Слайд 2 Строитель возводил храм возводил получалась
просторная почата, под куполом который из
узких
Проемов в стене лился и играл солнечный луч словно было возведено жилище для сказочных и былинных герое.
Слайд 3 Где тайна этого всевластия? Она в самой тесной и прямой связи
со всем укладом жизни русского человека.
Слайд 4 Былины (от слова «Быль»)-произведение устной поэзии о русских богатырях и народных
гороях.
Слайд 5 Действие былин происходит в Киеве, в просторных каменных палатах-гридницах, на киевских
улицах, у днепровских причалов, в соборной церкви, на широком княжеском дворе, Новгорода, на мосту через Волохов в разных концах Новгородской земле, в других городах: Чернигова, Ростове, Муроме, Раличе.
Слайд 6 Русь и тогда, в далекую от нас эпоху, вело оживленную торговлю
с соседями. Поэтому в былинах упоминается знаменитый путь «из Варяг в Греки»: из Варяжского (Балтийского моря в Неву-реку по Ладожскому озеру, по Волхову и Днепру).
Слайд 7 Высота ли высота поднебесная,
Глубота, глубота океан-море,
Широкое раздолье по всей земле,
Глубоки
омуты Днепровские.
Слайд 8 Сказители знали и о далеких землях: о земле Веденецкой (скорее всего
Венеции), о богатом Индийском царстве , Царьграде, разных городах Ближнего Востока.
Слайд 9 Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность.
Слайд 10 Хороший конь был в большом почете на Руси . Заботливый владелец
холил его , знал ему цену.
Слайд 11 Сказители поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Даже на
оратае Микуле не рабочая одежда-рубаха и порты, как бывало в действительности:
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
Слайд 12 Это не выдумка, а реальность древнерусского праздничного быта . Подробно говорится
о конской упряжи и ладьях-кораблях.
Слайд 13 Сколь не ценны эти черты древнего быта, еще более ценны воплощенные
в былинах думы и чувства народа.
Слайд 14 Лишь в середине ХII столетия через лесные дебри проложили дорогу- с
Оки к Днепру. До этого приходилось объезжать леса, направляясь в верховье Волги, а оттуда- к Днепру и по нему- к Киеву.
Слайд 15 Пример верности воинскому долгу являет и другой воин- богатырь, прославленный в
былинах под именем Добрыни Никитича.
Слайд 16 Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только
события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях, торговле и далеких путешествиях, о случаях из городского быта, о споре и кулачных боях, об увеселениях и скоморошьей игре.
Слайд 17 Время Древней Руси сказалось и на самом художественном строе, ритмах, строении
стиха былин. Былины возникли во времена, когда пение и рассказывание еще не сильно отошли друг от друга.
Слайд 18 Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций:
Из
того ли то из города Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Слайд 19 Песенные строки легки и естественны: по повторения отдельных слов и предлогов
не мешают передачи смысла. В былинах, есть з а ч и н ы(в них рассказывается о времени и месте действия), к о н ц о в к и, п о в т о р ы, преувеличения (г и п е р б о л ы ), постоянные э п и т е т ы («поле чистое», «добрый молодец»)
Слайд 20 Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи, но
все же певцы не отказались совсем от созвучий. В стихах созвучны однородные окончания слов:
Так все травушки-муравушки уплеталися
Да й лазоревцы цветочки осыпалися…
Слайд 21 Пение былин в древности сопровождалась игрой на гуслях. Музыканты считали, что
гусли-подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушания пения и располагали к восприятию былины.