Слайд 2«Не потому ли,
что вырос я в мудрой тайге
В свете преданий
и
древних народных легенд,
Стал я певцом и теперь для народа пою,
Родину славлю и маму родную свою».
Андрей Пассар
«Нанайка»
Слайд 3Мировоззрение малых народов
Приамурья, тесно связанных с природой, имело
в своей основе
одушевление всех предметов и явлений в окружающем мире. Они полагали, что
в природе всё живёт и всё имеет душу, обладающую свойствами влиять на судьбы людей.
Слайд 4Орнамент
в народном искусстве всегда служил для украшения
предметов быта.
Это коллективное творчество
народа, уходящее своими корнями
в глубь тысячелетий.
Слайд 5Созданные и отшлифованные
трудом поколений,
народные орнаменты
представляют
огромную ценность
как один из
истоков
профессионального искусства –
живописи, графики, скульптуры
и как частица истории
создавшего их народа.
Слайд 6Самобытно и неповторимо
орнаментальное
искусство
малых
народов
Приамурья.
Слайд 7Особое место в жизни малых народов Приамурья занимало
искусство украшения бытовых вещей,
которому учились с детства. Это искусство было их светлой радостью, целым миром рукотворной красоты. От матери к дочери от отца к сыну передавались традиции орнаментального искусства.
Слайд 8Тесно связанное с созданием предметов материальной культуры – различной домашней утвари, одежды,
обуви,
средств передвижения – лодок и нарт, оружия, жилища, а также предметов культа,- оно украшало жизнь людей, давало возможность развернуться незаурядным талантам отдельных мастеров и мастериц, удовлетворяло их стремление к красоте.
Искусством занимались взрослые и подростки, все, кто имел склонность к художественному творчеству и обладал навыками, приобретёнными с детства.
Все предметы необходимые для жизни обязательно украшались орнаментом, причём мотивы узоров, орнаментов никогда не повторялись на этих предметах.
Слайд 9Мастерицы умели
самостоятельно составлять орнаменты для различных вещей и помнили, что каждый
узор предназначается для строго определённого изделия.
Нельзя, например, орнамент для халата вышивать на одеяле или подушках, так как узоры халата могут иметь магический или символический смысл.
Слайд 10Кроме того, композиция узора должна всегда соответствовать форме и размерам украшаемой вещи.
Слайд 11Неистощима фантазия мастериц,
бесконечны варианты узоров.
Все они хранят, свой особый,
красочный и нарядный
амурский колорит.
В орнаментах запечатлены
картинки живой природы: волны,
облака, растения,
обитатели тайги звери.
Слайд 12Учёные отмечают
традиционность цветочного и лиственного орнамента со стилизованными стеблями.
Мастерицы могут сказать конкретно,
какие листья и цветы изображены на том или ином узоре.
Слайд 13Растительным орнаментом украшалась обувь, рукавицы, посуда из бересты, халаты, детская одежда.
Особенно часто
встречались стилизованные изображения листьев различных деревьев и морских растений.
Слайд 14Нередки изображения парных спиралей и лиственного узора с двумя симметрично расположенными завитками
по обеим сторонам. Как правило, это слившиеся парные спирали, парные завитки, фигура, похожая на пальметку или пятилистник, и аналогичная фигура, только с листообразными дополнениями по сторонам.
Слайд 15Особенно удавались женщинам изделия из бересты. Это коробки, сосуды, вёдра, туески и
другие предметы домашнего быта.
Слайд 16Берёза давным-давно
заслужила любовь и благодарность людей целебными свойствами свих почек, яркой
зеленью нежных листьев, живительным соком ствола и превосходными качествами коры.
Слайд 17Из лёгкой и прочной бересты на Амуре издавна
изготавливают не только всевозможную
утварь,
но и лодки – оморочки.
Слайд 18 Лёгкие, удобные и нарядные
крыши для летнего жилища.
Слайд 19При изготовлении посуды, края, состоящие из нескольких слоёв бересты, иногда обшитые расколотым
деревянным пояском, схватывались тонким очищенным корневым отростком. Отверстие для пропускания корешка предварительно прокалывалось шилом. На посуду наносились разнообразные швы.
Слайд 20Древний способ украшения берестяных изделий – тиснение.
На Нижнем Амуре короткие линии
– штрихи в виде мазка кисти, расположенные в один или два ряда, наносились специальным ножом, железным или костяным.
Береста предварительно распаривалась на огне. Известно, что таким способом украшались туеса, коробки, вёдра, турсучки и другие изделия.
Слайд 21Нередко берестяные коробки, крышки, туеса обклеивались орнаментом, вырезанным из бересты и окрашенным
в чёрный цвет при помощи кетовой икры и сажи.
Иногда ажурные орнаменты пришивались к коробкам сухожильными нитками. Орнамент на изделиях из двух слоёв бересты вырезался на наружном слое, обычно имевшем тёмный цвет. Чтобы береста приобретала тёмный цвет, её закапывали в землю.
Слайд 22Наиболее сложный и трудоёмкий приём орнаментации – это резьба по бересте. Здесь
требуется знание народных орнаментов, уверенная рука художницы, способной чётко вырезать на мягкой поверхности бересты тонкий слой и осторожно снять его в определённых местах.
Так создаются удивительные образцы народного искусства.
Слайд 23Изделиям, созданным руками современных мастериц может позавидовать самая требовательная модница.
Слайд 25Дерево, обладающее целебными свойствами почек, живительным соком ствола и превосходными качествами коры.
Слайд 26Дерево, обладающее целебными свойствами почек, живительным соком ствола и превосходными качествами коры.
Слайд 271. Легкий и прочный материал для изготовления домашней утвари, лодок – оморочек.
Слайд 281. Легкий и прочный материал для изготовления домашней утвари, лодок – марочек.
Слайд 292. Вид орнамента в котором элементы узора имеют форму простых фигур.
Слайд 302. Вид орнамента в котором элементы узора имеют форму простых фигур.
Слайд 313. Вид орнамента в котором элементы узора имеют форму листьев и цветов.
Слайд 323. Вид орнамента в котором элементы узора имеют форму листьев и цветов.
Слайд 334. Традиционный вид орнамента в творчестве народов Приамурья.
Слайд 344. Традиционный вид орнамента в творчестве народов Приамурья.
Слайд 355. Традиционный вид орнамента в котором элементы узора имеют форму птиц, рыб,
животных.
Слайд 365. Традиционный вид орнамента в котором элементы узора имеют форму птиц, рыб,
животных.
Слайд 376.Вещество входящее в состав черной краски.
Слайд 386.Вещество входящее в состав черной краски.
Слайд 39Работы учащихся выполненные в технике аппликации
Слайд 40Работы выполненные гуашью и тушью
Слайд 41Работы выполненные акварелью с использованием цветной бумаги