Слайд 2Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от российского посла
поехать в Россию на три года на службу к Петру I.
Слайд 3Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним
сыном - своим ближайшим помощником.
Слайд 4Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на
родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.
Слайд 5Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было сооружение с 1721 по
1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира.
Слайд 6Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает план каменного дворца с садом
для князя Ивана Долгорукого и план нового здания Арсенала в Москве.
Слайд 7По-настоящему дар Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны.
Слайд 8Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года:
выстроить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и подходящий манеж.
Слайд 9Осенью 1734 года Бирон снова призывает к себе архитектора для того, чтобы
доверить ему возвести замок в Курляндии в Руентале - день закладки дворца - 24 мая 1736 года.
Слайд 11В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил план нового Летнего дворца, а
в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.
Слайд 12В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, тот, что привел на
высочайший трон дочку Петра I Елизавету Петровну.
Слайд 13В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря в
Петербурге и поручает его Растрелли. Растрелли не пришлось завершить сооружение собора: в 1757 году сооружение (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.
Слайд 14Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 года, Растрелли получает новое приказание
императрицы Елизаветы Петровны - активизировать сооружение Верхних палат в Петергофе.
Слайд 1515 июня 1752 года Елизавета Петровна впервой устроила в обновленном Петергофском дворце
прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.
Слайд 16Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к значительно больше значительному и
цельному произведению зодчего - Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году.
Слайд 17Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С 1752 года
Растрелли начал к новой перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.
Слайд 2016 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего
дворца. Однако прошло больше года, в свое время чем был бесповоротно утвержден четвертый по счету план Зимнего дворца. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.
Слайд 22Дворец - маковка русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало
конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы.
Слайд 23Как это ни парадоксально, но как раз Петр III оказался единственным из
всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.
Слайд 2428 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II. С этого времени
над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали одаривать заказы, считая, что его манера барокко стал немодным. Обер-архитектор просит вручить ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает надлежащий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что еще раз вернется к работе. Но за время его отсутствия обстановка ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает заключение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.
Слайд 26В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому
покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сынуля Эрнста Иоганна Бирона Петр, тот, что ныне управлял всеми делами, дал осознать, что хочет брать молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли