«ЧУДО-ЛОЖКА»

Содержание

Слайд 2

Близ Нижнего Новгорода, среди
заволжских деревень раскинулось
большое старинное село Хохлома,
расположенное

Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное
на берегу Волги.
Жители села издавна занимались
разными ремёслами, в том числе
изготовлением деревянной посуды и
домашней утвари. На волжские ярмарки
приезжали купцы со всех концов Руси
и даже иноземцы. Поэтому волжане
изготавливали вещи на продажу.
Огромным спросом пользовалась их
деревянная посуда, расписанная в
красные, чёрные и золотые цвета,
украшенная стеблями, цветами и ягодами.
Золотая хохлома развозилась
по всей России. Доходила она и до
Средней Азии,
Турции, Индии и Европы, заслужив
всемирную славу.

Слайд 3

Процесс изготовления хохломы
сложен и интересен. Дерево рубили,
распиливали, обтёсывали,
выдалбливали

Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление
углубление и до
конца доделывали ножом, шлифовали.
Вытачивали посуду также на станке,
приходящем в движение силой воды
или лошадью. Сегодня станки
электрические. Высушенное изделие
необходимо подготовить к окраске.
Сначала его обмазываю льняным
маслом, затем специальным грунтом,
в состав которого входит глина.
Изделие сушат в печи,
шлифуют, обмазывают олифой,
чтобы появилась липкая плёнка,
к которой легко пристаёт
измельчённый порошок
металла – полуда. Полуду
втирают, и предмет становится
похож на серебряный.

Слайд 4

И только теперь за работу берётся красильщик.
Когда изделие расписано, его покрывают

И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают
несколькими
слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой
температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что
было в росписи серебряным, становится золотым.
Так хохлома становится сначала деревянной,
«глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой».
Этот секрет золочения мастера позаимствовали у
иконописцев.

Слайд 6


В росписи хохломской посуды нет
жанровых сцен. Художники рисуют
растительные орнаменты:

В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики,
листики,
изогнутые веточки, землянички,
малинки, рябинки, сердечки цветов.
Узоры то тянутся вверх, то бегут по
кругу, то извиваются. В этом
разнообразии орнаментов проявляется
фантазия художников. Но самым
любимым мотивом остается орнамент
«травка»,изогнутая, кустиком или одной
былинкой.«Травку» обычно пишут
красным или чёрным цветом,
она обязательный элемент хохломской
росписи. Самые замысловатые узоры
называются «кудрины». Травка
превращается здесь в кудри-завитки,
похожие на перья жар-птицы.
«Кудрины» всегда пишутся золотом.
Цветущие кусты и плоды на Руси
считались пожеланием добра и
благополучия, поэтому-то их так
много в хохломской росписи.

Слайд 8

Художники не вычерчивают
заранее чётких контуров в
узорах, а для этого

Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо

необходимо большое
мастерство, точность руки и
глаза.
Посуда Хохломы создаёт
ощущение жаркого пламени.
Она практична и
нарядна.
Она поражает своей
удивительной красотой.
Не случайно Хохлома
так любима не только
туристами,
но и самими россиянами.

Слайд 9

Стих. Виктора Набокова “Хохлома”.
Птицы и петли, круженья, разводы Листья и стебли, колосья и

Стих. Виктора Набокова “Хохлома”. Птицы и петли, круженья, разводы Листья и стебли,
злаки, Редкие, мудрые формы природы Сердце влюбленного тайные знаки. Это придумали русские люди Те, что молились пенькам и березе.

Стих. Виктора Набокова “Хохлома”.
Птицы и петли, круженья, разводы Листья и стебли, колосья и злаки, Редкие, мудрые формы природы Сердце влюбленного тайные знаки. Это придумали русские люди Те, что молились пенькам и березе.

Слайд 10

На деревянном языческом блюде Травы, цветы, легендарные розы. Как я люблю хохломское искусство! Ложки и

На деревянном языческом блюде Травы, цветы, легендарные розы. Как я люблю хохломское
те у меня хохломские К ним у меня постоянное чувство, С детства они мне родные, родные.

На деревянном языческом блюде Травы, цветы, легендарные розы. Как я люблю хохломское искусство! Ложки и те у меня хохломские К ним у меня постоянное чувство, С детства они мне родные, родные.

Слайд 12

Я разложу их, и гости довольны И никаких замечаний и жалоб. Слышно одно в

Я разложу их, и гости довольны И никаких замечаний и жалоб. Слышно
разговоре застольном: Щец бы горячих, борща не мешало. Кисть хохломская! – Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни. Ты, как душа у народа красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Я разложу их, и гости довольны И никаких замечаний и жалоб. Слышно одно в разговоре застольном: Щец бы горячих, борща не мешало. Кисть хохломская! – Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни. Ты, как душа у народа красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Слайд 17


Элементы росписи.

Элементы росписи.

Слайд 19



Давайте повторим:
1.Назовите Родину хохломской росписи.
2. Где используется хохломская роспись?
3.Почему хохломскую

Давайте повторим: 1.Назовите Родину хохломской росписи. 2. Где используется хохломская роспись? 3.Почему
роспись называют
огненной ?
4. Какой фон используется для хохломской
росписи ?
5. Назовите особенности хохломской
росписи.
Имя файла: «ЧУДО-ЛОЖКА».pptx
Количество просмотров: 227
Количество скачиваний: 0