Боги Древнего Египта

Содержание

Слайд 2

Цели:

Научить выделять особенности религии, роль жрецов
Причинно-следственные связи обожествления сил природы
Представления о загробном

Цели: Научить выделять особенности религии, роль жрецов Причинно-следственные связи обожествления сил природы Представления о загробном мире
мире

Слайд 3

План урока

проблема:
Почему египтяне боялись погребения на чужбине?
2. Поиски решения проблемы:
Боги и

План урока проблема: Почему египтяне боялись погребения на чужбине? 2. Поиски решения
сверхъестественные силы в представлениях древних египтян
Вывод:
Египтяне были язычниками и поклонялись различным богам, главный – бог Солнца – Ра, Осирис первый царь . После смерти – царь подземного мира. Важно пройти суд Осириса, чтобы обрести бессмертие.

Слайд 4

2. Представление египтян о загробной жизни.
Суд Осириса с помощью «Книги мертвых» (только

2. Представление египтян о загробной жизни. Суд Осириса с помощью «Книги мертвых»
в Египте). Умереть на родине – обрести бессмертие.
3. Религиозные обряды.
Жрец через молитвы разговаривает с богами, мумия- сохранения от тления

Слайд 5

Текст на с.63

1 факт
египетский вельможа бежал, предав своего господина
2 факт

Текст на с.63 1 факт египетский вельможа бежал, предав своего господина 2

Несмотря на то, чт грозила смерть – возвращался на родину

Слайд 6

Источники изучения мифологии
Древнего Египта:
• религиозные тексты;
• гимны и молитвы жрецов;
• записи

Источники изучения мифологии Древнего Египта: • религиозные тексты; • гимны и молитвы
погребальных обрядов на стенах
гробниц;
• «Тексты пирамид» – тексты заупокойных
царских ритуалов» (26в. до н.э.);
• «Тексты саркофагов» – записи на
саркофагах (21в. до н.э.);
• «Книга мертвых» (с18в.до н.э. по4в.до н.э.);
• Труды Геродота (5в. до н.э.) ;
• Плутарх «Об Исиде и Осирисе» (1-2 вв.до н.э.)

Слайд 7

The Nomes of Lower Egypt

The Nomes of Lower Egypt

Слайд 8

ФРАНСУА ШАМПОЛЬОН РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ

Розеттский камень = это стела с надписями на древнеегипетском и

ФРАНСУА ШАМПОЛЬОН РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ Розеттский камень = это стела с надписями на
греческом языках, найденная во время похода Наполеона в Египет в к.18в. Шампольон расшифровал надписи и это позволило читать древние записи жрецов в пирамидах, гробницах и на папирусных свитках.

Слайд 9

Религия

• возникает в Египте в 6-4 тыс.до н.э.
• в

Религия • возникает в Египте в 6-4 тыс.до н.э. • в каждом
каждом номе складывается свой пантеон и культ богов;
• обожествление животных – бык -Апис, корова - Хатор, баран - Амон, крокодил - Себек, сокол - Гор, ибис -Тот, шакал - Анубис, кошка - Баст;
• сочетание антропоморфных и зооморфных черт в божестве;
• Главное божество - бог Солнца Ра;
• мифы о сотворении мира – космогония.

Слайд 10

Эннеада (девятка)- девять изначальных богов города Гелиополь: Ра (Атум), Шу, Тефнут, Геб,

Эннеада (девятка)- девять изначальных богов города Гелиополь: Ра (Атум), Шу, Тефнут, Геб,
Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Боги Эннеады считались первыми царями Египта.

Слайд 11

ОСИРИС ИСИДА СЕТ НЕФТИДА

СОТВОРЕНИЕ МИРА

ОСИРИС ИСИДА СЕТ НЕФТИДА СОТВОРЕНИЕ МИРА

Слайд 12

АТУМ-РА - БОГ ВЕЧНОСТИ

Слева направо: Ра, Атум, Хепри — дневное («живое»), вечернее

АТУМ-РА - БОГ ВЕЧНОСТИ Слева направо: Ра, Атум, Хепри — дневное («живое»),
(«умирающее») и утреннее («воскресшее») Солнце

У египтян не было правил по изображению богов. Как не было и постоянных имен у некоторых божеств. У бога Солнца в течение суток имена менялись несколько раз. Например, утреннее солнце воплощал бог Хепри*, который, по представлениям египтян, принимал облик жука-скарабея и катил солнечный диск до; дневное солнце воплощал бог Ра — человек с головой сокола; а вечернее, умирающее» солнце — бог Атум. Ра, Атум и Хепри были как бы тремя «разновидностями» одного и того же бога солнца.


Слайд 13

Он является персонификацией хаоса, из которого вышло всё сущее. Он "самовозникающий"; перед

Он является персонификацией хаоса, из которого вышло всё сущее. Он "самовозникающий"; перед
тем. как небо отделилось от земли, он был "единым хозяином". В "Текстах Пирамид" он появляется как первоначальная гора; также и в
образе скарабея, который появляется из-под земли, если о нём подумать.

Скарабей – символ Атума

АТУМ-РА

Слайд 14

ШУ - БОГ ВОЗДУХА

Шу - "пустота" - бог воздуха. Муж Тефнут, отец

ШУ - БОГ ВОЗДУХА Шу - "пустота" - бог воздуха. Муж Тефнут,
Геба. Вместе с Тефнут являлся первой парой богов, созданных Атумом-Ра. Появился как воздух, который Атум выдохнул через нос. Шу приносил освежающий северный ветер. Изображался в виде человека с распростертыми крыльями, державшим в руках символы жизни и воздуха. Изображения помещали в храмах вблизи окон, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. Чтобы умершие не задохнулись в загробном мире, с собой в дорогу им давали маленькие фигурки Шу и бог должен был обеспечить им свободное дыхание. Тефнут и Шу часто воспринимали как единое целое.

Слайд 15

Тефнут Богиня Мирового порядка, воды

Тефнут - богиня влаги. Жена Шу, мать

Тефнут Богиня Мирового порядка, воды Тефнут - богиня влаги. Жена Шу, мать
Геба. Считалось, что она родилась из слюны Атума. Вместе с Шу являлась первой парой богов, созданных Атумом-Ра. Тефнут и Шу часто воспринимали как единое целое. В римский период эту пару богов включили в созвездие Близнецов.
Тефнут имеет прозвище "хозяйка пламени" и "налобная змея на голове всех богов". Шу и Тефнут почитаются в образе фламинго - "детей нижноегипетского царя", т.е. в мифическом образе солнца и луны.

Слайд 16

В "Текстах Пирамид" говорится, что умерший входит в Геба. Как бог земли,

В "Текстах Пирамид" говорится, что умерший входит в Геба. Как бог земли,
он носит растения, которые растут у него на спине; также из него вытекает вода. Согласно древнему мифу, Геб с богиней неба Нут породил Солнце. Таким образом, он становится "отцом богов"; своюземную власть он передаёт сначала Озирису, затем Гору и наконец, царю, которого поэтому называют "наследником Геба". Как все космические боги, Геб изображается в образе человека

ГЕБ – БОГ ЗЕМЛИ

Слайд 17

Нут (Мут)- небо

Богиня Неба – Нут изогнулась над землей.
1 тыс.до

Нут (Мут)- небо Богиня Неба – Нут изогнулась над землей. 1 тыс.до
н.э.

Функция. Повелительница, госпожа неба, "мать" всех богов, "мать матерей". Женская копия Амона. Божество отличалось бисексуальной направленностью.
Генеалогия. Жена Амона, мать Хонсу, всех богов и живых существ.
Иконография. Изображалась в виде женщины с головой коршуна (стервятника) или в виде женщины в головном уборе с иероглифом стервятника или в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта.
Священные животные. Корова, коршун.
Символ (иероглиф). Стервятник. Символ, символизировавший материнство, носили на коронах царицы Египта.
Центр культа. Храм на берегу озера около Фив.
Отождествление: богини-львицы Сехмет, Хатор, Тефнут, Мехит, кошка Баст

Слайд 18

Богиня Неба Нут в образе коровы прикрывает землю от вод мирового океана,

Богиня Неба Нут в образе коровы прикрывает землю от вод мирового океана, окружающего землю
окружающего землю

Слайд 19

Осирис (греч.) - Усир (егип.)
Функция. Бог плодородия и сил природы, верховное

Осирис (греч.) - Усир (егип.) Функция. Бог плодородия и сил природы, верховное
божество в загробном культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни
Местоположение : Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра, Шу и Геба. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов.
Генеалогия. Старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды и Нефтиды, муж Исиды, отец Гора и Анубиса.


Атеф - корона Осириса

Суд Осириса в загробном царстве

Слайд 20


ОСИРИС И СЕТ

Сет, брат Осириса , злобный бог пустыни, решил погубить

ОСИРИС И СЕТ Сет, брат Осириса , злобный бог пустыни, решил погубить
Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.

Слайд 21

ЗАДАНИЕ: КАКИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОСИРИСА МОЖНО ОТМЕТИТЬ ПО ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ?


Как

ЗАДАНИЕ: КАКИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОСИРИСА МОЖНО ОТМЕТИТЬ ПО ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ? Как царь
царь богов, Осирис изображается в облике фараона с высокой короной на голове, с жезлом и плетью в руках;
Как символ умирающей и воскресающей природы – с зеленым лицом, с колосьями, вырастающими из его тела или растительными атрибутами;
Как владыка душ умерших – в виде мумии.

Слайд 22

Исида (Исет) (егип. - "трон", "место") - Исис (греч.)
Функция. Богиня плодородия,

Исида (Исет) (егип. - "трон", "место") - Исис (греч.) Функция. Богиня плодородия,
воды и ветра, мореплавания, символ женственности, семейной верности, покровительница детей и матерей, покровительница рожениц - определяла судьбу новорожденных царей.
Генеалогия. Дочь бога земли Геба и богини неба Нут, сестра Осириса, Сета и Нефтиды, жена Осириса, мать Гора.
Местоположение. Одна из самых ранних и играющих наиболее важную роль богинь древнего Египта.
Иконография. Изображалась в виде соколицы или крылатой женщины с иероглифом ее имени на голове (трон). Иногда изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове
Отождествление. В Древней Греции - Гера, Деметра, Ио, Селена, Персефона, Фетида. В античном мире ее называли "та, у которой тысяча имен". В греческую эпоху культ Исиды был распространен практически во всех странах Средиземноморья.

Слайд 23

СЕТ – БОГ ПУСТЫНИ

Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа,

СЕТ – БОГ ПУСТЫНИ Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"),
жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа — Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вместе с тем Сет также воплощал и злое начало — как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

Слайд 24

НЕФТИДА

Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех

НЕФТИДА Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во
заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам.
Согласно «Текстам пирамид», Нефтида плавает в ночной барке (Исида — в дневной).

Слайд 25

Гор (Хор)
Функция. Бог Солнца. Олицетворял небо и свет. Согласно одному из

Гор (Хор) Функция. Бог Солнца. Олицетворял небо и свет. Согласно одному из
мифов, Гор был богом неба, а солнце и луна - его глазами. Являлся покровителем власти фараона. Сын Осириса и Исиды, зачатый благодаря волшебным силам: после убийства Осириса Сетом Исида, отыскав с помощью Нефтиды тело мужа, погребла его и, зачав от мертвого Осириса, родила сына Хора, который должен был отомстить Сету.
Генеалогия. Сын Осириса и Исиды.
Иконография. Изображался в виде сокола, в виде человека с головой сокола или в виде солнечного диска с крыльями сокола.
Священное животное. Сокол.
Центр культа. Повсеместно.
Ипостаси. ипостасей Гора и богов, родословная или иконография которых берут свое начало среди представлений о солнечном соколе, - более 20.

Слайд 26

Колосс бога Гора в образе сокола

Храм бога Гора

Колосс бога Гора в образе сокола Храм бога Гора

Слайд 27

Мифы заупокойного культа Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной

Мифы заупокойного культа Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной
жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», не является точным соответствием), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях

« КА» двойник

« БА» душа

Слайд 28

ИБИС- символ КА – двойника человека (души) в загробном мире

ИБИС- символ КА – двойника человека (души) в загробном мире

Слайд 29

Книга мертвых - священный папирус, содержащий описание Загробного мира, имена всех демонов

Книга мертвых - священный папирус, содержащий описание Загробного мира, имена всех демонов
и заклинания, которые должен был знать умерший, чтобы благополучно добраться до Великого Чертога Двух Истин. Эту книгу каждый египтянин должен был прочесть еще при жизни, а когда он умирал ее обязательно клали в гроб, на тот случай, если он забудет какие-либо заклинания.
Древнеегипетские предания о потустороннем мире известны с III тыс. до н.э. - со времен Древнего царства: "Тексты пирамид", начертанные на стенах гробниц фараонов, повествуют о том, как усопший царь в барке ночного Солнца свершает путь в глубинах подземного царства, возрождаясь вместе с Солнцем к новой жизни.

Слайд 30


Бог Анубис – покровитель умерших изображен в виде шакала

Изготовление мумии.

Бог Анубис – покровитель умерших изображен в виде шакала Изготовление мумии. Умерший,
Умерший, запеленутый в погребальные пелены, покоится на погребальном ложе, изготовленном в виде льва. Возле жрец-бальзамировщик в маске бога Анубиса. Справа и слева — плакальщицы, изображающие богинь Исиду и Нефтиду (над головами у них иероглифы, которыми писались имена этих богинь)

Поля камыша - место вечного блаженства, куда умерший человек попадал только в том случае, если на суде Осириса его признавали безгрешным.

АНУБИС

Слайд 31

Другие Боги Древнего Египта

Другие Боги Древнего Египта

Слайд 32

В одном мифе рассказывается, что Тот возник из головы Сета Отношение к

В одном мифе рассказывается, что Тот возник из головы Сета Отношение к
луне позволяет Тоту стать "хозяином времени" и "счётчиком городов". Отсюда его символы - письменные принадлежности и пальмовая ветвь. Тота называли языком или сердцем Ра. Как защитник Осириса, он становится также помощником умерших, что вело к его сравнению с Гермесом при переходе к греческой мифологии. покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. . Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила.
В историческое время главным местом культа Тота был Гермополь
ТОТ – БОГ ЛУНЫ, МУДРОСТИ
СЧЕТА И ПИСЬМА

НА СУДЕ БОГ ТОТ ВЗВЕШИВАЕТ ДУШУ

Слайд 33

АПОП – ДЕМОН ТЬМЫ
Каждое утро и каждый вечер демон в виде змеи

АПОП – ДЕМОН ТЬМЫ Каждое утро и каждый вечер демон в виде
угрожает богу Солнца и тем самым создаёт опасность состоянию мира. "Змея-великанша" олицетворяет соперника бога и является символом могущественных сил тьмы. В этом Апоп отождествляется с врагом богов Сетом. Каждое утро, когда солнце выходит из нижнего мира, и каждый вечер с началом ночного путешествия по морю на солнечный корабль нападает змея, при этом кровь побеждённого и раненого Апопа окрашивает небо в красный цвет. Змея пытается также с помощью колец своего тела, описываемых как "песчаные отмели", помешать пути солнца. Многие ритуальные тексты касаются "низложения Апопа" и образуют магическую защиту.

Слайд 34

АМОН-РА - бог солнца Культ зародился в Фивах, а затем распространился по

АМОН-РА - бог солнца Культ зародился в Фивах, а затем распространился по
всему Египту. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов и был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, "царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных ("везир для бедных"). Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.

Слайд 35

АТОН- Солнце
Атон олицетворяет Солнце как звезду. Позднее на диск солнца смотрели как

АТОН- Солнце Атон олицетворяет Солнце как звезду. Позднее на диск солнца смотрели
на форму проявления бога Ра; о боге Солнца говорят: "Его тело- это Атон". Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон

Бог Атон Храм Атона в Карнаке

Слайд 36

ХАПИ - БОГ НИЛА
Функция.
Бог Верхнего и Нижнего Нила, его приливов,

ХАПИ - БОГ НИЛА Функция. Бог Верхнего и Нижнего Нила, его приливов,
приносящих плодородие, бог изобилия, отец богов. Давал продовольствие и воду для людей и жертвоприношений богам. Разлив Нила называли приходом Хапи, который регулировал уровень воды в реке. Своими поклонниками почитался больше, чем Ра.
Генеалогия. Муж богини царской власти Нехбет.
Местоположение. Как бог изобилия связан с Осирисом.
СИМВОЛЫ: Ростки папируса (символ Северного Нила) и лотос (символ Южного Нила).
Иконография. Изображался в виде бородатого мужчины с синим или зеленым телом и с женской грудью (как бог, дающий питание), с повязкой рыбака на бедрах и пучком камыша на голове часто с ростками папируса и лотоса.
Место обитания. Пещера недалеко от города Асуана и остров в дельте, называвшийся Домом Хапи, откуда он следил за разливом Нила в Нижнем Египте.
Центр культа. Повсеместно.

Слайд 37

Культ животных

Культ животных

Слайд 38

древнеегипетский бог воды, изображавшийся с головой крокодила. Сопоставлялся с богом земли Гебом,

древнеегипетский бог воды, изображавшийся с головой крокодила. Сопоставлялся с богом земли Гебом,
с солнечным божеством Ра в форме Себек-Ра и с Осирисом. Себек почитался главным образом в городах возле озер

СЕБЕК – БОГ ВОДЫ

Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма.

Слайд 39

АПИС

изображался на многих гробах как быстро бегущее священное животное, которое несёт к

АПИС изображался на многих гробах как быстро бегущее священное животное, которое несёт
гробнице мумию умершего

Апис - бог плодородия в облике быка с солнечным диском.
Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содержания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон.

Слайд 40

Бастет

богиня радости и веселья, ее священным животным была кошка. Баст изображали в

Бастет богиня радости и веселья, ее священным животным была кошка. Баст изображали
виде женщины с головой кошки или в облике кошки. Баст считали женой бога-творца "Отец истории" Геродот сообщает о ежегодных пышных торжествах в честь богини Баст, которые сопровождались пением и танцами. Древние греки отождествляли Баст с Артемидой. . Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку.. Была богиней плодородия, покровительницей детей, охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.
Имя файла: Боги-Древнего-Египта.pptx
Количество просмотров: 186
Количество скачиваний: 1