Архитектурный облик религиозных центров Магнитогорска

Содержание

Слайд 2

Православные храмы г.Магнитогорска

Соборная мечеть г.Магнитогорска

Свято-Никольская церковь
пос. Дзержинского

Михайло-Архангельская церковь
пос. Димитрова

Свято-Вознесенский

Православные храмы г.Магнитогорска Соборная мечеть г.Магнитогорска Свято-Никольская церковь пос. Дзержинского Михайло-Архангельская церковь пос. Димитрова Свято-Вознесенский собор
собор

Слайд 3

Михайло-Архангельская церковь

Южная сторона

Форма Базилика (корабль)

Северная сторона

Западная сторона

Восточная

Михайло-Архангельская церковь Южная сторона Форма Базилика (корабль) Северная сторона Западная сторона Восточная
сторона

Видеосъемка Михайло-Архангельской
была проведена до реконструкции
главного купола церкви
(купол храма покрыт золотом)

Слайд 4

Храм Святителя Николая Чудотворца

Форма Базилика (корабль)

Южная сторона

Восточная сторона

Храм Святителя Николая Чудотворца Форма Базилика (корабль) Южная сторона Восточная сторона Северная сторона Западная сторона

Северная сторона

Западная сторона

Слайд 5

Свято-Вознесенский собор

Форма Крест

Восточная сторона

Северная сторона

Южная сторона

Западная сторона

Свято-Вознесенский собор Форма Крест Восточная сторона Северная сторона Южная сторона Западная сторона

Слайд 6

Соборная мечеть

Форма девятиугольной звезды

Северная сторона

Южная сторона

Восточная сторона

Западная

Соборная мечеть Форма девятиугольной звезды Северная сторона Южная сторона Восточная сторона Западная сторона
сторона

Слайд 7

ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

Словарь архитектурных терминов

Храм

- культовое сооружение, предназначенное для совершения
богослужений и

ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА Словарь архитектурных терминов Храм - культовое сооружение, предназначенное для совершения
религиозных обрядов (церковь –это храм
в христианстве)

Разработанный на примерах
храмов Магнитогорска

Слайд 8

Апсида (абсида) – выступ здания, обычно полукруглый или граненый, перекрытый полусводом конхой).

Апсида (абсида) – выступ здания, обычно полукруглый или граненый, перекрытый полусводом конхой).
В христианской архитектуре – алтарный выступ, как правило, размещенный в восточной стороне храма.

Апсида

Слайд 9

У храма может быть одна или несколько апсид. Часто у русских храмов

У храма может быть одна или несколько апсид. Часто у русских храмов
возводятся три апсиды. В этом случае в центральной апсиде помещается собственно алтарь, а в боковых – дополнительные помещения: дьяконник и жертвенник. Три апсиды могут сливаться в один трехчастный выступ – такой прием часто встречается у храмов XVII века – начала XVIII века.

Апсида (одна)
Свято-Никольской церкви
пос. Дзержинского

Апсида (три)
Михайло-Архангельской церкви
пос. Димитрова

Апсида (три)
Свято-Вознесенского собора

Слайд 10

Византийская мозаика - мозаика, составленная из мелких, преимущественно одинаковых по размеру частиц.

Византийская мозаика - мозаика, составленная из мелких, преимущественно одинаковых по размеру частиц.
Мозаика (от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Техника мозаики была широко распространена уже в античные времена, в Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утонченной, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым. На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия). Возрождением русской мозаики занимался М. В. Ломоносов.
Сегодня мозаика широко применяется для отделки интерьера (стен, пола, потолка, подиумов, лестниц), фасадов зданий, ландшафтных объектов (клумб, фонтанов, скамеек, садовых дорожек), бассейнов, скульптур, мебели; для оформления элементов декора и создания художественных панно.

Византийская мозаика

Слайд 11

Восьмерик – восьмиугольное сооружение или часть сооружения.
В русской архитектуре восьмерик часто ставился

Восьмерик – восьмиугольное сооружение или часть сооружения. В русской архитектуре восьмерик часто
на четырехугольное основание (четверик). Восьмерик лежит в основе большинства колоколен XVII века.

Восьмерик

Слайд 12

Восьмерик колокольни на
четырехугольном основании(четверик)
Михайло-Архангельской церкви
пос. Димитрова

Восьмерик колокольни на четырехугольном основании(четверик) Михайло-Архангельской церкви пос. Димитрова

Слайд 13

В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также

В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также
стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранных.

Мозаика в оформлении внешнего убранства Свято-Вознесенского собора

Слайд 14

Глава – наружное завершение церковного барабана.
Главы могут быть различной формы. Древняя

Глава – наружное завершение церковного барабана. Главы могут быть различной формы. Древняя
форма главы – шлемовидная, позднее распространились луковичные главы. В архитектуре барокко и классицизма могли принимать формы вазона, шара и др.

Глава

Шлемовидная глава

Луковичная глава

Слайд 15

Глава (шлемовидная)
Свято-Вознесенского собора

Глава (луковичная)
Свято-Никольской церкви
пос. Дзержинского

Глава (луковичная)
Михайло-Архангельской церкви
пос.

Глава (шлемовидная) Свято-Вознесенского собора Глава (луковичная) Свято-Никольской церкви пос. Дзержинского Глава (луковичная) Михайло-Архангельской церкви пос. Димитрова
Димитрова

Слайд 16

Ласточкин хвост – вид крепостного зубца с раздвоением в верхней части.
Ласточкины хвосты

Ласточкин хвост – вид крепостного зубца с раздвоением в верхней части. Ласточкины
проникли в русское зодчество из итальянской архитектуры с архитекторами, возводившими стены и башни московского Кремля.
«Ласточкиным хвостом» называют также особый способ соединения элементов конструкции – бревен, брусьев, плит и т. п. – с помощью трапециевидных деталей.

Ласточкин хвост

Слайд 17

Зубцы «ласточкин хвост» в оформлении
притвора западной стороны
Свято-Никольской церкви
пос. Дзержинского

Зубцы «ласточкин хвост» в оформлении притвора западной стороны Свято-Никольской церкви пос. Дзержинского

Слайд 18

Киот – небольшая архитектурно-оформленная ниша на фасаде здания для размещения иконы.

Киот

Киот – небольшая архитектурно-оформленная ниша на фасаде здания для размещения иконы. Киот

Слайд 19

Киот
Михайло-Архангельской церкви
пос. Димитрова

Киот
Свято-Вознесенского собора

Киот Михайло-Архангельской церкви пос. Димитрова Киот Свято-Вознесенского собора

Слайд 20

Колокольня – башнеобразное сооружение с одним или несколькими ярусами для подвески колоколов.
Колокольня

Колокольня – башнеобразное сооружение с одним или несколькими ярусами для подвески колоколов.
может быть расположена отдельно от храма или же включена в его композицию. Другое сооружение для подвески колоколов – плоское в плане, не имеющее характера башни, называют звонницей.

Колокольня

Слайд 21

Колокольня
Свято-Никольской церкви
пос. Дзержинского

колокольня
Свято-Вознесенского собора

Колокольня
Михайло-Архангельской церкви
пос. Димитрова

Колокольня Свято-Никольской церкви пос. Дзержинского колокольня Свято-Вознесенского собора Колокольня Михайло-Архангельской церкви пос. Димитрова

Слайд 22

Икона – предмет поклонения - живописное
изображение бога, святого или святых.

Икона

Икона – предмет поклонения - живописное изображение бога, святого или святых. Икона

Слайд 23

Икона (роспись
Николая Чудотворца
в нише апсиды
с восточной стороны )

Икона (роспись Николая Чудотворца в нише апсиды с восточной стороны ) Свято-Никольской

Свято-Никольской церкви
пос. Дзержинского

Икона (Архангела Михаила в киоте
над западным входом)
Михайло-Архангельской церкви
пос. Димитрова

Икона (Вознесение Господне в киоте
над главным входом)
Свято-Вознесенского собора

Слайд 24

МЕЧЕТИ

Словарь архитектурных терминов

Разработанный на примере
соборной мечети Магнитогорска

МЕЧЕТИ Словарь архитектурных терминов Разработанный на примере соборной мечети Магнитогорска

Слайд 25

Мече́ть (араб. مسجد‎‎ — масджид — место поклонения, тат. мәчет) — мусульманское

Мече́ть (араб. مسجد‎‎ — масджид — место поклонения, тат. мәчет) — мусульманское
культовое сооружение. Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом.

Мече́ть

Слайд 26

Соборная мечеть-мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной.
Магнитогорская мечеть является соборной

Соборная мечеть-мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной. Магнитогорская мечеть является соборной мечетью. Соборная мечеть
мечетью.

Соборная мечеть

Слайд 27

Минаре́т (араб. «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в

Минаре́т (араб. «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная
сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних – внутри башни. Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами. Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние — два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов.

Минарет

Слайд 28

Кибла – стена направленная в сторону Каабы (кааба- мусульманская святыня в виде

Кибла – стена направленная в сторону Каабы (кааба- мусульманская святыня в виде
кубической постройки, во внутреннем дворе Запретной Мечети)

Кибла