Слайд 2ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ
Это – древнейшее ремесло. В деревянном зодчестве человек находил пользу
и красоту, украшал жилище резными деревянными изделиями, а дом декоративной резьбой.
Слайд 3Резьба - вид декоративно-прикладного искусства
(также резьба является одним из видов художественной
обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом.
Слайд 4Плосковыемчатая резьба
Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки. В
зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть: геометрической или контурной. Геометрическая резьба. Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся.
Слайд 5Контурная резьба
Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной
геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, - линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.
Слайд 8Геометрическая резьба
Это один из самых древних и распространенных видов резьбы по
дереву. Из-за простоты выполнения, во второй половине XVII века в России, она получила наиболее широкое применение. Ее выполняют в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрический орнамент, отсюда и её название «геометрическая».
Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является: трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз; отсюда и название – трехгранно-выемчатая резьба, а также двухгранные, четырехгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами.
Слайд 9Прорезная резьба
Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и
рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной. Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона...Такие детали получили собственное наименование - "домовая резьба".
Слайд 10Домовая резьба
Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью
топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.
Слайд 11Ажурная резьба
Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а
поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.
Слайд 12Плоскорельефная резьба
Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть
равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба - один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.
Слайд 14Резьба «Татьянка"
Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности
рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами - ножа-косяка и полукруглых стамесок.
Слайд 15Заоваленная резьба
Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режут более
глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона - более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном.
Слайд 16Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)
Вполняется так же , как и заоваленная
резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. Но вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.
Слайд 17Рельефная резьба
Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом
разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.Барельефная резьбаФигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.
Слайд 18Горельефная резьба
Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или
соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.
Слайд 19Накладная, или наклейная резьба
Состоит из отдельных элементов - резных фигур с контурными
и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.
Слайд 20Скульптурная резьба
Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или
полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.
Слайд 21ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА
В СЕРЕДИНЕ XV ВЕКА СЕЛО БОГОРОДСКОЕ ПРИНАДЛЕЖАЛО МОСКОВСКОМУ БОЯРИНУ М.Б. ПЛЕЩЕЕВУ
(ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О БОГОРОДСКОМ
ОТНОСИТСЯ К АВГУСТУ 1491 ГОДА
В ДУХОВНОЙ ГРАМОТЕ (ЗАВЕЩАНИИ) ЕГО СЫНА АНДРЕЯ),
В 1595 ГОДУ ОНО СТАЛО СОБСТВЕННОСТЬЮ
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ,
А КРЕСТЬЯНЕ – МОНАСТЫРСКИМИ КРЕПОСТНЫМИ.
ИМЕННО ОНИ ЗАЛОЖИЛИ ОСНОВЫ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ,
ПРОСЛАВИВШЕЙ НЫНЕШНЮЮ «СТОЛИЦУ ИГРУШЕЧНОГО ЦАРСТВА»
НА ВЕСЬ МИР.
СЕЛО БОГОРОДСКОЕ СТАЛО ОДНИМ ИЗ ЦЕНТРОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И РУССКОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.