Содержание
- 2. Фрактальное сжатие изображений В декабре 1992 года, перед самым Рождеством, компания Microsoft выпустила свой новый компакт-диск
- 3. Чтобы разместить больше информации, необходимы достаточно эффективные алгоритмы архивации. Мы не будем останавливаться на методах архивации
- 4. Итак, в 1991 году такой алгоритм был найден. Кроме того, в дальнейших его статьях декларировался ряд
- 5. Рождение фрактальной геометрии обычно связывают с выходом в 1977 году книги Б. Мандельброта "Фрактальная геометрия природы".
- 6. Всего через год, в 1988 году, он выпустил фундаментальный труд "Фракталы повсюду". Помимо описания IFS, в
- 7. Но практически сразу было отмечено, что несмотря на броские названия ("Темный лес", "Побережье Монтере", "Поле подсолнухов")
- 8. Ему было посвящено достаточно много публикаций, но о коммерческом успехе речь не шла, продукт был достаточно
- 9. Идея Фрактальная архивация основана на том, что с помощью коэффициентов системы итерируемых функций изображение представляется в
- 10. Одна шаг Машины состоит в построении с помощью проецирования по исходному изображению нового. Утверждается, что на
- 11. Становится понятно, как работает архиватор, и почему ему требуется так много времени. Фактически, фрактальная компрессия -
- 12. Оценка потерь и способы их регулирования До сих пор мы не затронули несколько важных вопросов. Например,
- 13. Для фрактального алгоритма компрессии, как и для других алгоритмов сжатия с потерями, очень важны механизмы, с
- 14. Возможности масштабирования Итак, мы выяснили, что IFS задает фрактальную структуру, сколь угодно близкую к нашему изображению.
- 15. Но не все так гладко, как может показаться. Если изображение однородно (на фотографии только скала), то
- 16. Сравнение с JPEG Сегодня наиболее распространенным алгоритмом архивации графики является JPEG. Сравним его с фрактальной компрессией.
- 17. JPEG использует разложение изображения по косинусоидальным функциям, поэтому потери в нем (даже при заданных минимальных потерях)
- 18. Берегись патентов! Специфическая проблема, с которой приходится сталкиваться при реализации алгоритма фрактальной компрессии, - проблема лицензирования.
- 19. Известный судебный процесс по поводу MS DOS 6.0 был спровоцирован незаконным использованием корпорацией Microsoft алгоритма LZRW1,
- 20. Возможности видеокомпрессии Итак, одной из основных проблем, с которой пришлось столкнуться при построении алгоритма фрактальной компрессии,
- 21. Сегодня с той же задачей справляется средний ПК всего за несколько минут. Найдены алгоритмы, существенно оптимизирующие
- 22. Сжатие рисунка
- 24. Скачать презентацию
Слайд 2Фрактальное сжатие изображений
В декабре 1992 года, перед самым Рождеством, компания Microsoft
Фрактальное сжатие изображений
В декабре 1992 года, перед самым Рождеством, компания Microsoft
Слайд 3Чтобы разместить больше информации, необходимы достаточно эффективные алгоритмы архивации. Мы не будем
Когда в 1991 году впервые была опубликована информация о возможностях фрактального сжатия, она наделала много шуму. Майкл Барнсли, один из разработчиков алгоритма, утверждал, что разработан способ нахождения коэффициентов фрактала, сколь угодно близкого к исходной картинке.
Фракталы, эти красивые образы динамических систем, ранее использовались в машинной графике в основном для построения изображений неба, листьев, гор, травы. Красивое и, что важнее, достоверно имитирующее природный объект изображение могло быть задано всего несколькими коэффициентами. Неудивительно, что идея использовать фракталы при сжатии возникала и раньше, но считалось практически невозможным построить соответствующий алгоритм, который подбирал бы коэффициенты за приемлемое время.
Слайд 4Итак, в 1991 году такой алгоритм был найден. Кроме того, в дальнейших
Итак, в 1991 году такой алгоритм был найден. Кроме того, в дальнейших
Звучит это более чем внушительно, поэтому необходимо спокойно разобраться с преимуществами, которые обещает фрактальная компрессия, а также с возможными неприятными сторонами этого алгоритма.
Слайд 5Рождение фрактальной геометрии обычно связывают с выходом в 1977 году книги Б.
Рождение фрактальной геометрии обычно связывают с выходом в 1977 году книги Б.
В 1981 году Джон Хатчинсон опубликовал статью "Фракталы и самоподобие", в которой была представлена теория построения фракталов с помощью системы итерируемых функций (IFS, Iterated Function System).
Четыре года спустя появилась статья Майкла Барнсли и Стефана Демко, в которой приводилась уже достаточно стройная теория IFS. В 1987 году Барнсли основал Iterated Systems, компанию, основной деятельностью которой является создание новых алгоритмов и ПО с использованием фракталов.
История фрактального сжатия
Слайд 6Всего через год, в 1988 году, он выпустил фундаментальный труд "Фракталы повсюду".
Всего через год, в 1988 году, он выпустил фундаментальный труд "Фракталы повсюду".
Если построение изображений с помощью фрактальной математики можно назвать прямой задачей, то построение по изображению IFS - это обратная задача. Довольно долго она считалась неразрешимой, однако Барнсли, используя Collage Theorem, построил соответствующий алгоритм. (В 1990 и 1991 годах эта идея была защищена патентами.) Если коэффициенты занимают меньше места, чем исходное изображение, то алгоритм является алгоритмом архивации.
Первая статья об успехах Барнсли в области компрессии появилась в журнале BYTE в январе 1988 года. В ней не описывалось решение обратной задачи, но приводилось несколько изображений, сжатых с коэффициентом 1:10000, что было совершенно ошеломительно.
Слайд 7Но практически сразу было отмечено, что несмотря на броские названия ("Темный лес",
Но практически сразу было отмечено, что несмотря на броские названия ("Темный лес",
Отношение к новому методу изменилось в 1992 году, когда Арнауд Джеквин, один из сотрудников Барнсли, при защите диссертации описал практический алгоритм и опубликовал его. Этот алгоритм был крайне медленным и не претендовал на компрессию в 10000 раз (полноцветное 24-разрядное изображение с его помощью могло быть сжато без существенных потерь с коэффициентом 1:8 - 1:50); но его несомненным достоинством было то, что вмешательство человека удалось полностью исключить. Сегодня все известные программы фрактальной компрессии базируются на алгоритме Джеквина. В 1993 году вышел первый коммерческий продукт компании Iterated Systems.
Слайд 8Ему было посвящено достаточно много публикаций, но о коммерческом успехе речь не
Ему было посвящено достаточно много публикаций, но о коммерческом успехе речь не
В 1994 году Ювал Фишер предоставил во всеобщее пользование исходные тексты исследовательской программы, в которой использовалось разложение изображения в квадродерево и были реализованы алгоритмы оптимизации поиска. Позднее появилось еще несколько исследовательских проектов, которые в качестве начального варианта программы использовали программу Фишера.
В июле 1995 года в Тронхейме (Швеция) состоялась первая школа-конференция, посвященная фрактальной компрессии. Таким образом, многие важные события в области фрактальной компрессии произошли за последние три года: алгоритм только-только начинает развиваться.
Слайд 9Идея
Фрактальная архивация основана на том, что с помощью коэффициентов системы итерируемых функций
Идея
Фрактальная архивация основана на том, что с помощью коэффициентов системы итерируемых функций
Строго говоря, IFS - это набор трехмерных аффинных преобразований, переводящих одно изображение в другое. Преобразованию подвергаются точки в трехмерном пространстве (x координата, у координата, яркость).
Наиболее наглядно этот процесс продемонстрировал сам Барнсли в своей книге "Фрактальное сжатие изображения". В ней введено понятие Фотокопировальной Машины, состоящей из экрана, на котором изображена исходная картинка, и системы линз, проецирующих изображение на другой экран. Каждая линза проецирует часть исходного изображения. Расставляя линзы и меняя их характеристики, можно управлять получаемым изображением. На линзы накладывается требование они должны уменьшать в размерах проектируемую часть изображения. Кроме того, они могут менять яркость фрагмента и проецируют не круги, а области с произвольной границей.
Слайд 10Одна шаг Машины состоит в построении с помощью проецирования по исходному изображению
Одна шаг Машины состоит в построении с помощью проецирования по исходному изображению
Наиболее известны два изображения, полученных с помощью IFS треугольник Серпинского и папоротник Барнсли Первое задается тремя, а второе - пятью аффинными преобразованиями (или, в нашей терминологии, линзами). Каждое преобразование задается буквально считанными байтами, в то время, как изображение, построенное с их помощью, может занимать и несколько мегабайт.
Слайд 11Становится понятно, как работает архиватор, и почему ему требуется так много времени.
Становится понятно, как работает архиватор, и почему ему требуется так много времени.
В худшем случае, если не будет применяться оптимизирующий алгоритм, потребуется перебор и сравнение всех возможных фрагментов изображения разного размера. Даже для небольших изображений при учете дискретности мы получим астрономическое число перебираемых вариантов. Даже резкое сужение классов преобразований, например, за счет масштабирования только в определенное число раз, не позволит добиться приемлемого времени. Кроме того, при этом теряется качество изображения. Подавляющее большинство исследований в области фрактальной компрессии сейчас направлены на уменьшение времени архивации, необходимого для получения качественного изображения.
Слайд 12Оценка потерь и способы их регулирования
До сих пор мы не затронули
Оценка потерь и способы их регулирования
До сих пор мы не затронули
Слайд 13Для фрактального алгоритма компрессии, как и для других алгоритмов сжатия с потерями,
Для фрактального алгоритма компрессии, как и для других алгоритмов сжатия с потерями,
Слайд 14Возможности масштабирования
Итак, мы выяснили, что IFS задает фрактальную структуру, сколь угодно близкую
Возможности масштабирования
Итак, мы выяснили, что IFS задает фрактальную структуру, сколь угодно близкую
На этапе архивации проводится распознавание изображения, и в виде коэффициентов хранится уже не растровая информация, а информация о структуре самого изображения. Именно это и позволяет при развертывании увеличивать его в несколько раз. Особенно впечатляют примеры, в которых при увеличении изображений природных объектов проявляются новые детали, действительно этим объектам присущие (например, когда при увеличении фотографии скалы она приобретает новые, более мелкие неровности).
Слайд 15Но не все так гладко, как может показаться. Если изображение однородно (на
Но не все так гладко, как может показаться. Если изображение однородно (на
Масштабирование - уникальная особенность, присущая фрактальной компрессии. Со временем ее, видимо, будут активно использовать как в специальных алгоритмах масштабирования, так и во многих приложениях. Действительно, этого требует концепция "приложение в окне". Было бы неплохо, если бы изображение, показываемое в окне 100х100, хорошо смотрелось при увеличении на полный экран - 1024х768.
Слайд 16Сравнение с JPEG
Сегодня наиболее распространенным алгоритмом архивации графики является JPEG. Сравним его
Сравнение с JPEG
Сегодня наиболее распространенным алгоритмом архивации графики является JPEG. Сравним его
Во-первых, заметим, что и тот, и другой алгоритм оперируют 8-битными (в градациях серого) и 24-битными полноцветными изображениями. Оба являются алгоритмами сжатия с потерями и обеспечивают близкие коэффициенты архивации. И у фрактального алгоритма, и у JPEG существует возможность увеличить степень сжатия за счет увеличения потерь. Кроме того, оба алгоритма очень хорошо распараллеливаются.
Различия начинаются, если мы рассмотрим время, необходимое алгоритмам для архивации/разархивации. Так, фрактальный алгоритм сжимает в сотни и даже в тысячи раз дольше, чем JPEG. Распаковка изображения, наоборот, произойдет в 5-10 раз быстрее. Поэтому, если изображение будет сжато только один раз, а передано по сети и распаковано множество раз, то выгодней использовать фрактальный алгоритм.
Слайд 17JPEG использует разложение изображения по косинусоидальным функциям, поэтому потери в нем (даже
JPEG использует разложение изображения по косинусоидальным функциям, поэтому потери в нем (даже
Фрактальный алгоритм избавлен от этого недостатка. Более того, при печати изображения каждый раз приходится выполнять операцию масштабирования, поскольку растр (или линиатура) печатающего устройства не совпадает с растром изображения. При преобразовании также может возникнуть несколько неприятных эффектов, с которыми можно бороться либо масштабируя изображение программно (для дешевых устройств печати типа обычных лазерных и струйных принтеров), либо снабжая устройство печати своим процессором, винчестером и набором программ обработки изображений (для дорогих фотонаборных автоматов). Как можно догадаться, при использовании фрактального алгоритма таких проблем практически не возникает. Вытеснение JPEG фрактальным алгоритмом в повсеместном использовании произойдет еще не скоро (хотя бы в силу низкой скорости архивации последнего), однако в области приложений мультимедиа, в компьютерных играх его использование вполне оправдано.
Слайд 18Берегись патентов!
Специфическая проблема, с которой приходится сталкиваться при реализации алгоритма фрактальной компрессии,
Берегись патентов!
Специфическая проблема, с которой приходится сталкиваться при реализации алгоритма фрактальной компрессии,
Сложно сказать, как повлияет патентование на дальнейшую судьбу алгоритма. Например, принадлежность девяти патентов на различные модификации арифметического кодирования компании IBM помешало использованию его в алгоритме JPEG. В конце концов оно было заменено кодированием по Хаффману.
В целом ситуация с патентованием алгоритмов компрессии весьма специфична: эти алгоритмы сложны в разработке, достаточно компактны, они требуются в коммерческих программах. Поскольку многие хотят их использовать, а механизм определения уникальности алгоритмов несовершенен, возникает масса казусов.
Слайд 19Известный судебный процесс по поводу MS DOS 6.0 был спровоцирован незаконным использованием
Известный судебный процесс по поводу MS DOS 6.0 был спровоцирован незаконным использованием
На простейшее RLE сжатие, идея которого не сложнее идеи пузырьковой сортировки, выдано три (!) патента. Их текст рассматривается как анекдот (авторам пришлось усложнять и обобщать), но, тем не менее, если вам в голову пришло нечто схожее, при реализации алгоритма в коммерческой программе надо быть очень осторожным.
Слайд 20Возможности видеокомпрессии
Итак, одной из основных проблем, с которой пришлось столкнуться при
Возможности видеокомпрессии
Итак, одной из основных проблем, с которой пришлось столкнуться при
До недавнего времени такой подход рассматривался как утопический, ввиду чрезвычайно большого объема вычислений, требуемых при поиске соответствующих преобразований. Но достижения в области фрактальной архивации статической графики позволяют пересмотреть взгляды. Всего четыре года назад для архивации изображения с помощью фракталов требовалась мощная рабочая станция и многие часы работы.
Слайд 21Сегодня с той же задачей справляется средний ПК всего за несколько минут.
Сегодня с той же задачей справляется средний ПК всего за несколько минут.
Время компрессии можно уменьшить, используя информацию о предыдущем кадре. Как правило, движение, начатое на одном из кадров, продолжается достаточно долго. Поэтому, пользуясь информацией о том, какие объекты и как сдвинулись на экране в предыдущем кадре, можно аппроксимировать их движение и на следующий кадр. Можно воспользоваться и тем, что фрактальный алгоритм легко распараллеливается.
Слайд 22Сжатие рисунка
Сжатие рисунка