Экзистенциальный анализ

Содержание

Слайд 2

Понятие "экзистенциальный анализ" многослойно. Оно означает:
1) попытку онтологического обоснования психо(пато)логии и

Понятие "экзистенциальный анализ" многослойно. Оно означает: 1) попытку онтологического обоснования психо(пато)логии и
психотерапии;
2) связующее звено между философской и медицинской (в частности, психиатрической) антропологией;
3) разработку новых терапевтических подходов к лечению невротических и психотических больных.

Слайд 3

Экзистенциальный анализ часто рассматривают как самостоятельный психотерапевтический метод, который применяется наряду с

Экзистенциальный анализ часто рассматривают как самостоятельный психотерапевтический метод, который применяется наряду с
другими методами, например, с психоанализом, или вместо них. Однако в историческом плане экзистенциальный анализ возник не из потребности в изменении психоаналитического метода, а из недовольства недостаточным теоретическим обоснованием психоанализа и прежде всего психо(пато)логии и клинической психиатрии.

Слайд 4

История

Экзистенциальный анализ возник в результате полемики психиатров, психо(пато)логов и терапевтов с экзистенциальным

История Экзистенциальный анализ возник в результате полемики психиатров, психо(пато)логов и терапевтов с
анализом Мартина Хайдеггера (1927) и представляет собой не просто продолжение, а трансформацию онтологического подхода в эмпирическую концепцию и метод, ориентированный на понимание конкретных жизненных процессов человека. Его основателем стал Л. Бинсвангер (1881 1966).
И все же это феноменологически-антропологическое направление исследования наиболее последовательно развивалось Бинсвангером. Название "экзистенциальный анализ" оно получило сравнительно поздно (в 1943 году) по инициативе швейцарского психиатра Й. Вирша5). Позднее М. Босс, обратившись к проблематике отдельных наук и оспаривая продуктивность разделения явлений на субъекты и объекты, попытался соотнести экзистенциальный анализ с идеями Хайдеггера.

Слайд 5

Если экзистенциальный анализ обязан своим теоретическим фундаментом и научным обоснованием в первую

Если экзистенциальный анализ обязан своим теоретическим фундаментом и научным обоснованием в первую
очередь феноменологии Э. Гуссерля и экзистенциальному анализу М. Хайдеггера, то камнем преткновения для него все же всегда оставался психоанализ. Насколько экзистенциальный анализ, с одной стороны, обязан своим возникновением полемике с ним, и насколько сложно, с другой стороны, ему было оставаться в этих рамках, показывает следующий исторический экскурс.

Слайд 6

Активный обмен мнениями между основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом и основателем экзистенциального анализа

Активный обмен мнениями между основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом и основателем экзистенциального анализа
Людвигом Бинсвангером продолжался с 1907 по 1938 годы, то есть до смерти Фрейда. Бинсвангер часто навещал Фрейда, а Фрейд гостил у Бинсвангера в Швейцарии. Фрейд ожидал многого, пожалуй, даже слишком многого, от отношений с Бинсвангером. После того как в 1911 году к Бинсвангеру перешла от отца частная лечебница для нервнобольных в Кройцлингене, Фрейд постоянно направлял к нему пациентов - иногда лечившихся до этого у него самого - для стационарного психоаналитического лечения.

Слайд 7

В этот период сам Бинсвангер очень много работал в качестве психоаналитика и

В этот период сам Бинсвангер очень много работал в качестве психоаналитика и
публиковал психоаналитические статьи в ежегоднике, издававшемся Фрейдом8). Поскольку Фрейд направлял к нему для продолжения лечения некоторых своих пациентов, в переписке между ними происходил оживленный обмен мнениями по общим терапевтическим проблемам. Бинсвангер видел в психоанализе новые возможности познания и терапии, но не принимал его доктрину. Он неоднократно описывал разные этапы своего соприкосновения с психоанализом.

Слайд 8

Разработку Бинсвангером собственной концепции, его отход от Фрейда и вместе с тем

Разработку Бинсвангером собственной концепции, его отход от Фрейда и вместе с тем
предысторию экзистенциального анализа лучше всего можно проследить на примере того, как складывалась судьба "Введения в проблемы общей психологии". Этот труд, задуманный в 1912/1913 годах как систематизированный анализ отношений между естественными науками и психологией, с одной стороны, и психологии и психоанализа - с другой, в основной своей части должен был содержать теоретическое обоснование клинической психиатрии и психоанализа. Первая часть, посвященная Э. Блейлеру и Фрейду, появилась только в 1922 году10). В ней с позиций Дильтея рассматриваются, прежде всего, научно-теоретические условия их деятельности. Вторая часть, к великому огорчению Фрейда, так и не была издана. Причины этого следует искать не столько во внешних обстоятельствах, связанных с повседневной практикой, сколько в объективных проблемах, с которыми столкнулся Бинсвангер, когда после углубленного изучения феноменологии Эдмунда Гуссерля (начиная с 1916 года) он осознал естественнонаучную или объективистскую "твердолобость", как он это сам называл. Первое время пропасть между учением о бессознательном и феноменологическим идеалом метода казалась почти непреодолимой. Решение этой проблемы стало вырисовываться для Бинсвангера только в конце 20-х годов в результате ознакомления с экзистенциальным анализом Хайдеггера (Heidegger 1927).

Слайд 9

Значение феноменологии Э. Гуссерля для экзистенциального анализа в разные периоды его истории

Значение феноменологии Э. Гуссерля для экзистенциального анализа в разные периоды его истории
менялось, пока, наконец, конституциональный анализ трансцендентного сознания психотических больных, основанный на интерпретации В Шиласи идей Гуссерля и разработанный Бинсвангером в его поздних работах (Binswanger 1960a,b, 1963, 1965), не сделал экзистенциальный анализ, ориентированный, главным образом, на представления Хайдеггера, чуть ли не устаревшим11). В данном контексте мы ограничимся лишь кратким изложением принципов феноменологического подхода, который сохраняется в экзистенциальном анализе.

Слайд 10

Вышеупомянутое противоречие "теории, свободной от теории" становится несколько более понятным, если учесть

Вышеупомянутое противоречие "теории, свободной от теории" становится несколько более понятным, если учесть
неоднозначность слова "теория". "Теория" в значении естествознания и наук, ориентированных на него, обозначает систему гипотез, которые можно проверить на основе опыта и с помощью эксперимента, причем эти методы проверки в той или иной степени доказали свою надежность. В рамках такой концепции реальности сущность "теории" состоит в том, что благодаря ей явления (возможно, конкретизированные с помощью модельных представлений, но сами по себе не конкретные) объясняются структурой условий, а внешняя реальность трактуется как то, что ею обусловлено, или как эпифеномен. При этом познание понимается как вЭдение, позволяющее человеку раскрыть констелляцию условий и тем самым контролировать их; этому соответствует также "диагностика" в медицине, ориентированной на естественные науки.

Слайд 11

Вместе с тем существует и другое понятие "теории", которое восходит к греческому

Вместе с тем существует и другое понятие "теории", которое восходит к греческому
значению слова uewsia. В этом смысле теория означает "созерцание" как полную противоположность практике, позволяющей властвовать над всем сущим, мотивирующей подход, который направлен на анализ условий, и определяющей техническое отношение позитивистских наук к миру.

Слайд 12

Следовательно, феноменология не означает простого описания, в значении которого иногда употребляют это

Следовательно, феноменология не означает простого описания, в значении которого иногда употребляют это
слово представители естественных наук. Наиболее употребительное по сей день определение понятия феноменологического- в противоположность простой ориентации на феноменальное - дается в работе Хайдеггера (Heidegger 1927, 28 etc.). То, что должно быть в феноменологии "феноменом", - это не внешний аспект предмета, а прежде всего "логос". Таким образом, феноменология, вопреки широко распространенному неверному мнению, ведет не к абсолютизации поверхностного аспекта мира, а к радикализации принципа опыта. Наглядной данностью должно быть не только то, что воспринимается с помощью органов чувств; речь также идет о структурах, делающих воспринимаемый предмет разумным и понятным. В конечном счете такая радикализация принципа опыта сводится к постулату об изменении познавательной способности.

Слайд 13

Экзистенциально-аналитическая концепция

Экзистенциально-аналитическая концепция

Слайд 14

Для понимания экзистенциального анализа важно иметь четкое представление о следующих значениях слова

Для понимания экзистенциального анализа важно иметь четкое представление о следующих значениях слова
"быть":
1) субъектном
2) семантическом
3) относящемуся к присутствию в настоящем времени.

Слайд 15

1. В первом случае следует вспомнить о гамлетовском "быть или не быть".

1. В первом случае следует вспомнить о гамлетовском "быть или не быть".
Жесткое разделение субъективного и объективного бытия следует трансцендировать в направлении смысла "быть", который не зависит от этого разграничения. Учитывая современную тенденцию к объективизации любой ценой, этот смысл, пожалуй, проще достичь через рефлексию субъективного бытия, а не через новое понимание объективности объекта.
2. Не менее важно, чем субъектный характер, семантическое значение слова "быть". Из этого понятия следует устранить все статичное. Оно обозначает событие, то есть "событие", то, в чем в данный момент находится человек и чем он живет.
3. "Быть здесь" ("присутствовать") означает "настоящее время" в смысле реальных событий. В противоположность этому при констатации чего-то уже имеющегося в качестве временнуй формы глагола существует "прошлое". Однако речь здесь не идет о выделении настоящего как одной из форм времени среди прочих; точно так же бытие не означает конкретного местонахождения (присутствия) или конкретного времени (настоящего), исключающего прошлое и будущее.

Слайд 16

Отсюда проще всего прийти к пониманию экзистенциально-аналитического подхода к истории жизни или

Отсюда проще всего прийти к пониманию экзистенциально-аналитического подхода к истории жизни или
болезни. Еще в 1927 году Бинсвангер разграничил понятия функции жизни и внутренней истории жизни (Binswanger 1947, 50 etc.). Он уточнил их в рецензии (Binswanger 1931) на книгу "Событие и переживание" Э. Штрауса (Straus 1930). Идея "внутренней истории жизни" - возникшая в результате более чем двадцатилетней психоаналитической практики - носила на себе печать психоанализа, но в конечном счете психоаналитической трактовкой не ограничилась.

Слайд 17

Экзистенциальный анализ как герменевтика история жизни

Экзистенциальный анализ как герменевтика история жизни

Слайд 18

Клиническая психопатология и психоанализ отличаются друг от друга, помимо прочего, тем, что

Клиническая психопатология и психоанализ отличаются друг от друга, помимо прочего, тем, что
в первом случае акцент делается на формальных, а во втором - на содержательных аспектах переживания. Своеобразие экзистенциально-аналитического подхода позволяет понять тематику и форму существования человеческой жизни в их взаимосвязи. Основные понятия психоаналитического исследования, такие, как "объектные отношения", "реальность" (принцип реальности), "Оно", "Я", "Сверх-Я" и т. д. не просто выступают как некие модельные представления, а словно инородные элементы "вставляются" в открытый вопрос об историческом становлении и построении специфического бытия в мире. При этом главный вопрос - это вопрос о специфическом соединении составления и осуществления плана как основе отдельных психических расстройств или ограничений.

Слайд 19

Путь от психоаналитической практики к экзистенциальному анализу проще, короче и характеризуется менее

Путь от психоаналитической практики к экзистенциальному анализу проще, короче и характеризуется менее
острой конфронтацией, чем путь от психоаналитической теории к экзистенциальному анализу. Прежде всего речь здесь идет не более чем о важных смещениях акцентов. В этом Бинсвангер и Босс, как бы ни расходились они в остальном, были единодушны. Как ни парадоксально, но именно "техника" и есть то, что связывает психоанализ с экзистенциальным анализом. Прежде всего, Босс постоянно указывал на то, что безоценочное, свободно парящее внимание, рекомендованное Фрейдом аналитику в качестве базисной установки, во многих важных пунктах совпадает с экзистенциально-аналитической установкой28). Отказ аналитика от всякого самовольного вмешательства в долгий, трудный процесс "вспоминания, повторения и переработки" (Freud 1914) можно рассматривать как особую, приноровленную к отношениям между врачом и пациентом epochй29).

Слайд 20

Создается впечатление, что функция этих подчеркнуто механистических аспектов психоаналитических модельных представлений состоит,

Создается впечатление, что функция этих подчеркнуто механистических аспектов психоаналитических модельных представлений состоит,
помимо прочего, в том, чтобы дать аналитику опору в объективирующем, технократическом сознании и тем самым не дать ему потеряться в открытости человеческих взаимоотношений. Экзистенциальный анализ отказывается предоставлять такую поддержку. В его консеквентности заложен более радикальный самоанализ аналитика, где объектом рассмотрения становятся не только контрпереносы аналитика, но и используемые конструкты, будь то повседневные представления, с помощью которых донаучное сознание надеется постичь другого человека, или технические модели, с помощью которых научное исследование, в частности, психоанализ, пытается раскрыть психическую жизнь и сделать ее управляемой. Это означает, что терапевт, работающий в рамках экзистенциально-аналитической теории, должен быть готов отказаться от своих теоретических конструктов и модельных представлений.

Слайд 21

На практике это приводит к тому, что проработка прошлого, хотя и принимается

На практике это приводит к тому, что проработка прошлого, хотя и принимается
в расчет на всем протяжении терапии, но все же не выдвигается на первый план в такой степени, как в классическом психоанализе. В связи с отказом от жесткой схемы интерпретации, которая в первую очередь способна охватить генетические детерминанты, большее значение приобретает связь нынешней ситуации, а также прошлого с будущим. Это проявляется уже в подчеркивании в экзистенциальном анализе категории возможного (Heidegger 1927, §§ 31, 53) 30) как неотъемлемого момента бытия. Бройтигам (Brдutigam 1961) включил эту экзистенциально-аналитическую идею в теорию аналитической психотерапии и противопоставил преобладавшей до сих пор "генетически-детерминистской" установке установку, "открытую настоящему". Это только один из примеров того, в какой степени экзистенциальный анализ повлиял на психотерапию даже там, где она отнюдь не объявляет себя "экзистенциально-аналитической". Впрочем, при антропологической направленности различных психотерапевтических течений после Второй мировой войны речь не идет исключительно о воздействии экзистенциального анализа в узком смысле - речь идет о гораздо более широком движении, которое в экзистенциально-аналитических концепциях всего лишь нашло наиболее ясное и систематизированное в методологическом отношении оформление.

Слайд 22

Различие между психоаналитической и экзистенциально-аналитической терапией проще всего показать на примере того

Различие между психоаналитической и экзистенциально-аналитической терапией проще всего показать на примере того
значения, которое придается "переносу" и "сопротивлению". Плодотворность модельных представлений, связанных с этими двумя понятиями, экзистенциальным анализом не ставится под сомнение. Однако он с особой настойчивостью показывает, что преобладание определенных рабочих гипотез не может не оказывать влияния на отношение терапевта к пациенту. Прежде всего экзистенциальный анализ обратил внимание на то, что такое вторжение, связанное с добросовестным и полным использованием рабочих гипотез, очень легко выходит за рамки поставленной цели и деформирует отношения между врачом и пациентом. Это привело к тому, что наряду с механизмами переноса больше внимания стало уделяться первоначальной (раскрывающей будущее) встрече как важному моменту излечения. Поэтому мы никак не можем согласиться с Кондрау (Condrau 1963), который считал, что "любовь, проявляющуюся при переносе, нельзя воспринимать иначе, как настоящее человеческое отношение анализанда к аналитику". Такое утверждение было бы не менее односторонним, чем противоположное утверждение.

Слайд 23

Некоторые авторы также пытались свести различие между психоаналитической и экзистенциально-аналитической терапией по

Некоторые авторы также пытались свести различие между психоаналитической и экзистенциально-аналитической терапией по
Боссу к простой формуле: "Там, где первая задает вопрос 'почему?', вторая спрашивает: 'Почему не?'" Это - полемически заостренное упрощение, которое, однако, не так уж далеко от истины. Босс (Boss 1971, 563) совершенно определенно признал, что этот вопрос является "сердцевиной" его терапии. В целом, вера в освобождающую силу психотерапии в смысле раскрепощающей "опережающей заботы" [vorspringende Fuersorge], как это назвал Хайдеггер (Heidegger 1927, §26, 121-122, 263-264, 297), в экзистенциально-аналитически ориентированной психотерапии более велика. Последняя рассматривает себя как новое обоснование сократовской майевтики, когда и психотерапевт также задается вопросом о собственном существовании.

Слайд 24

Что касается техники и сеттинга, то экзистенциально-аналитическая терапия по сравнению с психоанализом

Что касается техники и сеттинга, то экзистенциально-аналитическая терапия по сравнению с психоанализом
в меньшей степени определяется жесткими правилами. И в ней тоже во многих случаях предпочтительным считается использование кушетки. Это может оказаться уместным прежде всего при работе с пациентами, которые в остальном живут преимущественно "в вертикальном направлении смысла" (Бинсвангер); "горизонталь" имеет для них помимо прочего терапевтический символический смысл, на который прежде всего обращал внимание Босс. Сопротивление использованию кушетки, как и любое сопротивление, нужно тщательно исследовать с точки зрения того, в какой мере в его основе лежат не только невротические, но и "аутозащитные" негативные чувства. Столь же активно, как и против абсолютизации рабочих гипотез, экзистенциальный анализ выступает также против жестко установленных техник. Его задача состоит в том, чтобы дать больший простор фантазии терапевта, продуктивным мгновенным инсайтам, то есть творческому началу в терапии.
Имя файла: Экзистенциальный-анализ.pptx
Количество просмотров: 20
Количество скачиваний: 0