОР. Главный кафедральный собор кремля по праву считается одним из лучших
образцов русского церковного зодчества начала 18 века. Поистине, Успенский собор- главное украшение, жемчужина Астрахани.
На месте Успенского собора стояли вначале церковь в честь Сретения иконы Владимирской Божьей Матери, затем одноэтажный каменный Успенский храм. При митрополите Сампсоне, в конце 17 века решено было построить новый кафедральный собор.
Архитектор получал плату чуть более рабочих. При этом все лепные и резные работы выполнялись по лекалам и моделям из дерева, которые изготовил Дорофей Мякишев собственноручно.
Основные каменные работы завершились к 1710 году. Собор увенчан пятью золочёными главами на небольших расписных барабанах. Они же, в свою очередь, покоятся на куполах барочной формы, покрытых железом. Купола завершали барабаны, выложенные из фасовочного кирпича; каждый барабан с восемью оконными проёмами. Вначале собор имен один большой купол. Но 10 июля 1702 года обрушился свод собора. Тогда Мякишев решил сделать собор пятиглавым, чтобы «разгрузить» арки перекрытия. Собор двухэтажный: верхний храм просторный и светлый, имеет два яруса окон, купол возлежит на четырёх стройных колоннах; нижний невысокий покоится на четырёх столпах, со всех сторон огорожен галереей-гульбищем. Мы знаем Успенский собор белоснежно-белым, но первоначально он был многоцветным: его стены были красными, наличники, окна, капители- белыми, а многочисленные детали обходной галереи- разноцветными. В нижние плоскости гигантских колонн были вмонтированы редкие иконы, обрамлённые цветами, листьями, изображениями мифических животных.
В полукруглых нишах над верхним карнизом собора располагаются живописные картины- сцены из земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы и апостолов.

Слайд 7

БАШНЯ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ.

Спасо-Преображенский монастырь располагался у северных границ Белого города, где впоследствии

БАШНЯ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. Спасо-Преображенский монастырь располагался у северных границ Белого города, где
пролегла улица Спасская ( современная ул. Молодой Гвардии). Первые постройки Спасо-Преображенского монастыря в Белом городе были возведены в 1597 году. Его территорию обнесли стенами и башнями. Дошедшая до наших дней единственная угловая башня монастыря была сооружена в 1607 году. Её ослепительно белый восьмигранник, украшенный поясами и вставками из полихромных изразцов и увенчанный шатром, теперь одиноко стоит в углу древнего квартала. Такие восьмигранные башни стали возводить на Руси в 16 веке взамен предшествовавшим им круглым. Завершает башню крутой каменный шатёр. Верх шатра венчает каменная голубая главка с флюгером в форме льва, которая установлена на глухом изящном барабанчике. Фигура льва, покрытая тонким слоем сусального золота, ярко горит в солнечные дни. Декоративные элементы, украшающие башню, характерны для архитектуры
Конца 16- начала 17 века. Барочная стилистика Спасской башни позволяет судить о характере монастырских построек начала 18 века.
Шатровая башня Спасо-Преображенского монастыря является великолепным памятником архитектуры средневекового зодчества юга России.

Слайд 8

КОНДИТЕРСКАЯ ШАРЛАУ

Двухэтажное сложное в плане здание, возведено в конце 19 века

КОНДИТЕРСКАЯ ШАРЛАУ Двухэтажное сложное в плане здание, возведено в конце 19 века
по проекту архитектора К.К. Домонтовича, представляет интерес как образец богатого городского особняка, выполнявшего одновременно жилую и торговую функции. Первый этаж дома занимала известная в городе кондитерская братьев Шарлау, наверху располагалась квартира хозяев заведения. С западной стороны к основному объёму примыкают хозяйственные корпуса.
Фасады оформлены в эклектичном стиле. Здание отличает использование многообразных лепных деталей. Фрагменты лепного декора сохранились как в интерьере бывшей кондитерской, так и в жилых помещениях.

Выразительный архитектурный силуэт постройки дополняют угловой квадратной башней, завершённой четырёхгранным куполом, несущим смотровую площадку. Активную роль в убранстве фасадов играет металлическая связь: оформлена смотровая площадка, металлическое ограждение имеет крыша. Изначально над южным порталом существовал изящный балкон.
Здание имеет и градостроительное значение- закрепляет древнюю планировку городского центра, располагаясь на южной границе Белого города.
В настоящее время используется по прямому назначению- здесь располагаются кондитерская и кофейня.

Слайд 9

СОБОР СВЯТОГО ВЛАДИМИРА

Один из красивейших храмов не только в Астрахани, но

СОБОР СВЯТОГО ВЛАДИМИРА Один из красивейших храмов не только в Астрахани, но
и в России построен в ознаменование 900-летия крещения Руси. Архитектура его выдержана в подражании древневизантийскому стилю.
Храм возводился на самой границе русской и татарской слобод и должен был служить, кроме всего прочего, миссионерским целям. И, как станет ясно из дальнейшего повествования, его можно считать символом характерной для Астрахани межрелигиозной приязни.
Храм строился на пожертвования горожан. Сооружение храма стало поистине общегородским, общенародным делом. Храм стоился и на копейки бедноты, и на тысячи купечества. Все работы производились под надзором городского архитектора Коржинского и продолжались около семи лет. К 1902 году все основные работы по строительству храма были завершены. Для участия в освящении храма в Астрахань был приглашён сам Иоанн Кронштадтский.
Во время революционных событий и мартовского рабочего восстания 1919 года Владимирский храм подвёргся немалым разрушениям от огня судов Волжско-Каспийской флотилии. Долгое время в советский период храм был кафедральным собором. После закрытия в 1939 году он чудом избежал уничтожения. В храме был устроен склад. В 60-х годах была предпринята вторая попытка сноса храма- и опять астраханцы возмутились этими замыслами. В 1967 году было вынесено решение о переоборудовании храма под автовокзал.
Лишь в 1999 году автовокзал был перенесён на Привокзальную площадь, а собор был возвращён Церкви. Освящение Владимирского храма состоялось в октябре 2002 года, когда Астрахань посетил Святейший Патриарх Алексий 2.

Слайд 10

ЧЁРНАЯ МЕЧЕТЬ.

На улице Зои Космодемьянской до наших дней сохранились остатки некогда знаменитой

ЧЁРНАЯ МЕЧЕТЬ. На улице Зои Космодемьянской до наших дней сохранились остатки некогда
Кара-мечети. Это была соборная мечеть Бухарского двора, в 1816 году перестроенная в камне.
При Чёрной мечети до революции существовали мадраса, мактаб для мужчин и мактаб для женщин. Мужское училище- мактаб Чёрной мечети, которым заведовал мулла Салих Алимбеков, было самым многолюдным в Астрахани по числу учащихся.

В 1930 году чёрная мечеть была закрыта, а её помещение было передано под школу. Впоследствии здание мечети было разрушено.
В 2005 году началось восстановление Чёрной мечети, которое должно завершить в 2008 году.

Имя файла: Архитектурные-памятники-Астрахани.pptx
Количество просмотров: 458
Количество скачиваний: 3