Содержание

Слайд 2


Былина (богатырская песня - «старина», «старинушка») - фольклорная песня-поэма, исполняющаяся нараспев (возможно

Былина (богатырская песня - «старина», «старинушка») - фольклорная песня-поэма, исполняющаяся нараспев (возможно под аккомпанемент гуслей).
под аккомпанемент гуслей).

Слайд 3

Во временных рамках в былинах изображаются три исторических наслоения:
1. Киевский период

Во временных рамках в былинах изображаются три исторических наслоения: 1. Киевский период
(ужасы первых татарских погромов): созданы былины о Святогоре и о Волке Всеславьевиче.
2. Во времена многолетнего гнета татарского ига: о богатырях-воинах: Об Илье Муромце, о Добрыне, об Алеше Поповиче, о Дунае, о Ваислие Игнатьевиче и Батыге, о Сухмане и др.
3. Разгром национального врага (московский период).

Слайд 4

По сюжетам былины можно разделить на несколько основных групп:
- героические – «Илья

По сюжетам былины можно разделить на несколько основных групп: - героические –
и сын», «Камское побоище» и др.о богатырях-воинах;
- новеллистические (бытовая, семейная или любовная тематика) – возникает конфликт между богатырями, князем и богатырем (боя не происходит), неудавшаяся любовь и т.д.: «Ставр Годинович», «Михайло Потык», «Муж на свадьбе своей жены», «Данило Ловчанин», «Чурило Пленкович», «Дюк Степанович», «Соловей Будимирович», «Хотен Блудович»;
- новгородского цикла: о Садко, Василии Буслаеве;
- былины о создателях богатырских песен: «Вавило и скоморохи», «Сорок калик со каликою».
- былины сказочного содержания: «Купеческая дочь и царь», «Женитьба Пересмякина племянника», «Подсолнечное царство», «Ждан царевич», «Ванька Удовкин сын» и др.

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН

1. Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием

ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН 1. Нередко былина начинается с запева. Он не связан с
былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).
Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Слайд 6

2.Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения

2.Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на
(на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

Слайд 7


3. В былинах четко описываются события относительно времени и пространства
«Во славном городе

3. В былинах четко описываются события относительно времени и пространства «Во славном
во Киеве, у ласкова князя Владимира»,«Ай во славном было городи во Муроми, Аи во том было сели да во Качарови».

Слайд 8

4. В них отражается судьба народа или государства, но часто не в

4. В них отражается судьба народа или государства, но часто не в
реальных красках, а в идеализации происходящих событий – как бы хотелось, с верой в чудо, т.е. создание героической утопии
«… богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско». «Левой рукой коня ведет, правой рукой дубья рвет…» об Илье Муромце

Слайд 9

5. Главные действующие лица – богатыри описываются как люди с огромной физической

5. Главные действующие лица – богатыри описываются как люди с огромной физической
силой, бесстрашные и отважные, смекалистые, добрые и прямодушные – Илья Муромец, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев и др.

Слайд 10

6. Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это

6. Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места –
части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Слайд 11

Образы главных героев

Илья Муромец – самый популярный и любимый русский богатырь, в

Образы главных героев Илья Муромец – самый популярный и любимый русский богатырь,
котором во­площены лучшие черты русского человека, его горячий патрио­тизм, беззаветная смелость и безграничная честность. Цикл песен о нем слагался на протяжении нескольких веков. Илья посвятил свою жизнь делу защиты родины отказавшись от создания семейной жизни. Илью Муромца считали не только самым сильным, но и самым мудрым и справедливым из богатырей

Слайд 12

Вторым по силе и значению богатырем был в былинах Добрыня Никитич. Его

Вторым по силе и значению богатырем был в былинах Добрыня Никитич. Его
называют рязаничем, сыном рязанского боярина. Отличался от других богатырей Добрыня Никитич воспитанностью «вежеством», ученостью, умел играть на гуслях и сочинять песни. Его обычно посылали в былинах с трудными поручениями в чужие страны, где требовалось проявить дипломатичность
Имя файла: Былины.pptx
Количество просмотров: 144
Количество скачиваний: 0