Философия в искусстве Возрождения

Содержание

Слайд 2

В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам

В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам
культуры, к другим эпохам. Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославле­ние прекрасного, гармонически развитого человека были особен­но близки европейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Практическое, житейское мировосприятие древних было более притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древние — греческий и латинский языки.

“Портрет Аньоло Дони”
Рафаэль Санти
1505-1506 г

Слайд 3

В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству

В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству
целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др.
По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала наблюдаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Разумеется, они развивались не на пустом месте, они сохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения или Ренессанса (XIV–XVI вв.).

“Анатомические зарисовки плеча”
Леонардо да Винчи
1510 год

Слайд 4

Основной принцип возрожденческой философии
– это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических

Основной принцип возрожденческой философии – это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических
построений.
В эпоху Возрождения человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческое начало, будь это искусство, политика, религия и даже техническое изобретение. Человек могуществен подобно Богу, считает Фичино. Если так, то он способен реализовать предел всякой разумности и красоты. Но как? Каким образом добиться этого?

“Портрет юноши”
Сандро Боттичелли
1480 год

Слайд 5

Свои творения человек реализует в телесном. Здесь возрождены возобновляют античную тенденцию рассмотрения

Свои творения человек реализует в телесном. Здесь возрождены возобновляют античную тенденцию рассмотрения
в единстве духовного и телесного. Причем имеется в виду, что творение является максимально совершенным. Но совершенное есть красота. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно. Он художник в искусствоведческом смысле, т.е. живописец, музыкант, и творец в эстетическом смысле вообще, т.е. технический работник.
Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. Возрожденческое мировоззрение выдвигает прекрасное на первый план. Причем таким образом, что первым ставится не столько подражание природе – как это имело место в античности, – сколько творчество художника. Объектом этого творчества является человеческое тело, безмерное любование его красотой.

“Рождение Венеры”
Сандро Боттичелли
1484 г.–1486 г.

Слайд 6

В искусстве большинство сюжетов берут из Библии, а наиболее излюбленным сюжетом живописи

В искусстве большинство сюжетов берут из Библии, а наиболее излюбленным сюжетом живописи
Возрождения является Богородица с младенцем; на смену этим картинам приходят изображения мадонн. Уже сам выбор библейских мотивов указывает на присутствие духовного в картине, оно выражается прежде всего красотой человеческого тела. Для эстетики Ренессанса характерна слитность духовности и личностно-материального. Максимального эстетического эффекта можно достичь двумя путями. Первый путь – опора на библейские сюжеты. Второй путь – это изображение самого себя. Ведь автопортрет художника наиболее ярко выражает его духовность, его отношение к эпохе.
Но исходным учителем живописца является не только Библия, а прежде всего он сам. Художник должен быть образован во всех смыслах: философском, богословском, математическом.

“Портрет молодой женщины”
Сандро Боттичелли
1476-1480 г

Слайд 7

Искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реаль­ный мир, его красоту, богатство, разнообразие.

Искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реаль­ный мир, его красоту, богатство, разнообразие.
И у живописи в этом плане было больше возможностей по сравнению с другими искус­ствами. Наш соотечественник, замечательный знаток итальянско­го Возрождения П. Муратов писал об этом так: «Никогда человече­ство не было так беззаботно по отношению к причине вещей и ни­когда оно не было так чутко к их явлениям. Мир дан человеку, и так как это — малый мир, то в нем драгоценно все, каждое движение нашего тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчу­жина в уборе женщины. Для глаза… художника не было ничего ма­лого и незначительного в зрелище жизни. Все составляло для него предмет познания» (Муратов П. Образы Италии. — М., 1994. С.109).

Слайд 8

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452-1519) был живописцем, скульп­тором, архитектором, писателем, музыкантом,

Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (1452-1519) был живописцем, скульп­тором, архитектором, писателем,
теоретиком ис­кусства, военным инженером, изобретателем, математиком, ана­томом, ботаником. Он исследовал почти все сферы естествозна­ния, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать его рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили открытия механики XIX века. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари: «…Таланта… было в нем столь­ко и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью… Его помыслы и дерза­ния были всегда царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и по­сле своей смерти» (Джорджа Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения.-С.-Пб.,1992.С.197).

Монна Лиза (Джоконда) около 1503 г.

Слайд 9

Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) — другой вели­кий мастер эпохи Ренессанса, человек

Микеланджело Буонарроти Микеланджело Буонарроти (1475-1564) — другой вели­кий мастер эпохи Ренессанса, человек
разносторонний, универ­сальный: скульптор, архитектор, художник, поэт. Поэзия была младшей из микеланджеловских муз. До нас дошло свыше 200 его стихотворений.

«Сотворение Адама»
около 1511 год

Слайд 10

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти (1483-1520) — не только талантливый, но и разносторонний художник:

Рафаэль Санти Рафаэль Санти (1483-1520) — не только талантливый, но и разносторонний
архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора.

«Донна Велата»
1515 год

«Портрет кардинала»
1510 год