Слайд 2
Русское декоративно-прикладное искусство, народные промыслы – явления самобытные, не имеющие аналогов
![Русское декоративно-прикладное искусство, народные промыслы – явления самобытные, не имеющие аналогов в мировой культуре.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-1.jpg)
в мировой культуре.
Слайд 4
Абашевская игрушка из глины традиционно изготавливалась мастерами села Абашево Пензенской губернии с
![Абашевская игрушка из глины традиционно изготавливалась мастерами села Абашево Пензенской губернии с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-3.jpg)
19 в. Свистульки предназначались для детских игр, однако в то же время абашевские игрушки обладали мистической функцией – функцией оберега.
Для абашевской игрушки характерны пластическая выразительность, лаконизм, упрощенность скульптурного языка, яркая образность, отсутствие четкой натуралистичности изображения. Она несет в себе черты сатирического мироосмысления.
Традиционно мастера-гончары производят глиняные игрушки-свистульки такого размера, чтобы они помещались на ладони.
Слайд 6
Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря, - одного из крупнейших
![Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря, - одного из крупнейших центров](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-5.jpg)
центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад.
Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла ор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”.
Слайд 8
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее
![ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-7.jpg)
к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.
Традиции изготовления глиняной игрушки передаются по женской линии от матери к дочери.
Слайд 9
КАРГОПОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
![КАРГОПОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-8.jpg)
Слайд 10
БОГОРОДСКИЕ ИГРУШКИ
История возникновения каргопольской игрушки, представляющей из себя небольшое расписное глиняное изделие, уходит корнями
![БОГОРОДСКИЕ ИГРУШКИ История возникновения каргопольской игрушки, представляющей из себя небольшое расписное глиняное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-9.jpg)
в историю гончарного промысла Архангельской области, в Каргопольском уезде которой гончары из местной красной глины изготавливали различные предметы обихода. Первые упоминания о данных игрушках датируются началом XX столетия.
Традиционная роспись игрушки – это выбеленная фигурка, разноцветно расписанная, но без лишних деталей. Краски выглядят достаточно приглушенно. Сегодня это самобытный сувенир, несущий в себе богатую историю народов севера, а также историю развития гончарного ремесла
Слайд 13
Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. Первая русская
![Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-12.jpg)
матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее она снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.
Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной.
Матрешка остается символом материнства, плодородия.
Слайд 15
Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера.
![Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-14.jpg)
Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие.
Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей.
Вот уже два с лишним века вологжанки превращают нитки в снежинки, цветы, узоры, замысловатые орнаменты – иногда кажется, что вещь просто скопировали с зимнего, расписанного морозом окна.
Слайд 16
Завиток за завитком, выплели северные мастерицы свой особый узор, «отпочковались»
![Завиток за завитком, выплели северные мастерицы свой особый узор, «отпочковались» от мирового](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-15.jpg)
от мирового кружевоплетения. Вологодское кружево обладает особой самобытной красотой. Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм. В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами и т. д.
Слайд 18Основы прикладного искусства заложили казацкие женки еще в конце XVII века, когда
![Основы прикладного искусства заложили казацкие женки еще в конце XVII века, когда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-17.jpg)
русские первопроходцы, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением.
В XIX веке платки из козьего пуха становятся популярными во всей Европе. Оренбургская мастерица Мария Ускова в 1862 году была награждена медалью Международной выставки в Лондоне. Всемирное признание оренбургские платки получили на выставках в Париже, Чикаго, Брюсселе и других городах мира.
Белые ажурные паутинки умещались в скорлупе гусиного яйца, свободно проходили через обручальное кольцо, весили 250-300 граммов и грели не хуже свитера.
Слайд 19Славой своей оренбургский пуховый платок обязан не только талантливым мастерицам-вязальщицам, но и
![Славой своей оренбургский пуховый платок обязан не только талантливым мастерицам-вязальщицам, но и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-18.jpg)
качеству исходного материала - козьего пуха.
Недалеко от Оренбурга в Губерлинских горах
в основном и обитают ценные пуховые козы.
В настоящих оренбургских платках пуховая нитка, предварительно отдельно спряденная, ссучивается с шелковой. Поэтому пуховые завиточки умело закрепляются шелком, что и позволяет носить такие платки помногу лет.
Оренбургский пуховый платок - это не только своеобразный символ, "визитная карточка" Оренбуржья, это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердца.
.
Слайд 21Павлово-посадские набивные, шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникли в
![Павлово-посадские набивные, шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникли](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-20.jpg)
подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг., одном из старейших российских текстильных центров.
Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды.
Слайд 23Документально зафиксировано, что в 1778 году в Туле братьями Иваном и Назаром
![Документально зафиксировано, что в 1778 году в Туле братьями Иваном и Назаром](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-22.jpg)
Лисицыными изготовлен самовар в первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками.
Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни - 64 рубля за пуд, из красной меди - 90 рублей за пуд. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок
Слайд 24Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди
![Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-23.jpg)
-50- 63% и цинка -37-50%), томпак (сплав меди -85-90% и цинка -10-15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди -50- 60%, цинка -19-39% и никеля -13-18%).
Сложен и многообразен процесс изготовления "тульского чуда", который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда.
Слайд 25Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами
![Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко за ее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-24.jpg)
можно встретить тульский самовар. Тульские мастера веками ковали оружие и делали самовары. Это традиционные промыслы тульского края, как гармонное производство, белевские кружева, пастила и многое другое.
Слайд 27Впервые это знаменитое лакомство упоминается в писцовой книге 1685-го года. Прянику суждено
![Впервые это знаменитое лакомство упоминается в писцовой книге 1685-го года. Прянику суждено](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-26.jpg)
было прославить тульский край. Самые разнообразные старинные пряничные формы, семейные фотографии мастеров и архивные материалы собраны в музее «Тульский пряник», существующем при фабрике «Старая Тула». Здесь представлен самый маленький пряник и гигантский - пудовый, единственный в стране.
Пекли пряники по своим уникальным рецептам, которые хранились в строгой тайне и передавались только по наследству и исключительно по мужской линии.
Слайд 28Тульский пряник - печатный. Сделать его непросто. Сначала нужно изготовить дощечку для
![Тульский пряник - печатный. Сделать его непросто. Сначала нужно изготовить дощечку для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-27.jpg)
формы. Материал для неё вырезается из берёзы и должен "вылежаться" – от пяти до 20-ти лет. Когда дощечка просыхала, на неё наносили узор в зеркальном отражении. По этой форме и пекли пряники. Уникальным можно считать пряник, форма которого использовалась всего один раз, в 1896-м году, ко дню коронации последнего российского императора Николая II. На этом прянике изображен профиль царственной особы. Тульский пряник неоднократно награждался российскими и международными призами.
Слайд 30Гжель- это название живописного подмосковного региона, что в 60-ти километрах от Москвы.
![Гжель- это название живописного подмосковного региона, что в 60-ти километрах от Москвы.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-29.jpg)
Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами.
Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики.
Слайд 31Подтверждено существование в Гжели гончарного ремесла с начала XIV века. В XIX
![Подтверждено существование в Гжели гончарного ремесла с начала XIV века. В XIX](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-30.jpg)
веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет – синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
.
Слайд 33На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец,
![На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-32.jpg)
основанное еще в XII веке. Среди населения быстро развивались разные ремесла; в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал.
Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек) расписывались растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью.
Слайд 34 Роспись не нуждается в термообработке, позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы,
![Роспись не нуждается в термообработке, позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-33.jpg)
цвета, оттенки.
Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.
Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан.
Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей.
Слайд 36История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и
![История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-35.jpg)
деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) -Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.
Слайд 37Главная тема украшения жостовских подносов - букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами
![Главная тема украшения жостовских подносов - букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-36.jpg)
свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск - это традиция.
На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.
Слайд 39Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским
![Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-38.jpg)
народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров. Самостоятельный стиль палехской иконописи сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века.
Слайд 40Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах.
Отличительными
![Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-39.jpg)
чертами палехской школы являются: миниатюрное(мелочное) многоклеймное
письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость; разнообразие радужных сияний; деревья с натуральной листвой; удлинeнность фигур подобно строгановским; тонкость обнаженных частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых).
Слайд 41Палехская роспись - это радуга красок на чёрном фоне. Рисунок лёгкий, изящный,
![Палехская роспись - это радуга красок на чёрном фоне. Рисунок лёгкий, изящный,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-40.jpg)
с плавными округлыми линиями. Следующая стадия - украшение изображения золотом. Тончайшие листы сусального золота перетираются со специальным составом пальцами. Золотая штриховка бывает иногда настолько тонкой, что наносят её, работая с увеличительным стеклом! Готовую миниатюру обрамляют сложным золотым узором. Вот что такое Палех!
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества.
Слайд 43Федоскинская миниатюра, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся
![Федоскинская миниатюра, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-42.jpg)
в конце 18 в. в подмосковном селе Федоскино. Производство изделий из папье-маше возникло в 1798.
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: "тройки", "чаепития", сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.
Слайд 44Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя - последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции),
![Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя - последовательно выполняются замалевок](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-43.jpg)
пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах).
Оригинальной федоскинской техникой является "письмо по сквозному": на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, поталь или перламутр.
Слайд 45Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения..
![Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-44.jpg)
Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются "сканью" (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), "цировкой" (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), "шотландкой" (сложная сетка, нанесенная жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
Слайд 47Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье
![Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1137234/slide-46.jpg)
(селе Семино Нижегородской губернии). Это, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.
При выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.