Философия-предмет, структура философского знания

Содержание

Слайд 2

Содержание

Предмет, структура, специфика и функции философского знания
Философия Древнего мира (Древняя Индия и

Содержание Предмет, структура, специфика и функции философского знания Философия Древнего мира (Древняя
Древний Китай)
Древнегреческая философия
Философия Средневековья и Возрождения. Общая характеристика
Философия Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Философия эпохи Просвещения
Философия марксизма: диалектический и исторический материализм
Основные направления современной западной философии
Русская философия. Общая характеристика
Основные проблемы онтологии
Сознание как философская проблема

Слайд 3

Тема 1. Предмет, структура, специфика и функции философского знания

Автор презентации:
старший

Тема 1. Предмет, структура, специфика и функции философского знания Автор презентации: старший
преподаватель кафедры ФиМН, доцент
Силенко С.В.
[email protected], тел.: 230-32-78
Составитель:
Фетисова А.Н.
Ростов-на-Дону
2012

Слайд 4

Понятие и структура мировоззрения

Мировоззрение – целостный взгляд
на мир и место человека

Понятие и структура мировоззрения Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем
в нем

Слайд 5

Основные структурные уровни мировоззрения

Знания;
Ценности и оценки;
Идеалы и нормы;
Убеждения;
Эмоции;
Воля;
Вера;
Сомнения;

Основные структурные уровни мировоззрения Знания; Ценности и оценки; Идеалы и нормы; Убеждения; Эмоции; Воля; Вера; Сомнения;

Слайд 6

Исторические типы мировоззрения

мифология религия философия

Исторические типы мировоззрения мифология религия философия

Слайд 7

Мифологическое мировоззрение

Мифология
форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в

Мифологическое мировоззрение Мифология форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в
себе как фантастическое,
так и реалистическое восприятие окружающей действительности

Слайд 8

Религиозное мировоззрение

преобладание чувственного мировосприятия;
характер вероучения;
система догматов;
разум занимает подчинённое положение;

Религиозное мировоззрение преобладание чувственного мировосприятия; характер вероучения; система догматов; разум занимает подчинённое положение;

Слайд 9

Философия

Одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, ставшая впоследствии устойчивой

Философия Одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, ставшая впоследствии устойчивой
формой общественного сознания;
Зародилась в VII-VI веках до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции

Слайд 10

Философское мировоззрение

Философия –
особый,
научно-теоретический
тип мировоззрения

Философское мировоззрение Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения

Слайд 11

Основные разделы философского знания

Основные разделы философского знания

Слайд 12

Функции философии

Мировоззренческая;
Идеологическая;
Социальной критики;
Интеллектуальная;
Методологическая;
Конструктивная;
Отражения и обобщения культуры;

Функции философии Мировоззренческая; Идеологическая; Социальной критики; Интеллектуальная; Методологическая; Конструктивная; Отражения и обобщения культуры;

Слайд 13

Основной вопрос философии

Об отношении мышления к бытию;
сознания – к материи

Основной вопрос философии Об отношении мышления к бытию; сознания – к материи

Слайд 14

Философия и наука

Философия - наука, имеющая дело с более высоким, вторичным

Философия и наука Философия - наука, имеющая дело с более высоким, вторичным
уровнем обобщения, воссоединяя частные науки;
Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук,
а задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций;

Слайд 15

Литература

Актуальные методологические проблемы научного познания: Сборник научных и методических работ /Науч. ред.

Литература Актуальные методологические проблемы научного познания: Сборник научных и методических работ /Науч.
проф. В.Д. Бакулов. – Вып. 1. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009.
История философии. Учебник для высших учебных заведений. Отв. редакторы: В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 – 576.
Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 2001.
Логика, методология, науковедение: актуальные проблемы и перспективы. Сборник материалов всероссийской научной конференции /Науч. ред. проф. В.Д. Бакулов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010. – С. 79-97.
Новая философская энциклопедия. – М., 2000.
Общие проблемы философии науки: Учебник для аспирантов нефилософских специальностей /Под ред. В.Д. Бакулова и Т.Б. Фатхи. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008.
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 576 с. (Серия "Высшая школа")
Философия, логика и методология научного познания: учебник для магистрантов нефилософских специальностей / под научн. ред. В.Д. Бакулова, А.А. Кириллова. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011.
Философия. Краткий тематический словарь. /Под редакцией Т.П. Матяш, В.П. Яковлева. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 17

Тема 2. Философия Древнего мира (Древняя Индия и Древний Китай)

Автор презентации:

Тема 2. Философия Древнего мира (Древняя Индия и Древний Китай) Автор презентации:

старший преподаватель кафедры ФиМН, доцент
Силенко С.В.
[email protected], тел.: 230-32-78
Составитель:
Фетисова А.Н.
Ростов-на-Дону
2012

Слайд 18

Восточная философия

Условное обозначение философских традиций Китая и Индии, возникших примерно в

Восточная философия Условное обозначение философских традиций Китая и Индии, возникших примерно в
VI веке до н.э.;
Это процесс перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске;

Слайд 19

Основные философские школы Древней Индии

Брахманизм – система религиозных взглядов и культовой

Основные философские школы Древней Индии Брахманизм – система религиозных взглядов и культовой
практики, являющаяся прямым наследием ведической религии;
Буддизм – древнейшая из мировых религий. Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием;

Слайд 20

Брахманизм

Брахман - первичная реальность, безличный Мировой Дух;
Человеческая душа является частицей Брахмана, она

Брахманизм Брахман - первичная реальность, безличный Мировой Дух; Человеческая душа является частицей
бессмертна, но человек привязан к земной жизни и зависит от своих прошлых деяний (кармы);
Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни;
Атман - всепроницающая субъективная реальность (частица Бога-Брахмы в человеческой душе);
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни;

Слайд 21

Философия брахманизма

Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма)

Философия брахманизма Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души
прекращается; Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Великими Душами;
Ахимса - единство всех форм жизни на земле; Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда миру, неубиение;

Слайд 22

Удаяна - индийский философ 11 в.

Систематизатор и диалектик философии брахманизма;
Учения:
Существование Атмана (против

Удаяна - индийский философ 11 в. Систематизатор и диалектик философии брахманизма; Учения:
буддистов);
Обоснование бытия Бога и авторитетности Вед;
Концепция конечного освобождения;

Слайд 23

Четыре благородные истины буддизма

Всякое существование есть страдание;
Причина страдания заложена в самом человеке:

Четыре благородные истины буддизма Всякое существование есть страдание; Причина страдания заложена в
это его жажда жизни, наслаждений, власти, богатства, это привязанность к жизни в любой ее форме;
Прекратить страдания возможно: для этого необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, всякое желание подавлено;
Путь избавления от страданий («благородный срединный восьмеричный путь»):

Слайд 24

Нагарджуна (150 до н. э.- 250)

Индийский мыслитель, основоположник буддийской философской школы

Нагарджуна (150 до н. э.- 250) Индийский мыслитель, основоположник буддийской философской школы
мадхьямика, «учения о срединности», представитель школы махаяны;
Основу философии составляет учение о нереальности, иллюзорности окружающего мира

Слайд 25

Радхакришнан Сарвепалли (1888 - 1975)

Индийский государственный и политический деятель, учёный-философ;
Примыкал к объективному

Радхакришнан Сарвепалли (1888 - 1975) Индийский государственный и политический деятель, учёный-философ; Примыкал
идеализму веданты;
Разработал систему единой универсальной «вечной религии», основанной на древнеиндийских религиозно-философских традициях;
Являлся сторонником учения М. К. Ганди и считал, что решение всех общественных проблем может быть эффективным лишь на основе религиозных принципов;

Слайд 26

Основные философские школы Древнего Китая

Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека

Основные философские школы Древнего Китая Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает
прежде всего как участника социальной жизни;
Даосизм - древнейшее философское учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос;

Слайд 27

Конфу́ций (Кун фу цзы) (ок. 551 - 479 до н. э.)

Основное произведение – «Беседы и суждения» («Лунь

Конфу́ций (Кун фу цзы) (ок. 551 - 479 до н. э.) Основное
юй»);
В центре учения Конфуция – человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к котоpoй сводятся и экзистенциальные проблемы («еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?»), и религиозные («еще не умея служить людям, как суметь служить навям?»), и гносеологические (знание – это «знание людей»);

Слайд 28

Основные вопросы Конфуция

Как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе;
Главная

Основные вопросы Конфуция Как необходимо управлять людьми и как вести себя в
конфуцианская добродетель: жэнь (гумманость) - закон жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения и основывающийся на любви и уважении к старшим по возрасту и общественному положению;
Важное место в конфуцианстве занимает этикет «ли», т.е. нормы общественного поведения, нравы, обычаи, ритуалы;

Слайд 29

Лао-Цзы (7-5 вв. до н. э.)

Легендарная личность, которой приписывают основание учения о

Лао-Цзы (7-5 вв. до н. э.) Легендарная личность, которой приписывают основание учения
Дао-Пути;
Учил ,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему;

Слайд 30

Литература

Антология даосской философии. М., 1994;
Бакулов В.Д. Философские системы древнего востока // Философия,

Литература Антология даосской философии. М., 1994; Бакулов В.Д. Философские системы древнего востока
логика и методология научного познания: учебник для магистрантов нефилософских специальностей / под научн. ред. В.Д. Бакулова, А.А. Кириллова. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. – С. 16 - 25.
Быков Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966;
Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990;
Древнекитайская философия, т. 1-2. М., 1972-73;
Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994;
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994;
Кобзев А. И. Китайская философия. //Новая философская энциклопедия. – М., 2000.
Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Он же. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1993; История китайской философии. М., 1989;
Лысенко В. Г., Терентъев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.
Петров А. А. Очерк философии Китая. М. - Л., 1940;
Радхакришнан С. Индийская философия, т. 1-2. М., 1956 - 57;
Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993;
Торчинов Е. А. Даосизм. СПб., 1998;
Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М., 1955;
Шохин В. К. Брахманистская философия: начальный и раннеклассический периоды. М., 1994;
Шохин В. К. Первые философы Индии. М, 1997;

Слайд 31

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 32

Тема 3. Древнегреческая философия

Автор презентации:
старший преподаватель кафедры ФиМН, доцент
Силенко

Тема 3. Древнегреческая философия Автор презентации: старший преподаватель кафедры ФиМН, доцент Силенко
С.В.
[email protected], тел.: 230-32-78
Составитель:
Фетисова А.Н.
Ростов-на-Дону
2012

Слайд 33

Философия Древней Греции

1 этап - Досократовский (с 7 - 5 века до

Философия Древней Греции 1 этап - Досократовский (с 7 - 5 века
нашей эры);
Ионийская группа школ:
Милетская:
Фалес;
Анаксимандр;
Анаксимен (6 век до нашей эры);
Элейская школа (5 век до нашей эры):
Парменид;
Ксенофан;
Гераклит из Эфеса;
Афинская группа школ:
Пифагор и пифагорейцы;
Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп;

Слайд 34

Досократики

1. Поиск первоначала, основы мира из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей

Досократики 1. Поиск первоначала, основы мира из конкретного вещества (625-547 г.г. до
эры);
У Фалеса первоначало – вода;
У Анаксимена – воздух;
У Гераклита – огонь;
У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) – Апейрон;
У Левкиппа и Демокрита – атом;
Пифагор – «всё есть число»;
У Парменида - субстанция - бытие как таковое;
2. Обосновываются космогонические теории строения мира;

Слайд 35

Диалектика Гераклита Эфесского и Зенона Элейского

Гераклит Эфесский
учение о всеобщей изменчивости мира;
понимание

Диалектика Гераклита Эфесского и Зенона Элейского Гераклит Эфесский учение о всеобщей изменчивости
огня как первоосновы мира;
учение о единстве и борьбе противоположностей;
Зенон Элейский
Проблема научного осмысления движения;
«Апории»: движение противоречиво и поэтому невозможно, так как противоречия могут существовать только в мышлении, а не в реальных вещах;

Слайд 36

Пифагор и пифагорейцы

«Всё есть число»
познать мир — значит познать управляющие им числа;
Основное

Пифагор и пифагорейцы «Всё есть число» познать мир — значит познать управляющие
достижение — выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний;

Слайд 37

Демокрит

Атомистический материализм
мир как система атомов в пустоте;
движение — свойство, естественно присущее атомам;
тела — это

Демокрит Атомистический материализм мир как система атомов в пустоте; движение — свойство,
комбинации атомов;
между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота;

Слайд 38

Классический этап античной философии

Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры)

Классический этап античной философии Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры)

Впервые в центре философии видит проблему человека как морального существа. Познание - главная цель и способность человека;
Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры)
Создал теорию «Идеального государства»; основоположник идеалистической европейской философии;
Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры).
подверг критике платоновскую теорию Идей;
создал учение о категориях (сущность и качество);
учение о материи и форме;
разграничил наук на теоретические, практические и творческие;
Этические школы
гедоническая (Аристипп);
циническая (Антисфен);

Слайд 39

Софисты и Сократ

Софисты
«Человек есть мера
всех вещей»

Сократ
«Я знаю, что ничего

Софисты и Сократ Софисты «Человек есть мера всех вещей» Сократ «Я знаю, что ничего не знаю»
не
знаю»

Слайд 40

Платон

Ученик Сократа;
Автор учения об идеях;
«Существует - мир вещей
и мир идей»;
«Вещи –

Платон Ученик Сократа; Автор учения об идеях; «Существует - мир вещей и
это тени мира идей»;
Разработал теорию
утопического государства;

Слайд 41

Аристотель

подверг критике платоновскую
теорию Идей («Платон мне друг,
но истина дороже»);
создал учение

Аристотель подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина дороже»);
о категориях
(сущность и качество);
учение о материи и форме
разграничил науки на теоретические, практические
и творческие;

Слайд 42

Эллинистический этап античной философии (конец IV-II в. до н.э.)

Философские школы
перипатетика (школа Аристотеля);
академическая

Эллинистический этап античной философии (конец IV-II в. до н.э.) Философские школы перипатетика
философия (Платоновская академия);
стоическая школа (Зенон из Китиона);
эпикурейская (Эпикур);
скептицизм;

Слайд 43

Римский этап античной философии (I век до н.э. – V-VI вв. н.э.)

Римский этап античной философии (I век до н.э. – V-VI вв. н.э.)

Слайд 44

Литература

Античность. СПб., 1997.
Антология мировой философии. - Т.1. - Кн.1. - М.: Наука,

Литература Античность. СПб., 1997. Антология мировой философии. - Т.1. - Кн.1. -
1969.
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003.
История философия. Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2003, разд. 2, гл. 1.
Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 2001.
Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4-х частях. - Часть 1. - Спб., 1994.
Татаркевич Владислав. История философии: Античная и средневековая философия. – Пермь, 2000.
Философия: Часть первая: История философии: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. М., 2003. Гл. 3.
Чанышев А.Н.. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.,1991.

Слайд 45

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 46

Тема 4. Философия Средневековья и Возрождения. Общая характеристика

Автор презентации:
старший преподаватель

Тема 4. Философия Средневековья и Возрождения. Общая характеристика Автор презентации: старший преподаватель
кафедры ФиМН, доцент
Силенко С.В.
[email protected], тел.: 230-32-78
Составитель:
Фетисова А.Н.
Ростов-на-Дону
2012

Слайд 47

Характеристики философии эпохи Средневековья

Теоцентризм - Бог абсолютное, совершенное, наивысшее бытие. Бог абсолютный

Характеристики философии эпохи Средневековья Теоцентризм - Бог абсолютное, совершенное, наивысшее бытие. Бог
источник жизни и блага;
Креационизм - творение мира Богом из ничего. Бог – абсолютное начало, Остальной мир – его творение. Единственный способ познания сверхъестественного – вера;
Провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;

Слайд 48

Основные проблемы

Проблема универсалий (существуют ли общие понятия);
Теодицея («оправдание Бога»);
Соотношение разума и веры;
Соотношение

Основные проблемы Проблема универсалий (существуют ли общие понятия); Теодицея («оправдание Бога»); Соотношение
церкви и государства;

Слайд 49

Этапы философии Средневековья

Апологетика;
Патристика:
Восточная;
Западная;
Схоластика:
Ранняя;
Поздняя;

Этапы философии Средневековья Апологетика; Патристика: Восточная; Западная; Схоластика: Ранняя; Поздняя;

Слайд 50

Апологетика

Задача, стоящая перед апологетами заключалась в том, чтобы показать миру, что верования

Апологетика Задача, стоящая перед апологетами заключалась в том, чтобы показать миру, что
язычников нелепы, их философия не имеет единства и полны противоречий;
Лучшие умы философов античности для апологетов это Сократ, Платон и стоики, предвосхитили идеи Христа;
Христианская теология это единая философия, несущая людям истину;

Слайд 51

Патристика (III – VIII вв.)

Патристика — лат. pater — отец.
Совокупность философских

Патристика (III – VIII вв.) Патристика — лат. pater — отец. Совокупность
и
теологических доктрин
христианства III – VIII вв. н.э.;
Представители:
Ориген;
Августин Аврелий;
Григорий Нисский;

Слайд 52

Проблемы, обсуждавшиеся патристикой

троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);
природа

Проблемы, обсуждавшиеся патристикой троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о
Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
соотношение свободы и благодати;
отношение веры и разума;

Слайд 53

Августин Аврелий (354—430 гг.)

соотношение веры и разума,
соотношение души и тела,

Августин Аврелий (354—430 гг.) соотношение веры и разума, соотношение души и тела,

проблема свободы воли;
Наиболее известные работы:
«О граде Божьем»;
«Исповедь»;
О свободной воле;

Слайд 54

Средневековая схоластика

Основные проблемы схоластики
Проблема веры и разума: способы познания;
Проблема универсалий:

Средневековая схоластика Основные проблемы схоластики Проблема веры и разума: способы познания; Проблема
как всеобщее существует в частном?

Слайд 55

Реализм и номинализм

Реализм:
Фома Аквинский;
Дунс Скотт;
Номинализм:
Иоанн Росцелин;
Вильгельм

Реализм и номинализм Реализм: Фома Аквинский; Дунс Скотт; Номинализм: Иоанн Росцелин; Вильгельм Оккам; Иоанн Буридан;
Оккам;
Иоанн Буридан;

Слайд 56

Фома Аквинский (1225 - 1274)

«Сумма теологии»
Объединение христианского вероучения с философией Аристотеля;

Фома Аквинский (1225 - 1274) «Сумма теологии» Объединение христианского вероучения с философией

Проблема веры и разума;
Пять доказательств бытия Бога;

Слайд 57

Философия эпохи Возрождения

Антропоцентризм (культ человека);
Гуманизм (человек – высшая ценность);
Индивидуализм;
Антиклерикализм (критика церкви);

Философия эпохи Возрождения Антропоцентризм (культ человека); Гуманизм (человек – высшая ценность); Индивидуализм; Антиклерикализм (критика церкви);

Слайд 58

Рождение новой науки

Становление натурфилософии (Кузанский, Парацельс, Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно);
Развитие естествознания;
Географические

Рождение новой науки Становление натурфилософии (Кузанский, Парацельс, Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно);
открытия (Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана );
Механика (Леонардо да Винчи, Стевин);
Математика (Дж. Кардано, С. Ферро, Н. Тарталья,
Л. Феррари );
Астрономия (Дж. Бруно, Н.Коперник);
Медицина (Парацельс);

Слайд 59

Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения

Преобладание интереса к человеку, вера в его

Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения Преобладание интереса к человеку, вера в его
безграничные возможности и достоинство;
Принципиально новое пантеистическое миропонимание;
Интерес к социальным проблемам общества, государства;
Широкое распространение идеи социального равенства;

Слайд 60

Литература

Антология мировой философии. - Том 1. Часть 1. – М., 1969. Горфункель

Литература Антология мировой философии. - Том 1. Часть 1. – М., 1969.
А.Х. Философия эпохи Возрождения. М. 1980.
Ильин В.В. История философии. СПб., 2003.
История философии. Учебник для студентов вузов / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева, Ростов н/Д., 2003, разд. 2, гл. 2.
Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 2001.
Новая философская энциклопедия. - М., 2000.
Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.
Философия. Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н /Д, 2003., гл. 2.
Философский энциклопедический словарь. - Второе изд. - М., 1991.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

Слайд 61

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 62

Тема 5. Философия Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Философия эпохи Просвещения

Автор

Тема 5. Философия Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Философия эпохи Просвещения
презентации:
старший преподаватель кафедры ФиМН, доцент
Силенко С.В.
[email protected], тел.: 230-32-78
Составитель:
Фетисова А.Н.
Ростов-на-Дону
2012

Слайд 63

Общая характеристика философии Нового Времени

Логоцентризм (культ научного разума и знаний);
Гносеологический оптимизм (нет

Общая характеристика философии Нового Времени Логоцентризм (культ научного разума и знаний); Гносеологический
пределов познанию);
Натурализм (чудес не бывает);
Детерминизм (все имеет свою причину и объясняется ею);
вместо телеологизма (все имеет свою цель и объясняется ею);

Слайд 64

Познание

Естественная упорядоченность – цель познания;
Мир таков, каким его создала человеческая мысль по

Познание Естественная упорядоченность – цель познания; Мир таков, каким его создала человеческая
предзаданному плану (уподобление человека Богу, идеализм);
Философские выводы в отношении устройства мира обладают такой же степенью точности, как выводы геометрии или математики (математическое естествознание и априорные схемы Канта, интеллектуальная интуиция Фихте и пр.);

Слайд 65

Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626)

Эмпиризм - истинное знание
вытекает из опыта;
Предназначение науки в

Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) Эмпиризм - истинное знание вытекает из опыта;
том, чтобы умножать силу и могущество людей;
В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент;

Слайд 66

Рене Декарт (1596 – 1650)

Классическое построение философии рационализма как
универсального метода познания;
Два основных

Рене Декарт (1596 – 1650) Классическое построение философии рационализма как универсального метода
средства познания Декарта
Интуиция – центральное положение картезианского рационалистического метода, требующего ясности и отчетливости как высшего и решающего критерия истинности;
Посредством дедукции мы познаем все, что необходимо выводится  из чего-либо достоверно известного;

Слайд 67

Бенедикт Спиноза (1632 - 1677 )

Пантеизм, утверждающий тождество безличного бога с единой

Бенедикт Спиноза (1632 - 1677 ) Пантеизм, утверждающий тождество безличного бога с
бесконечной субстанцией, постигаемой нечувственным разумом и даже собственно интеллектуальной;
интуицией как высшей его способностью
Субстанция порождает мир конкретных предметов и явлений природы, называемых Спинозой модусами;
Взаимодействие последних детерминировано - подчиняется математическим и механическим законам;
Среди модусов важнейшее место занимает человек, истолкование моральной и социальной деятельности которого находилось в фокусе философских интересов Спинозы;

Слайд 68

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 -1716)

Основаниями существующих явлений или феноменов служат простые субстанции

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 -1716) Основаниями существующих явлений или феноменов служат простые
или монады;
Разум человека - это тоже монада, а привычные атомы - это спящие монады;
Пространство и время субъективны;
Пространство может не исчерпываться тремя известными нам измерениями;

Слайд 69

Немецкая классическая философия

Стремление построить «абсолютную» философскую систему;
Априоризм (опора на доопытное знание);
Трансцендентализм
(стремление

Немецкая классическая философия Стремление построить «абсолютную» философскую систему; Априоризм (опора на доопытное
очертить пределы возможного опыта);
Диалектика;

Слайд 70

Представители немецкой классической философии

Иоганн Готлиб Фихте (субъективный идеализм);
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (объективный

Представители немецкой классической философии Иоганн Готлиб Фихте (субъективный идеализм); Фридрих Вильгельм Йозеф
идеализм);
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (абсолютный идеализм);
Людвиг Фейербах (антропологический материализм);
Иммануил Кант;

Слайд 71

Иммануил Кант (1724 – 1804)

Впервые рассмотрел познание как деятельность, протекающую по
своим законам;
Главные

Иммануил Кант (1724 – 1804) Впервые рассмотрел познание как деятельность, протекающую по
работы – «Критика чистого разума» (гносеология), «Критика практического разума (этика), «Критика способности суждения» (эстетика);
Периоды творчества: докритический (1746 -1770) (космологическая проблематика, «гипотезы Канта-Лапласа») и критический (с 1770г.) (проблемы гносеологии и этики);

Слайд 72

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)

Основные произведения: «Феноменология духа»; «Наука логики»;

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) Основные произведения: «Феноменология духа»; «Наука
«Энциклопедия философских наук»;
Три части философской системы: логика, философия природы и философия духа. Логика – область «чистой мысли» (до субъекта и объекта);

Слайд 73

Уровни мышления по Гегелю

Конкретное эмпирическое;
Абстрактно формальное;
Абстрактно-спекулятивное;
Конкретно-спекулятивное;
Системные уровни рассмотрения изучаемых явлений:
Всеобщий;
Особенный;
Единичный;

Уровни мышления по Гегелю Конкретное эмпирическое; Абстрактно формальное; Абстрактно-спекулятивное; Конкретно-спекулятивное; Системные уровни

Слайд 74

Законы диалектики

Законы диалектики

Слайд 75

Литература

Антология мировой философии. – Т.2. -М., 1970.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия

Литература Антология мировой философии. – Т.2. -М., 1970. Гулыга А.В. Немецкая классическая
М. 2003.
История философии: Запад–Россия–Восток: в 4-х кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 2, разд. 2, гл. 1-2, разд. 4, гл. 3,4; гл. 8.
История философии. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов н/Д., 2003, разд.2, гл.3,4.
Канке В.А. Философия. М.: Логос, 2001.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.
Новая философская энциклопедия. - М., 2000, 2010.
4. Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4-х частях. - Часть 3: Бэкон и Декарт. - СПб., Петрополис, 1996.
Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVП веков. - М., 1984.
Философия. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2003, гл. 2.
Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. Ерыгина А.Н. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004

Слайд 76

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 77

Тема 6. Философия марксизма: диалектический и исторический материализм

Автор презентации:
старший преподаватель кафедры

Тема 6. Философия марксизма: диалектический и исторический материализм Автор презентации: старший преподаватель
ФиМН, доцент
Силенко С.В.
[email protected], тел.: 230-32-78
Составитель:
Фетисова А.Н.
Ростов-на-Дону
2012

Слайд 78

Карл Маркс (1818 -1883)

Его работы сформировали:
в философии диалектический и исторический материализм;

Карл Маркс (1818 -1883) Его работы сформировали: в философии диалектический и исторический

в экономике — теорию прибавочной стоимости;
в политике — теорию классовой борьбы;
Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм»;

Слайд 79

Фридрих Энгельс (1820 – 1895)

Основные работы:
«Происхождение семьи, частной собственности и государства»;
«Капитал» в

Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Основные работы: «Происхождение семьи, частной собственности и
соавторстве с К. Марксом;
«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»;
«Диалектика природы»;
«Антидюринг»;

Слайд 80

Основные части марксистской философии

«Душой» марксизма как философской системы является диалектика как:
метод

Основные части марксистской философии «Душой» марксизма как философской системы является диалектика как:
и
универсальная теория развития;
Двумя основными частями философской системы марксизма являются:
философия природы (материалистическое понимание природы);
философия истории (материалистическое понимание истории);

Слайд 81

Место марксизма в истории философии

Марксизм – высшая точка развития материализма;
Основными «вехами»

Место марксизма в истории философии Марксизм – высшая точка развития материализма; Основными
развития материализма до Маркса были:
Б. Спиноза;
французские материалисты эпохи Просвещения (Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах);
Л. Фейербах;
Карл Маркс распространил материализм на сферу общественной жизни;

Слайд 82

Материализм

Единственно сущее в мире – материальная субстанция, основными атрибутами которой являются:
Движение

Материализм Единственно сущее в мире – материальная субстанция, основными атрибутами которой являются:
и
Мышление;
Материя существует вне и независимо от человека;
Материя – причина ощущений как исходных и основных источников знания;

Слайд 83

Материалистическое понимание истории

Научное понимание любой области действительности, в том числе –

Материалистическое понимание истории Научное понимание любой области действительности, в том числе –
и истории, может быть только монистическим;
Две разновидности монизма:
Материализм;
Идеализм;
Материализм единственно научен, так как только он представляет историю как объективный процесс;

Слайд 84

Формационная теория общественного развития

Общественное развитие - стадиальное усложнение и поступательное развитие

Формационная теория общественного развития Общественное развитие - стадиальное усложнение и поступательное развитие
общественно-экономических формаций;
Общественно-экономические формации:
Первобытнообщинная;
Рабовладельческая;
Феодальная;
Капиталистическая;
Социалистическая;
Коммунистическая;

Слайд 85

Марксистская концепция будущего общества

Коммунизм - высшая ступень развития человечества в аспекте

Марксистская концепция будущего общества Коммунизм - высшая ступень развития человечества в аспекте
классовых отношений;
Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил;

Слайд 86

Российский марксизм

Российский марксизм XIX - нач. XX вв.
Плеханов Г.В.;
Ленин В.И.;
Троцкий Л.Д.;
Российский

Российский марксизм Российский марксизм XIX - нач. XX вв. Плеханов Г.В.; Ленин
марксизм XX в.
Выготский Л.С.;
Лифшиц М.А.;
Ильенков Э.В.;
Российский марксизм XXI в.
Бузгалин А.В.;
Колганов А.И.;
Российский постмарксизм в конце XX - начале XXI в.
Кагарлицкий Б.Ю.;
Тарасов А.Н.;

Слайд 87

Российский марксизм (2)

В.И. Ленин (1870-1924)
Основные сочинения:
«Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902);
«Материализм

Российский марксизм (2) В.И. Ленин (1870-1924) Основные сочинения: «Что делать? Наболевшие вопросы
и эмпириокритицизм: Критические заметки об одной реакционной философии» (1909);
«Империализм как высшая стадия капитализма» (1915);
«Государство и революция» (1917);

Слайд 88

В.И. Ленин (1870-1924)

Основные направления творчества:
Политическая философия
Классовая борьба;
Концепция революционного авангарда;
Учение о государстве;
Теория познания
Партийность философии;
Гносеологические

В.И. Ленин (1870-1924) Основные направления творчества: Политическая философия Классовая борьба; Концепция революционного
корни идеализма;
Теория отражения и учение об объективной истине;
Абсолютная и относительная истина;
Диалектика
«Ядро диалектики»;
Принципы диалектики;

Слайд 89

Литература

Введение в философию: Учебник для вузов. /Под ред. акад. И.Т. Фролова. -

Литература Введение в философию: Учебник для вузов. /Под ред. акад. И.Т. Фролова.
В 2-х частях. - Ч.1. ­ М.:Политиздат,1990. - Гл.3. - С.221-243. – (См. также Введение в философию: Учебник для вузов. Второе издание – М., 2001).
История марксистской диалектики. Марксистский этап. - М.: Наука, 1975.
История философии. Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов н/Д., 2003, разд.2, гл. 6.
История философии: Учебник / Под ред. Ч.С. Кирвеля. М., 2003, гл. 9.
Марксистская философия в Х1Х веке. - В 2-х книгах. - Книга 1. - М.: Наука,1979.
Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4-х частях. - Часть 4. – СПб., 1997.
Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. Ерыгина А.Н. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия,1990.

Слайд 90

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 91

Тема 7. Основные направления современной западной философии

Автор презентации:
старший преподаватель кафедры

Тема 7. Основные направления современной западной философии Автор презентации: старший преподаватель кафедры
ФиМН, доцент
Силенко С.В.
[email protected], тел.: 230-32-78
Составитель:
Фетисова А.Н.
Ростов-на-Дону
2012

Слайд 92

Сциентизм

Огюст Конт (1798—1857)
– основатель направления «позитивизма»;
Учение Огюста Конта
Классификация наук;
Интеллектуальная эволюция человечества;
Общество

Сциентизм Огюст Конт (1798—1857) – основатель направления «позитивизма»; Учение Огюста Конта Классификация
третьей стадии;
Государство и право – социократия;

Слайд 93

Герберт Спенсер (1820 - 1903)

Дальнейшее развитие первого позитивизма;
Спенсером впервые в 1857 г.

Герберт Спенсер (1820 - 1903) Дальнейшее развитие первого позитивизма; Спенсером впервые в
введен термин «эволюция»;
Концепция социальных институтов;
Создал основу для социального дарвинизма;

Слайд 94

Иррационализм

постулирует невозможность познания действительности научными методами;
реальность или отдельные её сферы (такие, как

Иррационализм постулирует невозможность познания действительности научными методами; реальность или отдельные её сферы
жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям;
ориентирован с эпистемологической точки зрения на такие сферы как интуиция, интеллектуальное созерцание, переживание и т.д.;

Слайд 95

Представители иррационализма

Сёрен Кьеркегор (1813 - 1855)
предтеча течения экзистенциализма;
Фридрих Ницше (1844 - 1900)
представитель «философии

Представители иррационализма Сёрен Кьеркегор (1813 - 1855) предтеча течения экзистенциализма; Фридрих Ницше
жизни», автор знаменательной для европейской культуры фразы «Бог умер»;
Артур Шопенгауэр (1788 - 1860)
Воля — это высший космический принцип, который лежит в основе мироздания; Воля — воля к жизни, стремление;

Слайд 96

Философия жизни

Вильгельм Дильтей
(1833 – 1911)
ставил задачу обосновать ценность наук о духе;
Понятие

Философия жизни Вильгельм Дильтей (1833 – 1911) ставил задачу обосновать ценность наук
«жизнь» - целостный непрерывный поток, как становление уникального и неповторимого в природе;
Охватить целостность и уникальность может лишь духовное видение мира в форме интуиции;
«Философия жизни»
осуществляет прорыв к более динамичной картине мира;
реалистически осознает ограниченность разума;

Слайд 97

Интуитивизм

Анри Бергсон (1859 – 1941)
«Жизнь есть реальность, четко отличаемая от грубой материи»;
Единственно

Интуитивизм Анри Бергсон (1859 – 1941) «Жизнь есть реальность, четко отличаемая от
достоверное средство познания – интуиция;
Интуиция характерна для художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ;

Слайд 98

Феноменология

Эдмунд Гуссерль
(1859 – 1938)
Задача феноменологии - беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и

Феноменология Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938) Задача феноменологии - беспредпосылочное описание опыта
выделение в нём сущностных черт;
Феноменология предполагает обращение к первичному опыту – «Назад, к вещам!»;

Слайд 99

Ганс-Георг Гадамер (1900 – 2002)

Основатель «философской
герменевтики»
понимание прошлой культуры неотделимо от самопонимания интерпретатора;

Ганс-Георг Гадамер (1900 – 2002) Основатель «философской герменевтики» понимание прошлой культуры неотделимо

предметом понимания является не смысл, вложенный автором в текст, а то предметное содержание, с осмыслением которого связан данный текст;
понятие «смысл» является ключевым в решении проблемы понимания;

Слайд 100

Герменевтика

Поль Рикёр (1913 – 2005)
герменевтика - это последовательное осуществление интерпретаций
суть герменевтики

Герменевтика Поль Рикёр (1913 – 2005) герменевтика - это последовательное осуществление интерпретаций
- многообразие интерпретаций;
понимание - искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другим сознанием через их внешние выражения;
один и тот же текст имеет несколько смыслов и эти смыслы наслаиваются друг на друга;

Слайд 101

Экзистенциализм (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс)

Экзистенциализм основывается на опыте существования;
Изначальный опыт соотносится с

Экзистенциализм (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс) Экзистенциализм основывается на опыте существования;
опытом «пограничных ситуаций»
В пограничных ситуациях человек «отбрасывается к самому себе»;
Истина определяется внутренним убеждением, ощущением адекватности, собственной аутентичности;

Слайд 102

Проблема жизни и смерти в экзистенциализме

Быть живым, значит, существовать к смерти;
Опыт

Проблема жизни и смерти в экзистенциализме Быть живым, значит, существовать к смерти;
существования, завершающегося смертью, приводит личность к открытию «абсурда» своего существования (Камю);
Смерть – ограничение свободы человека (Сартр);

Слайд 103

Философия структурализма и постструктурализма

Клод Леви-Стросс (1908 – 2009)
Структурная антропология;
Мишель Фуко (1926 – 1984)
Археология

Философия структурализма и постструктурализма Клод Леви-Стросс (1908 – 2009) Структурная антропология; Мишель
знания;
Жак Лакан (1901 – 1981)
Структурный психоанализ;
Постструктурализм: критика принципа «структуры структурности»;

Слайд 104

Философия постмодернизма

Жак Деррида (1930 -2004)
Деконструкция;
Жан-Франсуа Лиотар
(1924 – 1998)
Постмодерн как кризис

Философия постмодернизма Жак Деррида (1930 -2004) Деконструкция; Жан-Франсуа Лиотар (1924 – 1998)
метасценариев (великих проектов);
Жиль Делез (1925 – 1995)
ввели в философский лексикон термины «ризома», «шизоанализ», «тело без органов»;

Слайд 105

Литература

История философии: Учебник / Под ред. Ч.С. Кирвеля. Мн. 2003, гл.10, 11.
История философии. Учебник

Литература История философии: Учебник / Под ред. Ч.С. Кирвеля. Мн. 2003, гл.10,
для вузов/ Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов н / Д.,2003, разд. 2, гл. 5, 7.
Малик Э.Г. Иррационалистическая школа философии. (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: УПЛ РГУ, 2002.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х кн., Кн. 4., СПб, 1997.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2000.
Философия. Учебных пособие для студентов вузов / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н /Д 2003 гл. 2, § 6, 7.
Философия как инструмент познания современной эпохи: научное издание /Науч. ред. проф. Т.Г. Лешкевич – Ростов-на-Дону: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009.
Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. Ерыгина А.Н. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

Слайд 106

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 107

Тема 8. Русская философия. Общая характеристика

Автор презентации:
старший преподаватель кафедры ФиМН, доцент

Тема 8. Русская философия. Общая характеристика Автор презентации: старший преподаватель кафедры ФиМН,

Силенко С.В.
[email protected], тел.: 230-32-78
Составитель:
Фетисова А.Н.
Ростов-на-Дону
2012

Слайд 108

Общая характеристика русской философии

Концепция всеединства в русской социальной философии XX века;
Онтология

Общая характеристика русской философии Концепция всеединства в русской социальной философии XX века;
и историософия В.С. Соловьёва:
Понятие всеединства;
Богочеловеческий процесс;
Основные формы общечеловеческого организма;
Разделение церквей и его последствия;
Теократическая утопия;
Метафизика свободы Н. Бердяева;
Теория культурно-исторических типов
Н.Я. Данилевского;
Философия культуры К.Н. Леонтьева;

Слайд 109

Особенности русской философии

Нравственная ориентация;
Духовно-социальная направленность;
Разработка всеобъемлющего христианского мироздания – «Программа Всеединства и

Особенности русской философии Нравственная ориентация; Духовно-социальная направленность; Разработка всеобъемлющего христианского мироздания –
Цельного знания»;
Соборность как основа социальности;

Слайд 110

Философское творчество В.С. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев
(1853 – 1900)
Понятие всеединства;
Богочеловеческий процесс;
Основные формы общечеловеческого

Философское творчество В.С. Соловьева Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) Понятие всеединства;
организма;
Разделение церквей и его последствия;
Теократическая утопия;

Слайд 111

Понятие всеединства

Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость составляющих его элементов

Понятие всеединства Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость составляющих его
при сохранении их индивидуальности;

Слайд 112

Богочеловеческий процесс

В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу

Богочеловеческий процесс В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию,
от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме;
«Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос,
а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий;

Слайд 113

Основные формы общечеловеческого организма

Основные формы общечеловеческого организма

Слайд 114

Разделение церквей и его последствия

отрыв интеллектуального просвещения от абсолютных оснований бытия;
отрыв свободы

Разделение церквей и его последствия отрыв интеллектуального просвещения от абсолютных оснований бытия;
от истины как её положительной цели;
отрыв знания от жизни;
разрыв между Востоком и Западом («бесчеловечный Восток» и «безбожный Запад»);
разрыв между национальным и вселенским;
разрыв между классовым, сословным и общечеловеческим.
В результате весь социальный прогресс последних веков обязан своим существованием почти исключительно неверующим; историческая же церковь взяла сторону реакции и тормозила этот прогресс, как только могла;

Слайд 115

Теократическая утопия

Запад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой, свободной от

Теократическая утопия Запад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой, свободной
их крайностей. Такой силой должна стать Россия;
Россия обязана своим величием «силе самоотречения русского народа»:
славянские племена не побоялись призвать чужую власть – варягов;
принять чужую веру – византийское православие;
осознать собственную отсталость и приобщиться чужой – западной – культуре;
Теперь от России требуется четвёртый акт самоотречения – признание главенства римского папы во имя восстановления единства церкви;
Союз римского папы и русского царя должен стать институциональной гарантией «богочеловеческого процесса»;

Слайд 116

Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

«Философия свободы» (1911);
«Смысл творчества» (1916);
«Философия неравенства» (1918;

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) «Философия свободы» (1911); «Смысл творчества» (1916); «Философия неравенства»
напечатана в 1923 в Берлине);
«Истоки и смысл русского коммунизма» (1937);
«О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939);
«Русская идея» (1946);

Слайд 117

Метафизика Бердяева

Свобода человека не сотворена Богом, тварная свобода невозможна;
Свобода – нечто первичное,

Метафизика Бердяева Свобода человека не сотворена Богом, тварная свобода невозможна; Свобода –
«меон», из которого рождается Сам Бог;
По отношению к свободе «Бог никакой власти не имеет. Он имеет меньше власти, чем полицейский»;

Слайд 118

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского

Десять культурно-
исторических типов
Египетский;
Китайский;
Древнесемитский;
Индийский;
Иранский;
Еврейский;
Греческий;
Римский;
Аравийский;
Романо-германский;
Мексиканский;
Перуанский;
Славяно-русский;

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского Десять культурно- исторических типов Египетский; Китайский;

Слайд 119

Законы культурно-исторического движения

Языковое родство как критерий и основа самобытного культурно-исторического типа;
Политическая независимость

Законы культурно-исторического движения Языковое родство как критерий и основа самобытного культурно-исторического типа;
как условие развития самобытного культурно-исторического типа;
Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа;
Цивилизация достигает полноты развития, когда составляющие её этнографические элементы не поглощены одним политическим целым, а составляют политическую систему государств;
Развитие цивилизаций подобно жизни многолетних одноплодных растений, у которых продолжительный период роста сменяется коротким (и никогда не повторяющимся) периодом расцвета;

Слайд 120

Философия культуры К.Н. Леонтьева

Фазы развития культур
Все культуры подчинены общему закону циклического развития,

Философия культуры К.Н. Леонтьева Фазы развития культур Все культуры подчинены общему закону
согласно которому всё развивающееся проходит через три периода:
«первичной простоты»;
«цветущей сложности»;
«вторичного смесительного упрощения»;

Слайд 121

Русский космизм

комплексное учение о
взаимодействии человека и мира,
построенное на глобальном
планетарном мышлении,
характерном для плеяды
отечественных

Русский космизм комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном
учёных
XIX-XX вв.
Представители:
Н.Ф.Федоров, Вл.С.Соловьев,
К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский,
В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский,
Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев, Д.Л.Андреев
и др.

Слайд 122

Литература

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. ‑ Ростов н/Д., 1999.
Зеньковский В.В.

Литература Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. ‑ Ростов н/Д., 1999.
История русской философии. В 2-х т., т. 2, ч.1, гл. 1, 2; Т. 2, ч. 2, гл. 2.
История русской философии в учебно-научном изложении/Под ред. А.Н. Ерыгина. Р/Д., 2003.
История философии: Запад-Россия-Восток. - В 3-х книгах. - М.,1997-1999. – Т. 3.
История философии. Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов н/Д., 2003, раздел 3.
Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991, гл. 8, 16, 26.
Русская идея / Сост. Е.А.Васильев, М.. 2002.
Русская философия. Конец ХIХ – начало ХХ века: Антология. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.
Русская философия. Малый энциклопедический словарь. ‑ М.: Наука, 1995.
Русская философия и российская государственность. Сборник научных трудов. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009.

Слайд 123

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 124

Тема 9. Основные проблемы онтологии Развитие понятия бытия Понимание субстанции Категория материи

Автор презентации:
старший

Тема 9. Основные проблемы онтологии Развитие понятия бытия Понимание субстанции Категория материи
преподаватель кафедры ФиМН, доцент
Силенко С.В.
[email protected], тел.: 230-32-78
Составитель:
Фетисова А.Н.
Ростов-на-Дону
2012

Слайд 125

Идея бытия зародилась в античной Греции

Парменид Элейский
(вторая половина 6
-

Идея бытия зародилась в античной Греции Парменид Элейский (вторая половина 6 -
начало 5 в. до н.э.)
- основоположник
элейской школы;

Бытие есть

Небытия нет

Слайд 126

Особенности древнегреческой философии

Философия претендовала на духовное и политическое руководство обществом;
Космоцентризм. На поздних

Особенности древнегреческой философии Философия претендовала на духовное и политическое руководство обществом; Космоцентризм.
этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма;
Боги - часть природы и близки людям;
Человек - часть природы;
Доминировали направления:
досократический период – материалистическое;
классический – имели одинаковое влияние;
эллинистический – материалистическое;
римский – идеалистическое;

Слайд 127

Постановка проблемы

Бытие является первоначальной категорией в большинстве философских систем
Необходимость его

Постановка проблемы Бытие является первоначальной категорией в большинстве философских систем Необходимость его
осмысления была задана сменой на рубеже XVI-XVII веков культурных и философских парадигм, изменивших прежние установки

Слайд 128

Понятие субстанции у Спинозы

Субстанция –
(безгранична, бесконечна)

Свойства
(в т.ч. мышление, протяжение)

Природа-Бог-Творец

мир единичных

Понятие субстанции у Спинозы Субстанция – (безгранична, бесконечна) Свойства (в т.ч. мышление,
вещей, модусов субстанции

causa sui

Слайд 129

Понятие субстанции у Декарта

Первая субстанция
БОГ

Материя
делима до бесконечности

Дух
неделим

Сотворенные субстанции

Протяжение

Атрибуты (коренные свойства)

Мышление

Форма, движение,
положение…

Модусы

Чувство, желание,
ощущение…

Материя

Понятие субстанции у Декарта Первая субстанция БОГ Материя делима до бесконечности Дух
+ Дух
две субстанции

Человек

Слайд 130

Развитие познающего разума

Античное мышление
эйдетическое, преобразующее Хаос в Космос

Средневековое мышление
осуществляющее причастие всех

Развитие познающего разума Античное мышление эйдетическое, преобразующее Хаос в Космос Средневековое мышление
вещей
к Божественному творящему разуму

Новоевропейское мышление
познающее, теоретическое, выясняющее
объективные характеристики предметов

Один из самых важных вопросов –
вопрос об отношении мышления к бытию

Слайд 131

Отношение мышления к бытию

Человеческая чувственно-предметная деятельность есть уникальное единство Бытия и

Отношение мышления к бытию Человеческая чувственно-предметная деятельность есть уникальное единство Бытия и
Сознания, материального и идеального, объективного и субъективного;

Чувственно-предметная деятельность позволяет
обосновать возможность взгляда на мир со стороны,
т.е. философии, объясняющей что видит человек, вырвавшийся из своей индивидуалистической «пещеры»;

Слайд 132

Понимание материи Аристотелем

«А под материей я разумею то, что само по

Понимание материи Аристотелем «А под материей я разумею то, что само по
себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определенное сущее»;

Слайд 133

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Каждая вещь состоит из определенного количества неделимых и

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Каждая вещь состоит из определенного количества неделимых и простых
простых свойств (материй) - твердости, проницаемости, тяжести, легкости…
Свойства - это своеобразные атомы, «простые природы»;

Слайд 134

Г.Ф.В. Гегель о бытии

Главная идея онтологии Гегеля – отождествление бытия и

Г.Ф.В. Гегель о бытии Главная идея онтологии Гегеля – отождествление бытия и
мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи;
Самораскрытие ее проходит в виде движения от абстрактно-всеобщего к конкретному, частному через три основных стороны деятельности: полагающую, противополагающую и соединяющую;

Слайд 135

Развитие от абстрактного к конкретному

Абстрактное

Синтез +
(новый тезис)

Тезис +

Конкретное

Тезис +
(более конкретный)

антитезис

антитезис

антитезис

Развитие от абстрактного к конкретному Абстрактное Синтез + (новый тезис) Тезис +

Слайд 136

Современное понимание субстанции

Субстанция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в

Современное понимание субстанции Субстанция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в
основе) - объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем видоизменениям, в которых и через которые она существует; материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих в этом движении различий и противоположностей;

Слайд 137

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – 3-е издание. - М., 2002.

Литература Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – 3-е издание. - М.,
– Раздел 4. Философия бытия (онтология). – С. 420-584
Гайденко П.П. Бытие и разум// Вопросы философии. 1997, № 9.
Губин В.Д. Онтология: проблемы бытия в современной европейской философии. М., 1998.
Лешкевич Т.Г. Теория познания и философия науки. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д., 2002, Ч.1., раздел 7.
Лешкевич Т.Г. Философия, М., 2003.
Доброхотов А.Л. Категории бытия в классической западноевропейской философии. М.,1998.
Основы философии. Ростов –на -Дону, изд. «Дашков и К», 2006.
Основы философии в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Зевс, 1997.
Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4-х частях. - Часть 1. Античность.
Современная западная философия. Словарь. - М.: Тон-Остожье, 1998.
Философия. Учебное пособие для студентов/ Под ред. В.П. Кохановского, Ростов н/Д, 2003, гл. 3.

Слайд 138

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 139

Тема 11. Сознание как философская проблема Отражение Информация Идеальное

Автор презентации:
старший преподаватель кафедры ФиМН,

Тема 11. Сознание как философская проблема Отражение Информация Идеальное Автор презентации: старший
доцент
Силенко С.В.
[email protected], тел.: 230-32-78
Составитель:
Фетисова А.Н.
Ростов-на-Дону
2012

Слайд 140

Отражение

Процесс и результат действия одной системы на другую, своеобразный "отпечаток", воспроизводящий

Отражение Процесс и результат действия одной системы на другую, своеобразный "отпечаток", воспроизводящий
в иной форме характеристики системы отражаемой в системе отражающей;
Отражение есть неотъемлемое свойство любого процесса взаимодействия, любого движения материальных систем;

Слайд 141

Всеобщее и единичное

Субстанция
(среда)

Система

Индивид
(вещь)

Общее

Особенное

Единичное

В процессе самодвижения каждой особенной, специфической системы происходит отбор наиболее

Всеобщее и единичное Субстанция (среда) Система Индивид (вещь) Общее Особенное Единичное В
оптимальных вариантов согласования ее с близкой и отдаленной средой;
В результате происходит активное отражение (запечатление) свойств среды в форме конкретного материального объекта;

Слайд 142

Опережающее отражение


Реакция живого организма на повторяющиеся воздействия окружающей среды;
Основная форма

Опережающее отражение Реакция живого организма на повторяющиеся воздействия окружающей среды; Основная форма
приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в котором последовательность и повторяемость – основные параметры;

Слайд 143

Атрибутивная концепция

«Каждое явление в известном смысле есть "Зеркало и эхо Вселенной"»
С.Л. Рубинштейн
Информация

Атрибутивная концепция «Каждое явление в известном смысле есть "Зеркало и эхо Вселенной"»
– мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени

Слайд 144

Коммуникативная концепция

Информация - передача сведений сообщений, осведомление о положении дел

источник помех

источник

передатчик

приемник

адресат

Линия

Коммуникативная концепция Информация - передача сведений сообщений, осведомление о положении дел источник
связи

Слайд 145

Функциональная концепция

Информация - форма отражения, связанная с самоуправляемыми системами;
Информационная природа сознания;
Особенности:
Избыточность;
Недостаточность;
Оптимальность;

Функциональная концепция Информация - форма отражения, связанная с самоуправляемыми системами; Информационная природа

Слайд 146

Жизнь - информационный способ существования белковых тел

Элементарный информационный акт, обеспечивающий процесс

Жизнь - информационный способ существования белковых тел Элементарный информационный акт, обеспечивающий процесс
жизни - синтез белков в рибосомах;
Все разнообразие белков определяется последовательностью расположения аминокислот в цепочке белковой молекулы

Организм

энергия

информация

вещество

Окружающая среда

Энерго-информационный
обмен

Слайд 147

Сознание - высшая форма отражения

Сознание является идеальным свойством человека, организующим всю

Сознание - высшая форма отражения Сознание является идеальным свойством человека, организующим всю
его структуру;
Сознание носит не биологический характер, а является целиком социальным феноменом, т. е. имеет общественно-историческую сущность

Слайд 148

Сознание - высшая форма отражения (2)

В сознании существует простое отражение, копирование действительности;
Сюда

Сознание - высшая форма отражения (2) В сознании существует простое отражение, копирование
же входит отражение как обучение;
2-я сторона – активная, преобразующая, творческая;
Сознание не только отражает мир, но и творит его; В этом случае преобразование или отражение мира в сознании происходит путем его обобщения в понятиях;

Слайд 149

Сознание – совокупность психических процессов

Эмоционально-волевые

Когнитивные

Мышление
Речь
Ощущение
Восприятие
Представление
Внимание
Воображение
Память

Воля

Чувства

Влечения

Эмоции

Сознание – совокупность психических процессов Эмоционально-волевые Когнитивные Мышление Речь Ощущение Восприятие Представление

Слайд 150

Структура сознания

Форма-внешность

Ощущения

Представления

Сформированный
опыт

Различение

Истинное
Эго

Структура сознания Форма-внешность Ощущения Представления Сформированный опыт Различение Истинное Эго

Слайд 151

Идеальное

Субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира в формах

Идеальное Субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира в формах
деятельности человека, в формах его сознания и воли;
Идеальное - это продукт и форма духовного производства общественно-исторического процесса развития человечества;

Слайд 152

Литература

Лешкевич Т.Г. Философия. М., 2003.
Логика, методология, науковедение: актуальные проблемы и перспективы.

Литература Лешкевич Т.Г. Философия. М., 2003. Логика, методология, науковедение: актуальные проблемы и
Сборник докладов и тезисов всероссийской научной конференции /Науч. ред. проф. В.Д. Бакулов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010.
Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // В.Ф. 1990, № 10.
Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Р./Д., 1988.
Мозг и сознание /Под ред. Д.И. Дубровского. М., 1989.
Общие проблемы философии науки: Учебник для аспирантов нефилософских специальностей /Под ред. В.Д. Бакулова и Т.Б. Фатхи. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008.
Философия: Учебник для вузов/ Под. ред. А.Н.Ерыгина. М.- Ростов, 2004.
Философия. Учебное пособие для студентов вузов // Отв. ред. В.П. Кохановский, Ростов н/Д, 2003, гл. IV.
Философия, логика и методология научного познания: учебник для магистрантов нефилософских специальностей / под научн. ред. В.Д. Бакулова, А.А. Кириллова. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011.
Имя файла: Философия-предмет,-структура-философского-знания.pptx
Количество просмотров: 3001
Количество скачиваний: 27