Герцен А.И.

Содержание

Слайд 2

Александр Иванович Герцен (1812-1870гг)

Русский писатель, публицист, философ, революционер, родоначальник отечественной политэмиграции - был

Александр Иванович Герцен (1812-1870гг) Русский писатель, публицист, философ, революционер, родоначальник отечественной политэмиграции
незаконнорожденным ребенком состоятельного московского помещика И. Яковлева. Появившемуся на свет 6 апреля 1812 г. мальчику дали придуманную отцом фамилию Герцен. Рос он в отцовском доме и получил воспитание, типичное для дворянских семей того времени. Возможность читать французских просветителей и энциклопедистов из домашней библиотеки повлияла на формирование его мировоззрения.

Слайд 3

Университет (1829−1833)

В 1829 г. Герцен становится студентом Московского университета (физико-математическое отделение).
Он

Университет (1829−1833) В 1829 г. Герцен становится студентом Московского университета (физико-математическое отделение).
и его верный товарищ Огарев становятся активными участниками кружка вольнолюбивой, настроенной против действий правительства молодежи. В 1834 г. Герцен оказался среди арестованных его участников и был сослан в Пермь. Позднее его отправили в Вятку, где он служил в губернаторской канцелярии. Когда в город приезжал царский наследник, будущий Александр II, Герцен участвовал в местной выставке и давал пояснения высокопоставленной персоне. Благодаря этому его перевели во Владимир, где он служил советником правления и женился на московской невесте.

Слайд 4

В 1836 г. он начал печататься, выступать как публицист, взяв псевдоним Искандер.

В 1836 г. он начал печататься, выступать как публицист, взяв псевдоним Искандер.
В начале 1840 г. Герцену разрешили возвратиться в Москву, а весной он сменил место жительства на Санкт-Петербург. Отец настоял, чтобы сын устроился в канцелярию министерства внутренних дел, но после того, как в письме к нему Герцен нелицеприятно отозвался о полиции, его в июле 1841 г. снова сослали, на этот раз в Новгород.
Через год, в 1842 г., Герцен вернулся в столицу. В то время главным направлением общественной мысли был идейный спор славянофилов и западников. Герцен не просто, активно включившись в него, разделяет позицию западников - благодаря эрудиции, таланту мыслить, вести полемику он превращается в одну из ключевых фигур отечественной общественной жизни.

Слайд 5

В 1842-1843 гг. он публикует цикл статей «Дилетантизм в науке»

В 1844-1845

В 1842-1843 гг. он публикует цикл статей «Дилетантизм в науке» В 1844-1845
гг. – «Письма об изучении природы», в которых призывает покончить с противостоянием философии и естественных наук

Слайд 6

Видя в литературе зеркало общественной жизни и эффективный способ борьбы, Герцен представляет

Видя в литературе зеркало общественной жизни и эффективный способ борьбы, Герцен представляет
публике антикрепостные беллетристические произведения – «Доктор Крупов» (1847), «Сорока-воровка» (1848). ). На протяжении 1841-1846 гг. Герцен пишет социально-психологический роман, один из первых своем роде в России – «Кто виноват?»

Слайд 7

Состоявшийся в 1847 г. переезд в Европу (Францию) после смерти отца положил

Состоявшийся в 1847 г. переезд в Европу (Францию) после смерти отца положил
начало новому периоду в биографии Герцена. Ему довелось стать очевидцем поражения революций 1848-1849 гг., и под влиянием разочарования в революционном потенциале западных стран, мыслей об умирании старой Европы философ создает «теорию русского социализма», закладывает основы народничества. Литературным воплощением идей того времени стали книги «С того берега» (1847-1850), «О развитии революционных идей в России» (1850).

Слайд 8

В 1868 г. Герцен заканчивает писать автобиографический роман «Былое и думы», начатый

В 1868 г. Герцен заканчивает писать автобиографический роман «Былое и думы», начатый
еще в 1852 г. Он считается не только вершиной его творчества как художника слова, но и одним из лучших образцов русской мемуаристики. В конце жизни Герцен пришел к выводу о том, что насилие и террор являются недопустимыми методами борьбы. Последние годы его жизни связаны с разными городами: Женевой, Лозанной, Брюсселем, Флоренцией. Скончался А.И. Герцен 21 января 1870 г. Париже от пневмонии. Его похоронили на кладбище Пер-Лашез, затем его прах был перезахоронен в Ницце.

Слайд 9

Философские взгляды Герцена

Славянофилы всячески стремились к подчеркиванию самобытности русской философии. Западники, напротив,

Философские взгляды Герцена Славянофилы всячески стремились к подчеркиванию самобытности русской философии. Западники,
были убеждены, что россиянам философии надо учиться у Запада. В московском кружке Ш.В. Станкевича, например, в 30-х годах XIX в. изучали Гегеля. Уже здесь в полную силу проявила себя тенденция, которая стала весьма характерной чертой многих российских мыслителей XIX в.: стремление придать философским идеям прикладной характер, использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности. В этой связи абстрактная система Гегеля постепенно уходила на задний план под натиском более прозаичных фейербахианских, материалистических и нигилистических идей.
К ранним западникам обычно относят П.Я Чаадаева, Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена. Из этой плеяды русских мыслителей широтой и глубиной своих философских воззрений выделялся Александр Иванович Герцен.
Герцен прекрасно знал учения Шеллинга, Гегеля, Сен-Симона, других западных философов. Диалектику Гегеля он оценивал как "алгебру революции". Быстрое философское развитие Герцена привело к тому, что уже в начале 40-х годов (1842–1846) он достигает философского уровня наиболее видных западных мыслителей своего времени. При этом для философии Герцена характерны многие типичные для отечественной философии черты: синтетичность, народность, всеохватность.

Слайд 10

Герцен — знаток философии, логики, литературы, истории, он имеет физико-математическое образование. Весь

Герцен — знаток философии, логики, литературы, истории, он имеет физико-математическое образование. Весь
комплекс знаний Герцен стремится объединить в единое жизненное целое, развивая при этом значительно рельефнее, чем это делали славянофилы, рационалистические аспекты философии. Все философские построения Герцена пронизывает идея единства. Он подчеркивает единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опытами рационального мышления, сознательной и бессознательной деятельности, индивида и народа, естествознания и философии, науки и жизни. В политической области Герцен стремится к достижению общества без насилия и антагонизмов. Российское будущее он связывал с идеалами народного социализма. Не случайно, а в силу своих исходных философских установок, Герцен стал одним из родоначальников русского народничества. Незадолго до своей кончины Герцен адресует Бакунину письмо "К старому товарищу", в котором он выступает против крайностей революционного нигилизма, призывов к немедленному свержению государства, к бунту — без должной научной и нравственной подготовки социальных изменений.
Философия Герцена не всегда получает адекватную оценку. По ленинской характеристике, Герцен подошел вплотную к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом. Ленин исходит из убеждения, согласно которому на вершине философии находятся только Маркс и Энгельс. С этой точки зрения Герцен не мог достигнуть вершины философии. Между тем в философии много вершин, часть из которых была освоена именно Герценом. Философские воззрения Герцена обладают той самодостаточностью, которая позволяет характеризовать его как выдающегося философа середины XIX в.

Слайд 11

Педагогические идеи
В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в

Педагогические идеи В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако
течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей середины XIX века, затронувших в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции.
Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Слайд 12

Воспитание

Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живёт интересами

Воспитание Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живёт
своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах. Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития. «Разумное признание своеволия есть высшее и нравственное признание человеческого достоинства». В повседневной воспитательной деятельности важную роль играет «талант терпеливой любви», расположение воспитателя к ребёнку, уважение к нему, знание его потребностей. Здоровая семейная обстановка и правильные отношения между детьми и воспитателями являются необходимым условием нравственного воспитания.
Имя файла: Герцен-А.И..pptx
Количество просмотров: 2171
Количество скачиваний: 111