Философия права. Религия и право

Содержание

Слайд 2

Пра́во— это один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых,

Пра́во— это один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых
принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

Религия–это форма общественного сознания, основанная на вере в священное; система духовных представлений и соответствующих им норм поведения верующих, которые направлены на объяснение главных вопросов бытия человека, а также на поддержание в обществе единства и стабильности.

Слайд 3

сакральный характер (от лат. sacer - священный, святой, посвященный божеству, неприкосновенный) –

сакральный характер (от лат. sacer - священный, святой, посвященный божеству, неприкосновенный) –
наделение святостью определенных предметов, существ, институтов;
универсальность – она выступает не только регулятором общественных отношений, но и способом постижения целостной картины мира, формирования определенного мировоззрения.

Особенности религии:

Слайд 4

это разновидность социальных норм, которые устанавливают модель поведения, основанную на вере в

это разновидность социальных норм, которые устанавливают модель поведения, основанную на вере в
Бога, и направлены на регулирование как внутренней, так и внешней жизни человека.

Религиозные нормы

Слайд 5

формируются на основе религиозных представлений;
их источниками выступают священные тексты, откровения как особая

формируются на основе религиозных представлений; их источниками выступают священные тексты, откровения как
форма познания и связи с божественным;
направлены на регулирование как внутренней, так и внешней жизни человека;
основываются на сакральном авторитете (Бога или личности, например, святых, пророков, т. д.);
имеют свою санкцию;
стабильны.

Признаки религиозных норм:

Слайд 6

выступают формами правосознания. В структуре правового и религиозного сознания выделяют:
- идеологический

выступают формами правосознания. В структуре правового и религиозного сознания выделяют: - идеологический
уровень – систематизированные представления о правовой или религиозной действительности;
- психологический уровень – совокупность чувств, эмоций, переживаний по поводу права или религии;

Общие черты права и религии:

Слайд 7

выполняют регулятивную функцию, устанавливая общеобязательные правила (модели) поведения, имеющие императивный, безусловный характер;
значительная

выполняют регулятивную функцию, устанавливая общеобязательные правила (модели) поведения, имеющие императивный, безусловный характер;
формализация (нормы большинства правовых и религиозных систем закреплены в соответствующих текстах, которые имеют иерархичный характер);
возникают в результате распада первичных мононорм;
наличие институционных образований, имеющих официальный статус (совокупность государственных управленческих структур и церкви соответственно), которые обеспечивают реализацию правовых и религиозных норм.

Слайд 8

1.реализация религиозных норм в праве в процессе регулирования отношений верующих между собой

1.реализация религиозных норм в праве в процессе регулирования отношений верующих между собой
и со светской властью (предмет регулирования религиозных и правовых отношений может совпадать, например, законодательство охраняет многие освященные религией ценности: семью, детство, собственность, свободу, оплачиваемый труд, равенство людей и т.д.).
Религия сама выступает в качестве предмета правовой охраны;

Формы влияния религии на право:

Слайд 9

3. опосредованное влияние религиозных норм на право, которое имеет место в

3. опосредованное влияние религиозных норм на право, которое имеет место в процессе
процессе правотворчества и правоприменения.
Например, христианские каноны служили первоосновой принципов семейного права европейских стран; принцип недопустимости двойной ответственности за одно и то же правонарушение заимствован из канонического права, норма которого «Бог не наказывает за одно и то же преступление дважды» была основана на трактовке принципов наказаний Ветхого Завета.

2. идейно-моральное влияние (при этом религиозные нормы играют значительную роль в формировании правовой культуры, правового поведения). Религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но правовых норм и способствует тем самым исполнению последних. Так, религия осуждает преступления;

Слайд 10

аксиологический подход: подавляющее большинство ценностей, которые обеспечиваются правом, являются производными от религиозных ценностей,

аксиологический подход: подавляющее большинство ценностей, которые обеспечиваются правом, являются производными от религиозных
в частности христианских;
антропологический подход: сосуществование религии и права обусловлено в первую очередь внутренними потребностями человека.

Взаимосвязь правовых и религиозных норм:

Слайд 11

- в ряде стран употребляется формула «церковь (религиозные организации, учреждения или

- в ряде стран употребляется формула «церковь (религиозные организации, учреждения или общины)
общины) отделена от государства» (Гондурас, Латвия, Португалия, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Югославия), либо «религия (или религиозные культы) отделена от государства» (Азербайджан, Молдавия), либо «государство и церковь отделены друг от друга» (Словения);

В настоящее время в мире наблюдаются следующие формы взаимоотношений государства и религиозных объединений:

Слайд 12

- в Греции Конституцией установлена господствующая религия;
- официальная (государственная) религия

- в Греции Конституцией установлена господствующая религия; - официальная (государственная) религия признается
признается в Великобритании, Дании, Лихтенштейне;
- статус традиционных религий законодательно оформлен в Андорре, Болгарии, Грузии, Индии, Литве;

- полное умолчание о статусе религии (Босния и Герцеговина, Венгрия, Венесуэла);

Имя файла: Философия-права.-Религия-и-право.pptx
Количество просмотров: 71
Количество скачиваний: 2