Слайд 21. Предлагает ли папа построить суррогатную религию жертвуя однозначностью нашей веры?
Слайд 3Отнюдь нет. Папа ищет пути решения конкретных проблем в мире, которые делают
вызов христианской вере, и на которые христианство способно и должно ответить. А именно, любовь ко всем людям может стать импульсом к созданию всеобщего братства, ведь мы все дети одного Бога в Его Сыне. Весь документ основан на благой вести, которую мы слышим в притче о Добром Самарянине. (§56)
Слайд 42. Согласно названию – Fratelli tutti (все братья, или всеобщее братство) –
папа обращается только к мужчинам, т.е. к братьям. Тем не менее, папа часто говорил о важной роли женщин в Церкви. Почему же он тогда не говорит о «братьях и сёстрах»?
Слайд 5“Fratelli tutti”, это то, как писал и говорил Св. Франциск Ассизский, который,
как пишет папа, «…обращался к своим братьям и сёстрам и предлагал им вести свои жизни согласно евангелию.» (§1)
Слайд 63. Кажется, что папа пишет против идеи капитализма и в пользу идеи
социализма, или, по крайней мере, занимает левую позицию по многим политическим и экономическим вопросам. Если это так, не исключает ли такой подход многих людей, в том числе и католиков, далёких от левых идеалов?
Слайд 7Папа не занимает ни правую, ни левую позицию. Его цель – обратиться
ко всем людям в современном обществе, которых многие современные политические и экономические практики сделали отверженными и исключёнными, недостойными быть частью общего блага (гл. 1).
Слайд 84. Что означают слова «социальная энциклика» и почему папа не пишет о
христианском богословии и доктрине, как это делали другие папы до него?
Слайд 9Вся энциклика написана как христианский богословский текст. Однако, для папы «христианский» означает
одновременно и персональный, и социальный. Оба направления неразрывны от евангелия, потому что оба направления основаны на истине о том, что «Бог есть любовь.»
Слайд 105. Папа пишет, что эта энциклика была написана во многом под влиянием
Великого Имама Ахмада Аль-Тайиба. С каких это пор представители иных религий имеют влияние на документы Церкви и не её учительство? Неужели такое влияние необходимо?
Слайд 11Папа не говорит о «влиянии», но о «вдохновении» со стороны Великого Имама.
Папа был вдохновлён прежде всего своим собственным опытом христианской веры. Это католическая энциклика, обращённая ко всей человеческой семье.
Слайд 126. Когда папа пишет «Давайте мечтать, как одна человеческая семья,» не предлагает
ли он некую форму универсализма [возможность спасения всех людей, не взирая на их религиозные принадлежности]? (§8)
Слайд 13Для христианина не существует вопроса, «должны» ли мы все быть равными или
нет, потому что мы все равны, потому что мы все дети единого Отца. Именно это равенство является источником, причиной неотъемлемых прав человека. Энциклика указывает на конкретные шаги для защиты и продвижения этих прав.
Слайд 147. В энциклике превалирует очень негативный тон по отношению ко всему новому,
современному, основанному на технологическом прогрессе. Какие альтернативы предлагает папа? Что папа и Церковь делают, чтобы исправить конкретные ситуации несправедливости?
Слайд 15Документ ни в коем случае не критикует всё новое и не противится
технологическому прогрессу как таковому. Скорее, документ критикует всё то, что есть античеловеческим, насильственным, унизительным и исключающим по отношению к людям. За исключением гл. 1, в которой перечисляются наиболее насущные проблемы, и гл. 2, которая носит катехитический характер, остальные части энциклики предлагает возможные пути к достижению братства и социальной дружбы.
Слайд 168. В энциклике звучит критицизм «свободного рынка» и других экономических форм. Похоже,
что папа теперь специалист в экономике, отвергая те или иные политэкономические теории. Какими данными он оперирует в формулировании своего мнения? (§32)
Слайд 17Критика нео-либеральной экономики папы не является критикой с позиции экономиста, но критикой
с позиции евангельских ценностей. Это прежде всего критика опасных и даже преступных последствий, превалирующих в той экономической модели, в рамках которой сегодня живёт большая часть человечества.
Слайд 189. Современные технологические инновации приняты незаменимыми в жизни молодёжи. Почему папа называет
их «цифровым оружием ненависти и разрушения»? Не является ли такая критика излишне сильной? (§42)
Слайд 19Цифровые технологии используются как молодёжью, так и взрослыми. Никто не застрахован от
опасности стать жертвой ненависти, и никто не застрахован от злоупотребления ими. Поэтому, нельзя быть слишком критичным по отношению к цифровым технологиям, к их негативному использованию, осознанно или нет. Критицизм проливает свет на конкретные ситуации в поисках решений: «Самые большие риски исходят не от конкретных предметов, не из материальных реальностей… но от того, как мы их используем.» (§160)
Слайд 2010. Некоторые предложения папы имеют социалистическую и коммунистическую коннотацию. Каким образом он
думает создать мир, в котором у всех будет кусок земли, дать дом и работу всем? Предпочитает ли он единое тоталитарное государство? (§126)
Слайд 21Энциклика основывается на христианском видении общества и экономики, следуя традиции социального учения
Церкви. То, что предлагает энциклика, это новую модальность человеческого общества с открытым горизонтом, основанным на открытости христианской веры.
Слайд 2211. Почему папа говорит о популизме и либерализме в документе о братстве?
Зачем нам знать о политических взглядах папы? (§156)
Слайд 23Папа пишет о популизме и либерализме потому, что эти подходы не справились
с проблемой социальной несправедливости и общечеловеческого неравенства. Сегодня нам необходимо общество, основанное на принципах неприкосновенности достоинства каждой личности. Общество, открытое ко всем, направленное на созидание, способное на противостояние и борьбу против нищеты, несправедливости и различного рода дискриминаций. Перспектива веры способна направить политиков к созиданию и строительству «цивилизации любви.»
Слайд 2412. Предлагает ли папа отмену частной собственности для того, чтобы мы все
стали братьями? (§120)
Слайд 25Нет. Социальное учение Церкви подчёркивает, что понятие частной собственности подчиняется принципу общего
использования материальных благ как дар творения и поэтому вся частная собственность имеет существенно социальный характер.
Слайд 2613. Энциклика почти не упоминает ни Бога, ни Христа. Кажется, что всё
внимание направлено на проблемы социального и гуманитарного порядка. Где находится ориентир для католиков и почему Церковь действует как неправительственная организация?
Слайд 27Энциклика только и говорит как о Боге и об Иисусе Христе, потому
что она о любви, и только через Иисуса Христа мы знаем, что Бог есть любовь. Когда мы говорим о «жертвенности любви», мы говорим об отношении между Богом и всеми людьми. Это значит говорить об историческом Иисусе. Любовь касается самых сложных проблем человеческого сосуществования и истинное человечество проявляет себя в Иисусе Христе. Для католиков истинным горизонтом есть только Христос.
Слайд 2814. Кажется, что Fratelli tutti не делают разделений между религиями. Что важнее
для папы, чтобы мы были все равными, или чтобы мы следовали Христу? (§271)
Слайд 29В энциклике таких заявлений нет. Мы все равны потому, что мы все
сотворены по образу и подобию Бога и поэтому мы все братья и сёстры в Сыне Божием. Это учение Христа и тема энциклики. Разные религии «основаны на своём уважении, что каждый человека есть творением, и потому призван быть сыном Бога, способствовать созиданию братства и защищать справедливость в обществе.» (§271)