Честь и бесчестие

Содержание

Слайд 2

Тематическое направление «Честь и бесчестие»

Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
(А. С. Пушкин)

Тематическое направление «Честь и бесчестие» Пружина чести, наш кумир! И вот на

Слайд 3

Честь и бесчестие

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека:

Честь и бесчестие В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором
быть верным голосу совести, следовать моральным
принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным
правилам и различных форм компромисса с совестью - вплоть до глубокого морального падения личности.

Слайд 4

Честь-

это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

Честь- это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая

( по В.Далю)

это честность,
порядочность,
добросовестность,
достоинство -
все моральные качества и принципы,
достойные уважения.

это добрая, незапятнанная
репутация, честное имя.

Слайд 5

ЧЕСТЬ
достоинство
честное имя
Чистая совесть
благородство души
справедливость
порядочность
верность

Что , по вашему, честь? Как вы

ЧЕСТЬ достоинство честное имя Чистая совесть благородство души справедливость порядочность верность Что
понимаете слово « честь»

Слайд 6

Запишите (назовите) имена литературных героев, их отличительное качество как «человека чести» (укажите

Запишите (назовите) имена литературных героев, их отличительное качество как «человека чести» (укажите произведение).
произведение).

Слайд 7

Иешуа пришёл в мир с истиной: человек добр. Добро является для

Иешуа пришёл в мир с истиной: человек добр. Добро является для него
него абсолютной ценностью, и именно это убеждение Иешуа определяет его поведение во время допроса. Изменить своим убеждениям для героя означает предать самого себя, поступить бесчестно.


Иешуа Га- Ноцри.
Иешуа- это прежде всего человек, который находит нравственную ,психологическую опору в себе самом и в своей истине, которой он остался верен до конца. Он совершенен красотой духовной ,не внешней, и это позволяет ему с достоинством принять решение Понтия Пилата, не позволив прокуратору склонить его к трусости. Хотя Иешуа испытывает чувство страха перед кентурионом Марком Крысобоем, солгать даже самому себе он не может.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости.

Честь как воплощение духовной силы героя.
«Мастер и Маргарита» М. Булгаков.

Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть.

Слайд 8

Честность, порядочность – это уже половина счастья

Честность, порядочность – это уже половина счастья

Слайд 9

Честь как категория народной нравственности

С древних времен понятие честь в русской культуре

Честь как категория народной нравственности С древних времен понятие честь в русской
является определяющим для оценки человека.

Невозможно представить былинных Илью Муромца, Святогора, Микулу Селяниновича вне категории чести.

В «Повести о разорении Рязани Батыем» антитеза «честь и бесчестие» воплощается в образах рязанского князя Федора Юрьевича и «безбожного царя Батыя».

Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой
«Песне о купце Калашникове…»
М.Ю. Лермонтова.

Слайд 10

Воинская

Честь против бесчестия

Женская
Дворянская

Честь как достоинство

А.С. Пушкин "Капитанская дочка" (Швабрин и

Воинская Честь против бесчестия Женская Дворянская Честь как достоинство А.С. Пушкин "Капитанская
Петр Гринев с Машей Мироновой);
М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" (Печорин сам по себе, Печорин и Грушницкий);
Л.Н. Толстой "Война и мир" (Курагины и Болконские; Пьер Безухов, Федор Долохов); 
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
М. Булгаков "Белая гвардия" ( Алексей Турбин и Тальберг );
Э. Хемингуэй "Прощай, оружие!" (Фредерик Генри); 
В. Быков "Сотников" (Рыбак и Сотников)
М. Карамзин «Бедная Лиза»
А. Пушкин «Евгений Онегин»
А. Пушкин « Дубровский»
« Слово о полку Игореве»

Какой может быть честь

Слайд 11

Кодекс чести русского офицера Составлен в 1804 году, актуален навсегда

Душа — Богу,

Кодекс чести русского офицера Составлен в 1804 году, актуален навсегда Душа —
сердце — женщине,
долг — Отечеству,
честь — никому!

К жизни русского военного человека обращались многие писатели:
А. С. Пушкин (в романе «Капитанская дочка»)
А. И. Куприн (в повести «Поединок»)
М. А. Булгаков (в романе «Белая гвардия»).
В своих произведениях они пытались показать проблемы жизни русских офицеров.

Слайд 12

М. А. Булгакова «Белая гвардия».
Белая гвардия — это в основном «господа

М. А. Булгакова «Белая гвардия». Белая гвардия — это в основном «господа
офицеры», для которых честь, совесть, воинский долг, рыцарское отношение к женщине —вечные понятия. Алексей Турбин как истинный офицер думает прежде всего не о себе и даже не о других, а о России, о своей чести. Принимая присягу, верит, что может честно служить, но не на благо кого-то «наверху», а на благо своей Родины, которую он любит и уважает. Со страниц романа с нами говорят настоящие офицеры, которые, если потребуется, отдадут свою жизнь до последней капли крови, но не потеряют своей чести.

Господа офицеры

А. Куприн в своей повести «Поединок» писал о буднях армейской жизни. Главный герой произведения — подпоручик Романов. Именно он ощущает ту пропасть, которая отделяет его от праздной богатой публики, и он начинает задумываться над причинами этого бедственного положения. Армейская служба превращается в обязанность, нудную, подневольную. Никто «в службу не верит и разумной цели этой службы не видит». Гибель героя неизбежна: «армейская знать», создавшая миф о «чести мундира», о своей исключительной роли в жизни страны, ополчается против каждого, кто отважится этот миф разоблачить.

Слайд 13

«И ПЕРВЫЙ КЛАД МОЙ ЧЕСТЬ БЫЛА» А. ПУШКИН

Полюбив Машу, молодой человек считает

«И ПЕРВЫЙ КЛАД МОЙ ЧЕСТЬ БЫЛА» А. ПУШКИН Полюбив Машу, молодой человек
себя ответственным за её судьбу, и это тоже проявление чести и достоинства настоящего дворянина.

Честь дворянина не позволяет Гринёву простить Швабрина, с которым он подружился, за грязные намёки в адрес Маши. Дуэль, по мнению Петра – единственный способ отстоять честь девушки.

Видя замерзающего путника, Гринёв, буквально, спасает его от гибели: совесть не позволяет равнодушно смотреть, как замерзает человек.

Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В напутствии сыну отец особенно подчеркивает необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Так же достойно ведёт себя Пётр, оказавшись в плену у соратников Пугачёва: он не унижается, не молит о пощаде и готов принять смерть

Будучи честным человеком, Гринёв не может не возмущаться нерешительностью и бездарностью военных чиновников Оренбурга.

Честью и совестью продиктованы все последующие поступки Гринёва во время Пугачёвского бунта: он готов отвечать за своё общение с бунтовщиком перед государыней.

Проблема чести и совести в «Капитанской дочке» раскрывается на примере жизни и поступков Петра Гринёва.

Честь в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 14

Основой самосознания дворянства является понятие чести. Это понятие связывалось с правами и

Основой самосознания дворянства является понятие чести. Это понятие связывалось с правами и
обязанностями, которые зависели от положения человека. Рыцарский кодекс западноевропейского рыцаря-дворянина связывал честь с «верностью» и «служением».

Долг дворянина , как считал Фонвизин, в том, чтобы блюсти свое человеческое достоинство и «быть другом честных людей». «Дворянину недостаточно быть дворянином – подлее этого ничего не знаю,» – говорит Стародум в комедии «Недоросль»

А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преданность Александра Андреевича Чацкого своим идеалам и убеждениям - свидетельство того, что он является человеком чести.

  Дворянская честь - это индивидуальные или официальные взгляды дворян на свой служебный и общественный долг, на свое положение в государстве и на социальной лестнице, на незыблемость своих  привилегий и прав.

Слайд 15

Быть женщиной – великий шаг.
И. А. Бунин.

Быть женщиной – великий шаг. И. А. Бунин.

Слайд 16

Распутин « Женский разговор» 

Наталья

Честь для Натальи –любить, быть « любее

Распутин « Женский разговор» Наталья Честь для Натальи –любить, быть « любее
любой».

А как же иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке… … Я его до чутельки знала.

Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Она за уважение друг к другу, внимание, заботу, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью«ранешной». Это жизненный принцип Натальи.

Слайд 17

Женская честь
Женская честь –
это и целомудрие, и гордость, и скромность, и

Женская честь Женская честь – это и целомудрие, и гордость, и скромность,
женственность,
и самообладание, и выдержка.

Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести.
А. В. Суворов.

Старухи – то никуда не денутся, они, сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос: какие старухи?
В. Г. Распутин

Целомудрие – это чистота ума и сердца, чистота мыслей, поступков, это целостное отношение к миру, необходимое нравственно-психологическое условие для прочного брака и счастливой семьи .
«Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотью, животным, теряет всё человеческое», - такое определение этому слову давал Ефрем Сирин.
.

Слайд 18

Основой самосознания дворянства является понятие чести. Это понятие связывалось с правами и

Основой самосознания дворянства является понятие чести. Это понятие связывалось с правами и
обязанностями, которые зависели от положения человека. Рыцарский кодекс западноевропейского рыцаря-дворянина связывал честь с «верностью» и «служением».

Долг дворянина , как считал Фонвизин, в том, чтобы блюсти свое человеческое достоинство и «быть другом честных людей».. «Дворянину недостаточно быть дворянином – подлее этого ничего не знаю,» – говорит Стародум в комедии «Недоросль»

А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преданность Александра Андреевича Чацкого своим идеалам и убеждениям - свидетельство того, что он является человеком чести.

  Дворянская честь - это индивидуальные или официальные взгляды дворян на свой служебный и общественный долг, на свое положение в государстве и на социальной лестнице, на незыблемость своих  привилегий и прав.

Слайд 19

Дуэль как способ защиты чести

Долгом любого дворянина было не только сохранить свою

Дуэль как способ защиты чести Долгом любого дворянина было не только сохранить
честь и честь семьи, но и защитить ее в случае посягательств. Отсюда появляется институт дуэли в дворянской среде.

А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, оторый сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни.
М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.

Слайд 20

Дуэль в литературе

Произведение

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
Л.Н. Толстой

Дуэль в литературе Произведение А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
«Война и мир».

Пример

Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина.
Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал.
Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Эгоист и злодей загубил невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках недоброжелателей и толкнули на злодейство.
Пьер искренне доверял старому другу, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены.

Слайд 21

В чем выражается внутренняя честь?

В чем выражается внутренняя честь?

Слайд 22

Бесчестие

Всякое действие, противное чести, позор

склонность к позорному поведению и поступкам, противным чести.

стыд,

Бесчестие Всякое действие, противное чести, позор склонность к позорному поведению и поступкам,
срам, позор, поношение, поругание.

( по В.Далю)

Слайд 23

Истинная и ложная честь

Честь истинная

— всегда в соответствии с совестью.

Честь ложная

— мираж

Истинная и ложная честь Честь истинная — всегда в соответствии с совестью.
в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее — «чиновничьей») души. И мираж вредный, созидающий ложные цели, ведущий к расточительству, а иногда и к гибели подлинных ценностей. Поэтому честь должна быть в гармонии с совестью». Статья Д.С.Лихачева «И пробил час...»

«Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом».
Д.С. Лихачёв « Письма о добром и прекрасном»

Слайд 24

Антитеза честь-бесчестие в литературе

В. Дёгтев «Аморальный приказ»

Нельзя говорить: «Я только выполнял приказ».

Каждый

Антитеза честь-бесчестие в литературе В. Дёгтев «Аморальный приказ» Нельзя говорить: «Я только
человек наделен свободной волей , и в своих поступках руководствоваться должен высшим смыслом. Если получаешь аморальный приказ, ты обязан его не выполнять. Если выполняешь, то берёшь на себя вину не меньшую, чем тот, кто дал приказ. Исполнение аморального приказа противоречит чести офицера. Поэтому даже самому себе герой кажется чужим.Понятие чести, долга офицера для него сводится к соблюдению внешних проявлений «умылся, переоделся во всё чистое, облачился в парадный китель, как требует того морская традиция.»

Что я мог поделать – приказ есть приказ! Помня о долге капитана, я спустился в каюту, умылся, переоделся во всё чистое, облачился в парадный китель, как требует того морская традиция. Внутри у меня было, как на покинутой площади… Долго не выходил из каюты, находя себе всякие мелкие заботы, и всё время чувствовал, как из зеркала на меня смотрело бескровное, чужое лицо.

Слайд 25


Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы.  А.Грибоедов «Горе от

Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы. А.Грибоедов «Горе от ума»
ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество .  А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин.  М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич.  Н. Гоголь «Тарас Бульба».  А.К.Толстой «Князь Серебряный».  Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин… Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание».
А.Куприн Поединок». М.Булгаков «Белая гвардия»- Турбины- Тальберг .«Мастер и Маргарита».  В. Каверин «Два капитана» - Саня Григорьев – Ромашин, Николай Антонович. Н.Думбадзе «Я вижу солнце».  Н. Лесков «Человек на часах».  А..Куприн «Чудесный доктор». М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».  В.Быков «Обелиск»; «Сотников». В.Распутин «Живи и помни»

Произведения, в сюжетах которых
сталкивается честь и бесчестие

Слайд 26

  
«Честь — жизнь моя. Они срослись в одно, и честь утратить

«Честь — жизнь моя. Они срослись в одно, и честь утратить —
— для меня равно утрате жизни»
В. Шекспир

  « Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России»

Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства
утверждения;
сформулируйте их.

Задание

А.С. Пушкин.

Слайд 27

Тематическое направление «Честь и бесчестие»

Подумайте ,какими выражениями, в том числе и устойчивыми,

Тематическое направление «Честь и бесчестие» Подумайте ,какими выражениями, в том числе и
со словом «честь» вы пользуетесь . Часто ли вы употребляете их? В каких ситуациях и с какой целью? Кто из литературных героев отстаивал свою честь?

«Человек незапятнанной чести.
По чести...
Уверяю вас честью.
Поступок, несовместимый с честью...
Знал бы ты честь...
Поле чести...

Задание

Слайд 28

Возможные темы сочинений:

Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...
Называться человеком

Возможные темы сочинений: Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало... Называться
легко, быть человеком труднее (пословица).
Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?
Почему честь ценилась во все времена?
Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)
Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, — свою честь (Виктор Гюго)
Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)
Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)
Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?
Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)
Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)
Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)
Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)

Слайд 29

Афоризмы, которые можно использовать в качестве тезисов

Лишать чести другого — значит лишаться

Афоризмы, которые можно использовать в качестве тезисов Лишать чести другого — значит
своей. Публий Сир
Честь дороже жизни. В. Шекспир 
Истинная честь не может терпеть неправду. Филдинг
Честь — это награда, присуждаемая за добродетель… Аристотель
Вытерплю несправедливость, только не бесчестье. Цецилий
Каждая нечестность — шаг к бесчестью. В. Синявский
Бесчестный человек готов на бесчестное дело. Пословица

Слайд 30

Бесчестие хуже смерти

«Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать

Бесчестие хуже смерти «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и
худшее… (Платон)

Всякому своя честь дорога

знал бы честь- посовестился

Счастье с бесчестием-ведро с ненастьем

Соотнесите эпиграфы с темами сочинения, подберите аргументы

Тематическое направление «Честь и бесчестие»

Эпиграфы к направлению

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.        В. Г. Белинский

Честь — это желание снискать почести; соблюдать свою честь — это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.       Ф. Вольтер

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.        А. П. Чехов

Имя файла: Честь-и-бесчестие-.pptx
Количество просмотров: 451
Количество скачиваний: 8